Пётр Вескляров, тот самый «Дед Панас»

Из истории выдающихся киевлян — Вескляров Пётр Ефимович.

Петр Ефимович Вескляров (Пинхас Хаимович Вескляр; 9 июня 1911, Тальное, Черкасская область — 5 января 1994, Киев) — украинский актер и телеведущий. Заслуженный артист Украины (1973). Более известный под творческим псевдонимом «Дед Панас».

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»

Петр Ефимович Вескляров родился 9 июня 1911 в райцентре Тальное на Черкасщине. Кроме него в семье было еще два брата — старший погиб во время Гражданской войны, а младший в 1942 году под Сталинградом. Родители погибли во время Холокоста.

Фамилия отца упомянута в списке людей иудейского вероисповедания, которые жили в Тальном в начале ХХ века, но отсутствует в списке евреев-избирателей на выборах в Думу 1906 года. Семья, следовательно, была малоимущей.

«Город моего детства — Тальное, — рассказал Дед Панас корреспонденту «Черкасской правды» в сентябре 1983 года. — Отец был каменщиком».

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
Синагога в Тальном, которую посещала семья Векслер. Фото 1914 года.

С наступлением советской власти Векслер чуть ли не первыми вступили в коммуну «Улей и Пчела» — несколько семей собственноручно построили двухэтажный дом и поселились там. Каждая имела свою комнату, все имущество было общим. Питались вместе в общей столовой.

«С гордостью вспоминаю тот первый дом, построенный руками членов коммуны — на его строительство отец брал и меня, приучая к работе», — рассказывал артист. Парню тогда было 10 лет. «После трудового дня, — продолжал, — собирались в избе-читальне или клубе — на репетиции драмкружка».

1932-1940 — актер Черкасского рабоче-крестьянского театра, начальник и художественный руководитель клуба на станции Гребенка.

Гордился своим казацким, украинскими корнями. Когда дети на улицах спрашивали его: «Дедушка, а вы казак?» Он утвердительно отвечал: «Да, детка — я, мой дед, все мы казаки, потому произошли с Колиивщины». 

В годы Великой Отечественной войны оказался в плену, где и изменил имя и фамилию, став с Вескляра Вескляровым, бежал из лагеря в оккупированный Киев. Устроился на работу на железную дорогу. Там же организовал драматический кружок и вплоть до освобождения города в 1943 году ставил спектакли. После освобождения был вынужден покинуть Киев и устроился в Луцке артистом Волынского украинского музыкального театра им. Т. Шевченко, где работал в период 1946 — 1959 годов. Там же, в Луцке, познакомился с будущей женой Галиной, которая работала секретарем театра, здесь родился его сын Богдан, который также стал актером. Воспитывал дочь своего брата Аллу. Там было сыграно немало ролей: Николая Задорожного из «Украденного счастья», Командора из «Каменного властелина», Монтанелли из «Овода» и другие.

Жизнь актера изменилось в 1958-м, когда киевский кинорежиссер Виктор Иванов приехал в Луцк в поисках артистов для фильма «Олекса Довбуш». Пригласил Весклярова на Киностудию им.Довженко — хотел попробовать его на роль деда Петрия. Актерские пробы прошли удачно, Вескляров дебютировал в кино.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
Петр Вескляров (справа) в образе деда Петрии — дебют в кино. Кадр из фильма В. Иванова «Олекса Довбуш» (1959)

Появление в съемочном павильоне колоритного мужчину с Волыни не прошла незамеченной: режиссер Виктор Ивченко предложил большую роль в фильме «Иванна», действие которого тоже происходит на Западной Украине.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
В фильме В. Ивченко «Лесная песня» (1961) Петр Вескляров сыграл дядю Льва

В общем 1959 Вескляров снялся в пяти картинах Киностудии им. Довженко! Ему предложили перейти в штат киностудии.

И здесь разыгралась драма — жена была категорически против переезда в Киев .. После долгих колебаний, семейных споров и ссор актер принял ехать в столицу. Брак распался.

Он поселился на киностудии — в общежитии. Работы хватало: в следующем 1960 году снялся в пяти фильмах, в 1961-м — в четырех. И дальше играл по 2-3 роли в год. В общем снялся в около 50 фильмах.

Работал на Киевской киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко до 1982 года.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
В фильме М. Ильинского «Доверие» (1972) Петр Вескляров, выглядел примерно так, как в жизни

Судьбоносным для Петра Весклярова стал 1962 год. Украинская радио искало замену пожилому Габриэлю Нелидову, который с 1954-го вел вечернюю передачу «Сказки дедушки Панаса» (кстати, самую первую в СССР вечернюю сказку для детей — ее московский аналог «Спокойной ночи, малыши» появился только в 1964-м, сразу в телевизионном варианте).

На конкурс отправились, как рассказывали, около 200 человек — Вескляров среди них. Прежде всего он искал подработку, ведь удерживал еще и семью своего брата, погибшего под Сталинградом, а также должен был помогать сыну, который остался с мамой в Луцке.

