Киевская гавань. История
Из истории киевской гавани.
Киевская гавань расположена на правом берегу Днепра в пределах города. Ограничена улицами Набережно-Крещатицкая, Набережно-Луговая, Электриков и Рыбальским островом.
Во времена Киевской Руси за гавань Киеву служило устье реки Почайна, которая тогда протекала рядом со Старокиевской горой параллельно Днепру, отделялась от него песчаной косой, и сливалась с Днепром ниже урочища Крещатик. В устье Почайны была устроена деревянные клети, к которым причаливали («притекали») баржи, поэтому это место называли «Притыка». Пристань была одной из важнейших на водном пути «из варяг в греки».
Около 1712 в косе между Почайной и Днепром прямо к «Притыке» было прокопан судоходный канал, который должен сократить путь судов вокруг этой косы. Впоследствии этот канал размыло, и песчаную косу в конце концов было снесено Днепром во время наводнения 1829 года.
В ноябре 1896 Городской думой и правлением Киевского округа путей сообщения было принято решение организовать в Александровской гавани пароходные ремонтные мастерские и эллинги (ныне — «Киевский судостроительно-судоремонтный завод»).
В 1897-1899 годах по проекту инженера Николая Максимовича в средней части русла Почайны, которая тогда представляла собой небольшой залив, были проведены масштабные гидротехнические работы по устройству новой гавани Киевского речного порта. Она получила название «Киевская гавань императора Николая II» и в то время была крупнейшей в Российской империи. Ее длина достигала двух километров, ширина — от 180 до 240 метров. Это была одна из самых длинных речных гаваней Европы.
Официальная закладка Киевской гавани состоялась 18 июля (6 июля по старому стилю) 1897 года. После церемонии освящения к первой чугунной причальной тумбе была прикреплена металлическая доска с надписью об этом важном действии, а генерал-губернатору Юго-Западного края графу Л.П.Игнатьеву в память подарили серебряную кирку. После поздравлений рабочих с началом строительства, официальные лица поднялись на землечерпательную машину «Днепровская-2», где О.П.Игнатьев повернул ручку электрического привода и запустил агрегат в действие. В завершение церемонии собравшиеся перешли на пароход «Николай-II» и переправились на левый берег Днепра на дачу, где был устроен праздничный завтрак.
В 1900 году в честь окончания работ по обустройству гавани на набережной Днепра был установлен памятный знак. Созданный по проекту Эдуарда Брадтмана, памятник представлял собой трехметровый гранитный столб с бронзовым российским гербом наверху и надписью на бронзовой доске «Гавань императора Николая II». Киевская пресса смеялась, что некоторые члены думской комиссии по строительству гавани пытались таким образом увековечить свою деятельность.
В начале 1920-х годов, на волне борьбы с памятниками монархической эпохи, памятник был снесен большевиками.
В советские времена началось расширение Гаване в сторону Оболони. Было подсыпаны и укреплены берега Рыбальского острова. В конце 1930-х годов были реконструированы верфи завода «Кузница на Рыбацком» (тогдашнее название — «Ленинская кузница»).
23 сентября 1963 через Гавань был открыт Рыбальский вантовый мост, который обеспечил прямое автомобильное и пешеходное движение между Рыбальским островом и Подолом. Из-за аварийного состояния конструкций этого моста в начале 1990-х годов им было прекращено автомобильное движение, а 2 февраля 2009 Рыбальский вантовый мост было вообще закрыто.
В течение 2005-2010 годов в месте, где Гавань соединяется с Днепром, был построен новый Гаванский мост, соединяющий Набережно-Крещатицкую улицу с Набережно-Рыбальской дорогой.
Использованы материалы — Википедия.