Киевская гавань. История

Из истории киевской гавани.

Киевская гавань расположена на правом берегу Днепра в пределах города. Ограничена улицами Набережно-Крещатицкая, Набережно-Луговая, Электриков и Рыбальским островом.

Киевская гавань.  История
Киевская гавань.

Во времена Киевской Руси за гавань Киеву служило устье реки Почайна, которая тогда протекала рядом со Старокиевской горой параллельно Днепру, отделялась от него песчаной косой, и сливалась с Днепром ниже урочища Крещатик. В устье Почайны была устроена деревянные клети, к которым причаливали («притекали») баржи, поэтому это место называли «Притыка». Пристань была одной из важнейших на водном пути «из варяг в греки».

Около 1712 в косе между Почайной и Днепром прямо к «Притыке» было прокопан судоходный канал, который должен сократить путь судов вокруг этой косы. Впоследствии этот канал размыло, и песчаную косу в конце концов было снесено Днепром во время наводнения 1829 года.

Киевская гавань.  История
Вид на гавань 1890-е годы.

В ноябре 1896 Городской думой и правлением Киевского округа путей сообщения было принято решение организовать в Александровской гавани пароходные ремонтные мастерские и эллинги (ныне — «Киевский судостроительно-судоремонтный завод»).

В 1897-1899 годах по проекту инженера Николая Максимовича в средней части русла Почайны, которая тогда представляла собой небольшой залив, были проведены масштабные гидротехнические работы по устройству новой гавани Киевского речного порта. Она получила название «Киевская гавань императора Николая II» и в то время была крупнейшей в Российской империи. Ее длина достигала двух километров, ширина — от 180 до 240 метров. Это была одна из самых длинных речных гаваней Европы.

Киевская гавань.  История
Вид на гавань 1900-е годы.

Официальная закладка Киевской гавани состоялась 18 июля (6 июля по старому стилю) 1897 года. После церемонии освящения к первой чугунной причальной тумбе была прикреплена металлическая доска с надписью об этом важном действии, а генерал-губернатору Юго-Западного края графу Л.П.Игнатьеву в память подарили серебряную кирку. После поздравлений рабочих с началом строительства, официальные лица поднялись на землечерпательную машину «Днепровская-2», где О.П.Игнатьев повернул ручку электрического привода и запустил агрегат в действие. В завершение церемонии собравшиеся перешли на пароход «Николай-II» и переправились на левый берег Днепра на дачу, где был устроен праздничный завтрак.

Киевская гавань.  История
План Киевской гавани. 1899 год. Источник — Интернет аукцион.

В 1900 году в честь окончания работ по обустройству гавани на набережной Днепра был установлен памятный знак. Созданный по проекту Эдуарда Брадтмана, памятник представлял собой трехметровый гранитный столб с бронзовым российским гербом наверху и надписью на бронзовой доске «Гавань императора Николая II». Киевская пресса смеялась, что некоторые члены думской комиссии по строительству гавани пытались таким образом увековечить свою деятельность.

В начале 1920-х годов, на волне борьбы с памятниками монархической эпохи, памятник был снесен большевиками.

Киевская гавань.  История
Фотография памятника киевской гавани.
Киевская гавань.  История
Вид на гавань 1900-е годы.

В советские времена началось расширение Гаване в сторону Оболони. Было подсыпаны и укреплены берега Рыбальского острова. В конце 1930-х годов были реконструированы верфи завода «Кузница на Рыбацком» (тогдашнее название — «Ленинская кузница»).

Киевская гавань.  История
Киевская гавань весной 1943 года. Источник — reibert.livejournal.com

23 сентября 1963 через Гавань был открыт Рыбальский вантовый мост, который обеспечил прямое автомобильное и пешеходное движение между Рыбальским островом и Подолом. Из-за аварийного состояния конструкций этого моста в начале 1990-х годов им было прекращено автомобильное движение, а 2 февраля 2009 Рыбальский вантовый мост было вообще закрыто.

В течение 2005-2010 годов в месте, где Гавань соединяется с Днепром, был построен новый  Гаванский мост, соединяющий Набережно-Крещатицкую улицу с Набережно-Рыбальской дорогой.

Киевская гавань.  История
Источник — dfaw.livejournal.

Использованы материалы — Википедия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest