Пётр Вескляров, тот самый «Дед Панас»
Из истории выдающихся киевлян — Вескляров Пётр Ефимович.
Петр Ефимович Вескляров (Пинхас Хаимович Вескляр; 9 июня 1911, Тальное, Черкасская область — 5 января 1994, Киев) — украинский актер и телеведущий. Заслуженный артист Украины (1973). Более известный под творческим псевдонимом «Дед Панас».

Петр Ефимович Вескляров родился 9 июня 1911 в райцентре Тальное на Черкасщине. Кроме него в семье было еще два брата — старший погиб во время Гражданской войны, а младший в 1942 году под Сталинградом. Родители погибли во время Холокоста.
Фамилия отца упомянута в списке людей иудейского вероисповедания, которые жили в Тальном в начале ХХ века, но отсутствует в списке евреев-избирателей на выборах в Думу 1906 года. Семья, следовательно, была малоимущей.
«Город моего детства — Тальное, — рассказал Дед Панас корреспонденту «Черкасской правды» в сентябре 1983 года. — Отец был каменщиком».

С наступлением советской власти Векслер чуть ли не первыми вступили в коммуну «Улей и Пчела» — несколько семей собственноручно построили двухэтажный дом и поселились там. Каждая имела свою комнату, все имущество было общим. Питались вместе в общей столовой.
«С гордостью вспоминаю тот первый дом, построенный руками членов коммуны — на его строительство отец брал и меня, приучая к работе», — рассказывал артист. Парню тогда было 10 лет. «После трудового дня, — продолжал, — собирались в избе-читальне или клубе — на репетиции драмкружка».
1932-1940 — актер Черкасского рабоче-крестьянского театра, начальник и художественный руководитель клуба на станции Гребенка.
Гордился своим казацким, украинскими корнями. Когда дети на улицах спрашивали его: «Дедушка, а вы казак?» Он утвердительно отвечал: «Да, детка — я, мой дед, все мы казаки, потому произошли с Колиивщины».
В годы Великой Отечественной войны оказался в плену, где и изменил имя и фамилию, став с Вескляра Вескляровым, бежал из лагеря в оккупированный Киев. Устроился на работу на железную дорогу. Там же организовал драматический кружок и вплоть до освобождения города в 1943 году ставил спектакли. После освобождения был вынужден покинуть Киев и устроился в Луцке артистом Волынского украинского музыкального театра им. Т. Шевченко, где работал в период 1946 — 1959 годов. Там же, в Луцке, познакомился с будущей женой Галиной, которая работала секретарем театра, здесь родился его сын Богдан, который также стал актером. Воспитывал дочь своего брата Аллу. Там было сыграно немало ролей: Николая Задорожного из «Украденного счастья», Командора из «Каменного властелина», Монтанелли из «Овода» и другие.
Жизнь актера изменилось в 1958-м, когда киевский кинорежиссер Виктор Иванов приехал в Луцк в поисках артистов для фильма «Олекса Довбуш». Пригласил Весклярова на Киностудию им.Довженко — хотел попробовать его на роль деда Петрия. Актерские пробы прошли удачно, Вескляров дебютировал в кино.

Появление в съемочном павильоне колоритного мужчину с Волыни не прошла незамеченной: режиссер Виктор Ивченко предложил большую роль в фильме «Иванна», действие которого тоже происходит на Западной Украине.

В общем 1959 Вескляров снялся в пяти картинах Киностудии им. Довженко! Ему предложили перейти в штат киностудии.
И здесь разыгралась драма — жена была категорически против переезда в Киев .. После долгих колебаний, семейных споров и ссор актер принял ехать в столицу. Брак распался.
Он поселился на киностудии — в общежитии. Работы хватало: в следующем 1960 году снялся в пяти фильмах, в 1961-м — в четырех. И дальше играл по 2-3 роли в год. В общем снялся в около 50 фильмах.
Работал на Киевской киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко до 1982 года.

