Владимирский собор. История
Из истории Киевских храмов – Владимирский собор.
Владимирский собор (собор святого равноапостольного великого князя Владимира) – православный собор в Киеве, до создания Православной Церкви Украины был главным храмом Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
Находится по адресу – Бульвар Тараса Шевченко, 20.

Собор построен в 1862-1882 гг.
Собор построен в русском неовизантийском стиле, начальный проект собора составили архитекторы Иван Штром и Павел Спарро; позже его переработал архитектор Александр Беретти. В сооружении собора принимали участие архитекторы Рудольф Бернгард, К. Я. Маевский, Владимир Николаев.
Собор в плане – традиционный древнерусский шестистолпный трехапсидный храм, но увенчанный семью куполами.
В 1852 году Филарет, митрополит Московский, предложил построить в Киеве храм в честь будущего девятисотлетия Крещения Руси киевским князем Владимиром. Граждане из всех частей Российской империи начали массово жертвовать средства на храм, и в 1859 общая сумма пожертвований достигла 100 000 российских рублей.
В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.
В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переделать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нави, то есть изменить крестообразную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.
Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внес значительные изменения в проект Штрома-Спарро.
15 (27) июля 1862 в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.
Уже в 1866 году собор был построен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуацию вызвали допущенные при переработке проекту ошибки в математических расчетах.
В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустой строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из самых известных архитекторов Рудольфа Бернгарда, который сделал точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашел и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 были восстановлені строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделен на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению придавали апсиды, которые соответствовали ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом – ризница. Еще два алтаря – Ольгинской и Борисоглебский – должны были располагаться на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось.
Значительную художественную ценность имеют внутренние настенные росписи, которые выполнили 1885-1896 русские художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Павел и Александр Сведомские, украинские – В. А. Котарбинский, М. К. Пимоненко, Н. А. Врубель, В. Д. Замирайло, С. П. Костенко под общим руководством профессора А. В. Прахова.
В. Васнецову принадлежит роспись главного нефа собора, в которой, кроме религиозных сюжетов, большое место занимали исторические композиции – «Крещение Руси», «Крещение Владимира», портреты канонизированных святых: Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги и др. М. Нестеров выполнил иконостасы в боковых навах, 2 композиции – «Рождество» и «Воскресение» – на стенах хоров и «Богоявление» в крещальне. Павлу Сведомскому принадлежат композиции «Тайная вечеря», «Въезд в Иерусалим», «Суд Пилата», В. Котарбинскому – «Вознесение» и др. Орнамент, покрывающий свободное пространство, выполнили украинские мастера, кроме правой нави, которую расписал М. Врубель.






Крещение Святого Князя Владимира (1890)




На торжественном освящения собора, которое состоялось 20 августа 1896 года, присутствовал император Николай II с супругой Александрой Федоровной.

В советские времена собор оставался открытым храмом, выполняя функции кафедрального собора Киево-Галицкой митрополии Русской Православной Церкви. Хотя попытки закрыть были. Так, в августе 1929 секретариат ВУЦИК утвердил решение Киевского городского совета о закрытии «по многочисленным просьбам трудящихся» Владимирского собора в Киеве и организацию в его помещении Всеукраинского антирелигиозного музея.

Во время оккупации собор был отреставрирован, на конец 1943 было назначено его торжественное открытие. После освобождения Киева от немцев собор стал кафедральным собором Русской православной церкви и в таком качестве функционировал в дальнейшем.
В 1992г., После образования Украинской Православной церкви Киевского Патриархата храм стал Патриаршим кафедральным собором этой конфессии.
Во Владимирском соборе сейчас находятся мощи Великомученицы Варвары, реликвияр для которых в 18 веке изготовил киевский ювелир Самойло Ростовский, а также мощи Святителя Макария.