Первый полет АН-124 «Руслан»
Из истории киевской авиации – АН-124 «Руслан».
24 декабря 1982 года с заводского аэродрома Святошино взлетел тяжелый стратегический военно-транспортный самолет АН-124 «Руслан», способный перевозить до 150 т груза.
Самолет под управлением экипажа в составе: лётчики-испытатели Владимир Терский (командир) и Алексей Галуненко (второй пилот), штурман Александр Поддубный, бортинженеры Владимир Воротников и Александр Шулещенко, бортрадист Михаил Тупчиенко, ведущий инженер Михаил Харченко провел в воздухе около часа. «Руслан» несколько раз облетел аэродром и вернулся на место стоянки.
«Самолет, как пушинка, легко набрал высоту, – вспоминал Терский. — В течение часа выполнили программу определения некоторых характеристик устойчивости и управляемости и пошли на посадку в Гостомеле. Как только коснувшись полосы, в кабине началось: такая сильная вибрация, казалось, сейчас все развалится. Как выяснилось позже, это было „шимми“ основных опор шасси, возникшего несмотря на все принятые меры. Но скорость удалось быстро погасить, мы зарулили на стоянку и с опаской стали выходить. Хотя разрушилась только одна створка шасси и несколько тяг, но подъехавший нас поздравить Олег Константинович очень расстроился».
На момент первого полета Ан-124 «Руслан» превосходил все существующие в то время самолеты своего класса. Он вобрал в свою конструкцию большое количество новых технологий и решений.
При создании самолета Ан-124 «Руслан», чтобы обеспечить надлежащий технический уровень, впервые в СССР была разработана и реализована комплексно-целевая программа, которая предусматривала улучшение всех составляющих эффективности самолета: аэродинамических характеристик, прочностных и ресурсных показателей, весового совершенства, удельных характеристик силовой установки, функциональных возможностей систем оборудования, трудоемкости техобслуживания и ремонта. Для поиска оптимального сочетания параметров было проанализировано 540 возможных компоновок самолета, в аэродинамических трубах продуто 185 различных моделей, в том числе 42 варианта крыла. Для крыла был выбран суперкритический профиль, позволивший сделать крыло толстым, с большой строительной высотой при малом аэродинамическом сопротивлении. Были разработаны уникальные прессованные панели крыла длиной до 28 м, крупногабаритные панели фюзеляжа, новые конструкционные материалы с повышенными свойствами, в том числе полимерные композиционные, созданный высокоресурсный крепеж. На самолете применили многоопорное шасси с приседаниями.
Два грузовых люка позволяют организовать сквозной проезд техники и значительно сократить время погрузки-разгрузки. Применение двухпалубного фюзеляжа с раздельной герметизацией палуб позволило снизить вес фюзеляжа и повысить ресурс, а также добиться высокой безопасности экипажа и сопровождающих груз лиц при аварийной посадке.
Высота воздушной машины составляет 21,1 метра, размах крыльев – 73,3 метра, максимальная взлетная масса – 392 тонны, грузоподъемность – 120 тонн, дальность полета – 16 000 километров.
Ан-124 «Руслан» – последний самолет, созданный под непосредственным руководством Генерального конструктора А.К. Антонова. Самолет является самым крупным в мире серийным транспортным самолетом. Модифицированный «Руслан» – Ан-124-100 успешно работает на мировом рынке коммерческих перевозок. На летно-испытательном аэродроме ГП «АНТОНОВ» в Гостомеле базируется транспортное звено «Авиалинии Антонов», основу которого составляет 7 «Русланов». На Ан-124 установлено 30 мировых рекордов, из которых абсолютный рекорд по подъему груза массой 171,219 т на высоту 10750 м.
Видео первого полета Ан-124 «Руслан» от ДП «Антонов».