Четверг, 29 августа, 2024
История КиеваНовости

Цепной мост. История

Утраченный Киев – Николаевский цепной мост.

Николаевский цепной мост – первый капитальный мост через Днепр в Киеве, существовавший в 1853-1920 годах.

Мост построен по проекту и под руководством британского инженера Чарльза Виньйоля. Строительство моста было начато 11 сентября (30 августа по ст. ст.) 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого мост и получил свое название. Металлические конструкции моста были изготовлены в Бирмингеме.

Цепной мост
Эскиз моста, автор Чарльз Виньола, выполнил Джон Кук Борн, 1847

На пяти облицованных гранитом опорах – «быках» были построены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи с железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огражденной перемычками впадине.

Мост длиной 776 м и шириной 16 м был одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени. Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне на Всемирной выставке 1851 году. Освящение моста совпало с датой освящения памятника князю Владимиру и состоялось 10 октября (28 сентября по ст. ст.) 1853 года.

Цепной мост
Франц де Мезер. Мост, 1860-е

Для пропуска судов мост имел разводную часть у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала на протяжении не всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией. В конце XIX века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также ее недостаточной ширины, что препятствовало развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста. Среди других рассматривался проект российского инженера профессора Николая Белелюбского по реконструкции поворотной секции. В результате проведенного в 1897 году конкурса был принят проект киевского инженера Аполлона Лосского. В июне-октября 1898 года года была проведена реконструкция моста. Разводную секцию заменили стационарной, надстроили арку над центральной опорой, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили. К закрытию движения по мосту переправа через Днепр осуществлялась с помощью двух паромов.

Продолжением Николаевского цепного моста были Русановские мосты через левобережную пойму и Русановский пролив.

30 (17) октября 1912 по Цепному мосту было начато движение бензотрамвая.

9 июня 1920 по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы мост был взорван отступающими польскими войсками, восстановить его по старому проекту не удалось.

Цепной мост
Цепной мост в Киеве, к 1898 году, почтовая открытка
Цепной мост
Цепной мост в Киеве, к 1898 году, почтовая открытка
Цепной мост
Цепной мост в Киеве, к 1898 году, почтовая открытка
Цепной мост
Цепной мост в Киеве, между 1898 и 1917 годами, почтовая открытка

Из интересного

На рассвете 14 августа 1859 дилижансом через Цепной мост выехал в Петербург украинский поэт Тарас Шевченко. Этой же дорогой в мая 1869 года году поэт вернулся уже в гробу. По Цепному мосту, выпрягши лошадей с телеги, его провезли студенты Университета святого Владимира и далее по набережной к церкви Рождества Христова на Подоле.

Цепной мост
Цепной мост, 1911

А с правого берега города, у начала моста, была Часовня святого Николая – для паломников, прибывающих в город со стороны левого берега, это был первый храм на Киевской земле.

Цепной мост
Цепной мост
Цепной мост
Разрушенный Цепной мост в Киеве, первая половина 1920-х годов

10 мая 1925 был открыт новый мост балочной конструкции (по проекту Е. О. Патона) на опорах бывшего Цепного моста, который был назван в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош.

Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время использовались для линии электропередачи, они были взорваны во время строительства моста Метро, ​​который построили несколько севернее.

Весной 2010 года, в результате временного понижения уровня воды над поверхностью Днепра можно было увидеть остатки трех опор Цепного моста.

Цепной мост
Остатки опор Цепного моста возле моста Метро в Киеве, март 2010
Цепной мост
Остатки опор Цепного моста возле моста Метро в Киеве, март 2010
Цепной мост
Остатки опор Цепного моста возле моста Метро в Киеве, март 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest