Воскресенье, 18 февраля, 2024
История Киева

Первое письменное упоминание про Киев

«Киевское письмо» или первое письменное упоминание о Киеве на иврите.

«Киевское письмо» – рекомендательное письмо, выданное Мар Якову Бен Ханукке хазарской иудейской общиной Киева. По мнению первооткрывателей, данное письмо является самым древним аутентичным документом, написанным на территории Киевской Руси и может датироваться 10 ст. н. е.

Документ написан на еврейском языке и содержит первое упоминание о Киеве в форме Qiyyōb (ивр. קייב‎).

Первое письменное упоминание про Киев
Скан Киевского письма из коллекции сайта Кембриджского университета.

Письмо содержит просьбу к евреям других городов пожертвовать денег для выкупа Яакова бен Ханукки. Сообщается, что этот человек ранее никогда не нуждался, пока не выступил поручителем за брата, взявшего деньги у иноверцев. Брата убили разбойники, и когда пришло время отдавать долг, поручителя забрали в тюрьму. Через год община выкупила его за 60 монет, но для полного освобождения требовалось ещё 40. Он отправился с письмом собирать недостающую сумму. В конце письма стоят подписи (имена) составителей. Всего 11 человек.

Последнее слово написано древним тюркским руническим письмом. Возможно, это единственная надпись хазарской на языке, дошедшая до наших дней, которая означает «Я прочитал (это)».

Первое письменное упоминание про Киев
Надпись из Киевского письма давним тюркским руническим письмом

Письмо было обнаружено среди коллекции древнееврейских рукописей Каирской Генизы профессором Чикагского университета, Норманом Голба (Norman Golb) в 1962 году.

Рукопись хранится в библиотеке Кембриджского университета. Она составляет кусок пергамента длиной 22,5 см и шириной 14,4 см. В двух местах письмо повреждено, имеет семь вертикальных складок. Текст написан на лицевой стороне, обратная сторона – пустая. Чернила коричневые (выгорело черное). Текст занимает 30 строк.

Документ содержит древнейшее упоминание о Киеве, зафиксированное в форме Qiyyōb. Поскольку письмо является примером частной правовой договоренности, то оно представляет большую ценность для изучения древнерусской правовой системы. Дает раннее свидетельство о существовании на Руси долгового рабства. Освещает процедуры учреждения и поручительства.

Источник – Википедия

2 thoughts on “Первое письменное упоминание про Киев

  • Я счетаю из чисто логических соображений, что уже в начале 1-го
    века н.э. на месте будущего Киева существовало поселение, в котором
    жили евреи, возможно совместно с предками славян. Как известно в 1-ом
    веке это место посетил Апостол Андрей
    Первозванный и поставил деревянный
    крест где-то в районе будущего Подола.
    Он также выступал перед местными жителями, ведя проповедь новой
    Христианской религии.
    Думается, что Апостолы вряд ли были
    полиглотами и предпочитали выступать перед потенциальной паствой на своем родном языке, т.е.
    на иврите.

  • Мне кажется, Игорь, что для Бога нет языковых (мовних) ограничений, Как и для его учеников. Судя по Вашему Апостол был не в состоянии проповедать и общатся с слушателями? Ваше рациональное отрицает божественное? Или Киевский чиновник наложивший резолюцию был умнее Апостола, поскольку ему не понадобился перевод!

    Документ говорит о доугом о наличии права! О образованости множества Киевлян, о судебной практике! О развитом обществе!
    А почему не латинский? На териториии Киева найдено огромное количество римских монет, а сколько найдено иудейских?

    можно много чего Вам написать но выбирая между ветхим заветом и глиняными табличками я выберу глиняные и вы наете почему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest