Пятница, 13 сентября, 2024
История Киева

Театр имени Ивана Франко. История

Из истории киевских театров – Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко.

Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко – украиноязычный театр в Киеве, основанный в 1920 году.

Здание театра в начале ХХ в.  В то время - Театр «Соловцов».
Здание театра в начале ХХ в. В то время – Театр «Соловцов».

Театр имени Ивана Франко был основан в Виннице 1920 году частью актеров Молодого театра во главе с Игнатом Юрой и актерами Нового Львовского театра во главе с Амвросием Бучмой. Объединившись, художники образовали театральный коллектив под названием «Новый Драматический театр имени Ивана Франко», руководителем которого был избран Гнат Юра.

Театр имени Ивана Франко. История

Открытие театра состоялось 28 января 1920 года спектаклем «Грех» Владимира Винниченко, а в течение сезона театр осуществил 23 премьеры.

Сцена из спектакля «Грех» В. Винниченко, 1920
Сцена из спектакля «Грех» В. Винниченко, 1920

Основой репертуара первых сезонов стали спектакли «Молодого театра»: «Затопленный колокол” Г.Гауптмана, «Молодость» М.Гальбе, «Царь Эдип» Софокла. Интересен тот факт, что Владимир Винниченко, посмотрев спектакли Гната Юры еще в «Молодом театре», именно ему принес для постановки пьесу «Грех», которую Юра тогда осуществил в «Молодом», а впоследствии этим произведением открылся театр им. Франко. Кстати, в первый сезон существования театра на его кону большую часть репертуара составляли пьесы В. Винниченко. В это же время была подготовлена ​​одна из новых постановок – «Свадьба Фигаро» Бомарше, в которой Юра выступил как переводчик, режиссер и исполнитель главной роли. Начиная с премьеры, которая состоялась 27 августа 1920 года, этот спектакль тринадцать лет не сходил с афиш франковцев.

Вспоминая основателей театра им.Ивана Франко, иногда забывают, что этот театр создавали молодые творцы: Гнату Юре было 32 года, его жене Ольге – 17, Амвросию Бучме, Алексею Ватуле – 29, Феодосии Барвинской – 22 года.

Первые годы своего существования театр много путешествовал по городам и весям центральной Украины. Красноречивым фактом в борьбе за существование стало выступление Гната Юры на премьере «Свадьба Фигаро» в Виннице, где присутствовали представители правительства УНР, с заявлением, что в подобных условиях, созданных для франковцев, ни один театр существовать не может и только жажда работы, невероятная преданность сцене спасли театр. Будто наперекор всем в это время Гнат Юра работает над «Лорензаччо» де Мюссе, происходит премьера «Овечьего колодца» Лопе де Вега, продолжаются репетиции «Лесной песни» Леси Украинки, и продолжаются гастроли… В этот раз театр едет на Донбасс. Как никогда, пригодился художник театра, один из его основателей Матвей Драк, который начиная с 1920 до 1949 года вместе с Гнатом Юрой создал немало спектаклей. Его талант художника, глубокое знание и ощущение театрального пространства, особенно пригодилось в экстремальных условиях первого десятилетия существования коллектива. Можно только фантазировать как, где и каким образом полгода на подводах, а то и пешком актеры странствовали по шахтам, заводам и рабочим поселкам с репертуаром, состоящим из «Лесной песни», «Овечьего колодца», «На дне», «Гайдамак» и «Свадьбы Фигаро». Своеобразием был обозначен один из показов спектакля «Лесная песня» в Горловке. Спектакль игрался в огромном парке, яркого солнечного жаркого дня, без всякой декорации, только в сказочных живописных костюмах, которые создал Матвей Драк.  

Впрочем, именно гастроли на Донбассе стали толчком для перевода франковцев в 1923 году как Государственного театра УССР в столицу Украины – Харьков.

Среди лучших спектаклей театра тех лет – «Лесная песня» Леси Украинки, «Ревизор» Николая Гоголя (в частности, в постановке режиссера М. Г. Есипенко), «Святая Иоанна» Бернарда Шоу, «97» Николая Кулиша.

Летом 1926 году театр им. И.Франко по решению правительства перевели в Киев, тогда как из Киева в Харьков переехал театр «Березиль». С 1926 года театр работает в здании бывшего театра Соловцова.

Здание построено в 1898 году на территории бывшей усадьбы профессора Ф. Меринга. Архитекторы – Шлейфер Георгий Павлович, Брадтман Эдуард-Фердинанд Петрович.

Расположено – на площади Ивана Франко, 3.

Театр им.  И. Франко.  Фото конца 1920-х гг.
Театр им. И. Франко. Фото конца 1920-х гг.