На прослушивании Вескляров очаровал комиссию тембром голоса и манерой рассказывать. И — победил, став вторым (после Нелидова) дедушкой Панасом. Ему был 51 год. Именно эта роль станет его главной и самой успешной в жизни.

За семь лет руководители Гостелерадио УССР постановили перенести вечернюю сказку для детей из радиоэфира на телевизионный экран. Петр Вескляров одел вышиванку (собственную, не из реквизита) и театральный седой парик (спрятал лысину), сел за стол будто в сельском доме, украшенной вышитыми полотенцами — и стал телеведущим.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»

Дед Панас рассказывал сказки, которые по ходу нередко иллюстрировал. Сценарии писал сам, сказки рассказывал наизусть. Его традиционное обращение «Добрий вечір вам, Малятка, любі хлопчики й дівчатка!» запомнилось нескольким поколениям маленьких зрителей.

Его пятнадцатиминутная программа «Спокойной ночи, малыши!» выходила по пятницам в 20.45 в течение 17 лет(!).

После каждого выпуска редакция получала кипы писем — дети посылали рисунки, вопросы, стишки, а родители — слова благодарности. Детские письма адресовались именно ему: «индекс 252001 Куда Киев, 1, Крещатик 26, телевидение; Кому: Дедушке Панасу»

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»

Однажды посреди программы Дед Панас закашлялся — программы шли вживую, — за несколько дней почта доставила в телецентр десятки тысяч посылок с медом, малиной, травами, чтобы любимый сказочник лечился.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
Петр Вескляров и внук Андрей

Колоссальный успех, к сожалению, не означал достойной оплаты. За каждый выпуск культовый ведущий, кумир миллионов зрителей, получал стандартную ставку — 8 рублей. Плюс за репетицию, плюс за эфир — всего, по словам режиссера той программы Елены Сторожук, получалось 16 рублей в месяц, следовательно, 64 рубля. Столько же на телевидении получала уборщица.

В свободные дни Вескляров ездил по селам с творческими встречами. Это тоже приносило копейку. Жил с новой женой Лилей и ее дочерью Татьяной в скромной однокомнатной квартире напротив Киностудии им. Довженко.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
Петр Ефимович, его невестка Весклярова Ульяна Павловна и внук Андрей

Лишь в 1988 году переехал с семьей в центр города, получив просторную квартиру в доме по ул. Саксаганского, 24, где жили известные кинематографисты.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
Дом по адресу Саксаганского, 24 в Киеве, где жил Петр Вескляров

Украинская вышиванка Весклярова временами раздражала руководство телевидения, его иногда обвиняли в национализме, а в 1970-х гг. несколько раз даже пытались заменить. Но от этой идеи пришлось отказаться под давлением возмущенных телезрителей, которые засыпали студию Довженко и дирекцию УТ письмами с просьбами вернуть дедушку Панаса на экран и он возвращался. Преданный украинец, который никогда не изменял своему языку и вышиванке неоднократно обвинялся в национализме.

Значительное распространение имела легенда о том, что, будучи ведущим детской программы «Спокойной ночи, малыши», которая шла в прямом эфире, дед Панас завершил программу такой репликой: «Такая хуйня, малыши…». Вещественных доказательств о том, что такое произошло, нет (из архивов телевидения удалось сохранить только одну пленку), показания же свидетелей является противоречащими. Например, бывший коллега Весклярова по телевидению журналист Владимир Заманский этот факт отрицал, а диктор УТ Светлана Белоножко — подтверждает, но уже после эфира, хотя сама лично свидетелем этого не была. Вполне вероятно, что это была очередная попытка партийных функционеров дискредитировать Весклярова, чтобы таким образом подвинуть известного украинского деятеля с центрального телевидения.

Иногда утверждают, что артист не знал русского языка… Правильнее сказать: не пользовался им в быту. Но владел, потому что во время войны выступал с фронтовым театром на передовой, после войны снимался за пределами Украины.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
В фильме В. Денисенко «Сон» (1964) Петра Весклярова в гриме не узнать (в центре, в роли придворного)

Телевизионная карьера деда завершилась в 1988 не из преследования за национализм, как некоторые говорят.

Он стал забывать текст, паузы в эфире продолжались иногда 40 секунд. Случалось, путал сказки — начинал рассказывать одну, перескакивал на другую…

Уволили его некрасиво, не по-человечески. Вескляров пришел на эфир и услышал: «Вы здесь уже не работаете». Обиделся. Больше не приходил в телецентр, а на телефонные звонки отвечал коротко и быстро заканчивал разговор.

Петр Ефимович умер 5 января 1994 года, прах похоронен в колумбарии Байкового кладбища города Киева. Вдова уехала в США, перед тем передав кинопленки с записями «деда Панаса» братьям Капрановым.

Петр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
Памятная доска актеру в г.Тальное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest