Выставка подвижного состава исторических локомотивов и вагонов
Из истории киевских музеев – выставка подвижного состава исторических локомотивов и вагонов.
28 ноября 2011 года на станции Киев-Пассажирский была открыта постоянно действующая Выставка подвижного состава исторических локомотивов и вагонов. Это музей железнодорожной техники под открытым небом, в экспозиции которого паровозы, тепловозы, электровозы, железнодорожные вагоны, другие виды подвижного состава и путевого оборудования.
Первоначально основу экспозиции Выставки исторического подвижного состава составил ретропоезд, сформированный к 140-летию Юго-Западной железной дороги. Сначала экспозиция составляла лишь три экспоната, впрочем, перечень экспонатов постоянно пополняется, и сегодня там представлены уникальные образцы локомотивов и вагонов-салонов производства как отечественных, так и зарубежных предприятий железнодорожного машиностроения.
Среди экспонатов, представленных на «14-м пути» железнодорожного вокзала столицы, есть несколько локомотивов: грузовые паровозы, тепловозы и электровоз. Среди прочего подвижного состава цементовоз, крытый вагон и цистерна. Презентована и специальная техника — путеизмерительный вагон, дорожная уборочная машина, платформа-мастерская, снегоочиститель, съемная вышка, дрезина.
Гостям выставки доступны и несколько вагонов-салонов, в которых когда-то путешествовали первые лица государства.
Вагон-салон №70139. 6-местный вагон-салон, построенный в 1910 году на Magyar Vagones Gepgyar Raba в Австро-Венгрии. Вагон строился по специальному заказу для премьер-министра Российской империи Петра Столыпина. В этом вагоне он в последний раз приехал в Киев в конце августа 1911 года, где был убит эсеровским боевиком Дмитрием Богровым. В первую мировую войну использовался как штабной вагон в составе поезда главнокомандующего Юго-Западным фронтом генерала Алексея Брусилова, использовался во время боев в Галиции и Буковине, Брусиловском прорыве. Позже вагон использовался в составе поездов министров Временного правительства, большевистских лидеров – Льва Троцкого, Михаила Калинина, Иосифа Сталина. В 1920-х годах вагон был капитально отремонтирован с установкой бронепояса, после чего включался в литерные поезда высших советских чиновников. По окончании Второй мировой войны, по просьбе многолетнего начальника столичной магистрали легендарного Петра Кривоноса, передан Юго-Западной железной дороге. Особенностью этого вагона есть применение шпренгеля – вспомогательной конструкции для поддержки вагонной рамы от прогибания.
Вагон-салон №70303. 6-местный вагон-салон 1-й категории, по неподтвержденным данным, построен на Верхневолжском заводе железнодорожных материалов в г. Тверь (Россия) в 1912 году для обеспечения перевозок руководства железной дороги высшего звена. Однако точную марку завода-производителя подвергают сомнению отдельные знатоки отечественной старины. Существуют сведения, что именно в этом вагоне в декабре 1918 на станции Фастов был подписан предварительный текст Акта Соединения Украинской Народной Республики и Западноукраинской Народной Республики в единое соборное государство – Украину. Подобные вагоны относятся к системе полонсо – пассажирских вагонов с нижними толстыми металлическими частями кузова (5 мм), обычно имеющими много заклепок значительного размера. Это означало, что пули стрелкового оружия того времени его не пробьют. Так что в народе такие вагоны называли еще «бронированными», или «владикавказцами» (по названию магистрали, где были впервые применены). Большинство подобных вагонов списали в начале 1960-х годов, однако некоторые оставались служебными для руководителей железных дорог вплоть до конца 1980-х годов. В настоящее время они стали экспонатами ряда жд музеев государств СНГ и Балтии.
Вагон-салон №75112. 8-местный вагон-салон, построенный на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Егорова в 1939 году. Предназначенный для перевозки государственных и партийных деятелей СССР. В первые дни Германско-советской войны, во время обороны Днепровского рубежа под Могилевом – штабной вагон Климента Ворошилова. После войны использовался К. Ворошиловым для служебных поездок и поездок с семьей в Крым на отдых.
Вагон-салон №70006. 2-местный вагон-салон, построенный на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Егорова в 1957 году. Предназначался для перевозки первых лиц ЦК КПУ. Использовался для выездных совещаний и рабочих поездок многолетним Первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким и другими партийными функционерами высшего звена.
Здесь также установлен ручной стрелочный перевод и семафор. Помимо железнодорожного подвижного состава на выставке представлены некоторые образцы автомобильной и другой специальной техники.
Во все вагоны и часть локомотивов можно заходить внутрь. Вы можете увидеть мебель и интерьер тех времен, заглянуть в кабину машиниста. Музей очень необычный и интересный, прежде всего, здесь понравится детям и будет познавательно для взрослых.
Попасть на Киевскую выставку подвижного состава исторических локомотивов и вагонов можно с конкорса (пешеходной галереи) – перехода между Центральным и Южным вокзалами станции Киев-Пассажирский. Спуск к выставке — на 14 пути. Время работы с 8 до 20 часов. Обеденный перерыв с 12 до 13. Вход платный.