Судьбоносным для Петра Весклярова стал 1962 год. Украинская радио искало замену пожилому Габриэлю Нелидову, который с 1954-го вел вечернюю передачу «Сказки дедушки Панаса» (кстати, самую первую в СССР вечернюю сказку для детей — ее московский аналог «Спокойной ночи, малыши» появился только в 1964-м, сразу в телевизионном варианте).
На конкурс отправились, как рассказывали, около 200 человек — Вескляров среди них. Прежде всего он искал подработку, ведь удерживал еще и семью своего брата, погибшего под Сталинградом, а также должен был помогать сыну, который остался с мамой в Луцке.
На прослушивании Вескляров очаровал комиссию тембром голоса и манерой рассказывать. И — победил, став вторым (после Нелидова) дедушкой Панасом. Ему был 51 год. Именно эта роль станет его главной и самой успешной в жизни.
За семь лет руководители Гостелерадио УССР постановили перенести вечернюю сказку для детей из радиоэфира на телевизионный экран. Петр Вескляров одел вышиванку (собственную, не из реквизита) и театральный седой парик (спрятал лысину), сел за стол будто в сельском доме, украшенной вышитыми полотенцами — и стал телеведущим.

Дед Панас рассказывал сказки, которые по ходу нередко иллюстрировал. Сценарии писал сам, сказки рассказывал наизусть. Его традиционное обращение «Добрий вечір вам, Малятка, любі хлопчики й дівчатка!» запомнилось нескольким поколениям маленьких зрителей.
Его пятнадцатиминутная программа «Спокойной ночи, малыши!» выходила по пятницам в 20.45 в течение 17 лет(!).
После каждого выпуска редакция получала кипы писем — дети посылали рисунки, вопросы, стишки, а родители — слова благодарности. Детские письма адресовались именно ему: «индекс 252001 Куда Киев, 1, Крещатик 26, телевидение; Кому: Дедушке Панасу»

Однажды посреди программы Дед Панас закашлялся — программы шли вживую, — за несколько дней почта доставила в телецентр десятки тысяч посылок с медом, малиной, травами, чтобы любимый сказочник лечился.

Колоссальный успех, к сожалению, не означал достойной оплаты. За каждый выпуск культовый ведущий, кумир миллионов зрителей, получал стандартную ставку — 8 рублей. Плюс за репетицию, плюс за эфир — всего, по словам режиссера той программы Елены Сторожук, получалось 16 рублей в месяц, следовательно, 64 рубля. Столько же на телевидении получала уборщица.
В свободные дни Вескляров ездил по селам с творческими встречами. Это тоже приносило копейку. Жил с новой женой Лилей и ее дочерью Татьяной в скромной однокомнатной квартире напротив Киностудии им. Довженко.

Лишь в 1988 году переехал с семьей в центр города, получив просторную квартиру в доме по ул. Саксаганского, 24, где жили известные кинематографисты.

Украинская вышиванка Весклярова временами раздражала руководство телевидения, его иногда обвиняли в национализме, а в 1970-х гг. несколько раз даже пытались заменить. Но от этой идеи пришлось отказаться под давлением возмущенных телезрителей, которые засыпали студию Довженко и дирекцию УТ письмами с просьбами вернуть дедушку Панаса на экран и он возвращался. Преданный украинец, который никогда не изменял своему языку и вышиванке неоднократно обвинялся в национализме.
Значительное распространение имела легенда о том, что, будучи ведущим детской программы «Спокойной ночи, малыши», которая шла в прямом эфире, дед Панас завершил программу такой репликой: «Такая хуйня, малыши…». Вещественных доказательств о том, что такое произошло, нет (из архивов телевидения удалось сохранить только одну пленку), показания же свидетелей является противоречащими. Например, бывший коллега Весклярова по телевидению журналист Владимир Заманский этот факт отрицал, а диктор УТ Светлана Белоножко — подтверждает, но уже после эфира, хотя сама лично свидетелем этого не была. Вполне вероятно, что это была очередная попытка партийных функционеров дискредитировать Весклярова, чтобы таким образом подвинуть известного украинского деятеля с центрального телевидения.
Иногда утверждают, что артист не знал русского языка… Правильнее сказать: не пользовался им в быту. Но владел, потому что во время войны выступал с фронтовым театром на передовой, после войны снимался за пределами Украины.

Телевизионная карьера деда завершилась в 1988 не из преследования за национализм, как некоторые говорят.
Он стал забывать текст, паузы в эфире продолжались иногда 40 секунд. Случалось, путал сказки — начинал рассказывать одну, перескакивал на другую…
Уволили его некрасиво, не по-человечески. Вескляров пришел на эфир и услышал: «Вы здесь уже не работаете». Обиделся. Больше не приходил в телецентр, а на телефонные звонки отвечал коротко и быстро заканчивал разговор.
Петр Ефимович умер 5 января 1994 года, прах похоронен в колумбарии Байкового кладбища города Киева. Вдова уехала в США, перед тем передав кинопленки с записями «деда Панаса» братьям Капрановым.