В 1920-1930-х годах актерское ядро ​​театра составляли Амвросий Бучма, Наталья Ужвий, Юрий Шумский, Анна Борисоглебская, Дмитрий Милютенко, Виктор Добровольский, Полина Нятко, Екатерина Осмяловская, Евгений Пономаренко, Петр Сергиенко, Николай Яковченко, Николай Братерский, Александр Романенко и другие. Среди постановок были шедевры отечественной и мировой классики: «Свадьба Фигаро» П. Бомарше, «Похождения бравого солдата Швейка» по Я. Гашеку, «Суета» И. Карпенко-Карого, «Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Борис Годунов» А. Пушкина.

Театр имени Ивана Франко. История
Сцена из спектакля «Мятеж» по Д. А. Фурманову. 1928.

Начиная с первой половины тридцатых годов театр, как и ряд других коллективов, почти полностью переключился на пропагандистские пьесы советской тематики. Среди 13-ти постановок, вышедших в 1930-34 гг., Была только одна классическая пьеса. Чувствуя, что актеры, театр могут потерять то, что нарабатывалось годами, Гнат Юра в 1933 году обращается к одной из самых любимых постановок, которая спасала театр в критические времена – «Свадьба Фигаро», и сам выходит на сцену в роли Фигаро.

Основатели театра им.  И. Франко в фойе театра (справа - Гнат Юра)
Основатели театра им. И. Франко в фойе театра (справа – Гнат Юра)

Часто, гнушаясь собственными интересами и желаниями как режиссера, пытаясь расширить творческий диапазон театра, Юра приобщает к постановкам других режиссеров: Борис Сушкевич в 1937 осуществляет постановку трагедии «Борис Годунов» А. Пушкина, в 1939 В. Вильнер ставит «Последнюю жертву» А. Островского. В сезон 20-й годовщины основания театра Юра создает легендарный спектакль «Украденное счастье» И. Франко, в 1946 Константин Хохлов открывает драматургию Чехова, создав у франковцев «Вишневый сад». От деградации театр продолжает спасать классика: Юра работает над обновленными вариантами «Мартина Борули», «Ревизора», «Швейка», который с 1928 г. был его талисманом. Именно в роли Швейка Гната Юру увековечено в сквере у театра.

Памятник актеру Игнату Юре в роли Швейка.
Памятник актеру Гнату Юре в роли Швейка.

В 1940 году – театр получил звание академического. 1941-1944 – труппа работала в эвакуации – в Семипалатинске и Ташкенте.

Франковцы в 1930-1940 гг
Франковцы в 1930-1940 гг.

В послевоенный период в театре работали Б. Норд, Б. Тягно, Б. Балабан, В. Васильев, М. Крушельницкий, В. Ивченко, В. Гаккебуш, Ш. Варшавер, с 1950-х годов – В. Оглоблин, В. Крайниченко, В. Харченко, от 1960-х – Д. Алексидзе, В. Скляренко, Д. Лизогуб, Б. Мешкис, А. Барсегян, Д. Чайковский, П. Морозенко, С. Коркошко, от 1970-х – С. Смеян и другие.

Сценография и музыкальное решение спектаклей традиционно были и остаются сильной стороной творчества франковцев – это работы художников: М. Драка, В. Меллера, А. Петрицкого, Д. Лидера, А. Александровича-Дочевского (главного художника театра), музыка композиторов Н. Пруслина Ю. Мейтуса, И. Шамо, И. Поклада, Л. Ревуцкого, А. Билаша, М. Скорика и других композиторов.

В 1978-2001 годах театр возглавлял Сергей Данченко. В это время в актерском составе работают Богдан Ступка, Богдан Бенюк, Анатолий Хостикоев, Наталья Сумская, Лариса Кадырова, Лесь Заднепровский, Алексей Богданович, Ирина Дорошенко Василий Мазур, Людмила Смородина, Станислав Станкевич, Лесь Сердюк, Михаил Крамар, Нина Гиляровская и многие другие.

«Страх перед риском приводит к усреднению в искусстве. В этом опасность. Театр – живой организм, и топчась на месте, ничего не сохранишь. Но нужны не декларации, а спектакли. Только они – цель и средство развития».

Руководствуясь этими словами, Сергей Владимирович достиг значительных результатов. С первых же постановок заставил говорить о возрождении Первой сцены Украины. Здесь он познакомил украинскую сцену с драматургией Ф. Дюрренматта, Г. Ибсена, ввел в нравственный и эстетический круг украинского театра А. Чехова (в 1980 спектакль «Дядя Ваня» был удостоен Государственной премии СССР), неоднократно обращался к драматургии Шекспира, нашел адекватные, нервно пронзительные формы сценического прочтения прозы Николая Хвылевого. Захватил национальной театральной стихией «Энеиды» Котляревского. Историю молочника Тевье, с которой знаком весь мир, перевел в ранг космического повествования о поиске гармонии бытия («Тевье-Тевель» по Шолом-Алейхему 1993г. – Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко).

С начала 1990-х гг. Театр активно вписывает свое творчество в европейский культурный контекст – гастролирует в Германии, Австрии, Греции, Италии, Польши, США, где работа франковцев находит достойную оценку.

Театр имени Ивана Франко. История
Зрительный зал. Фото – ТСН.

С 1992 года – генеральный директор театра Михаил Захаревич.

Указом Президента Украины от 11 октября 1994 театру предоставлен статус Национального.

С конца 2001 до 2012 года театр возглавлял Герой и народный артист Украины Богдан Ступка. Продолжая и развивая традиции, заложенные знаменитыми предшественниками – основателем театра Г. Юрой и многолетним творческим побратимом С. Данченко – Богдан Ступка ввел в репертуар непривычные имена: классиков украинской литературы Г. Сковороды («Букварь Мира»), Г. Канского («Трагедокомедия о воскресении мертвых»), познакомил с древней индийской культурой («Шякунтала» Калидасы), творчеством польского классика ХХ века С. Виткевича ( «Мама, или Невкусное произведение …»), вернул на сцену Софокла и Достоевского («Царь Эдип», «Братья Карамазовы»). Стремясь расширить художественную палитру франковцев, Ступка приглашал на постановки режиссеров с диаметрально противоположными творческими принципами. С театром сотрудничали режиссеры из России, Польши, Грузии, Канады.

Богдан Ступка (в центре) - главный режиссер театра с 2001 года.
Богдан Ступка (в центре) – главный режиссер театра с 2001 года.

Театр становится действительным членом Международного института театра, способствуя таким образом популяризации украинского театрального искусства в мире.

«И мы сегодня не имеем морального права перечеркнуть, стереть из памяти созданное корифеями этой сцены, а наоборот, должны осуществить то, что они не успели. От нас, от каждого зависит, каким станет наш театр через 40, 50, 100 лет. Каким словом вспомнит нас грядущее поколение». Б. Ступка

19 марта 2012 начала свою деятельность Камерная сцена, названная в честь Сергея Владимировича Данченко. 19 октября 2013 у Камерной сцены установлен памятник художнику (скульпторы – Владимир и Андрей Чепелики).

Вход в камерной сцены им.  С. Данченко
Вход к камерной сцене им. С. Данченко.

В период 2012-2017 гг. Художественным руководителем театра был Станислав Моисеев.

Сегодня генеральным директором-художественным руководителем театра является Михаил Захаревич (с 2018 года), главным режиссером – Дмитрий Богомазов (с 2017 года). В штате театра работают режиссеры Петр Ильченко, Юрий Одинокий, Андрей Приходько, Дмитрий Чирипюк, Давид Петросян.

С 2004 в пространстве театра ежегодно в октябре проводится Международный театральный фестиваль женских монодрам «Мария».

Среди спектаклей последних лет: «Кайдашева семья» Нечуя-Левицкого (реж. П. Ильченко), «В воскресенье рано зелье копала», «Земля» О. Кобылянской и «Пути-дороги» И. Франко (реж. Д . Чирипюк), «Идиот» Ф. Достоевского, «Кориолан», «Укрощение строптивой» и «Ричард III» Уильяма Шекспира, «Фредерик или Бульвар преступлений» Э. Шмитта (реж. Ю. Кочевенко), «Грек Зорба» Н. Казандзакиса (реж. В. Малахов) «Свадьба Фигаро» по мотивам Бомарше, «Гимн демократической молодежи» С. Жадана (реж. Ю. Одинокий) «Чайка» А. Чехова (режиссер В. Козьменко-Делинде), «Morituri te salutant» по новеллам В. Стефаника, «Несравненная» Питера Квилтера, «Кин IV» Григория Горина.

Полный список действующих и архивных спектаклей представлены на сайте театра .

Театр имени Ивана Франко. История

Труппа театра по праву считается лучшей в Украине, актерами театра есть такие художники как Василий Баша, Богдан Бенюк, Алексей Богданович, Анатолий Гнатюк, Ирина Дорошенко, Александр Заднепровский, Владимир Коляда, Полина Лазова, Василий Мазур, Петр Панчук, Алексей Петухов, Дмитрий Рыбалевский Людмила Смородина, Остап Ступка, Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев, Галина Яблонская.

К творческому коллективу театра также принадлежат балетная группа, хор и оркестр.

Источник – Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest