Цепной мост. История
Утраченный Киев – Николаевский цепной мост.
Николаевский цепной мост – первый капитальный мост через Днепр в Киеве, существовавший в 1853-1920 годах.
Мост построен по проекту и под руководством британского инженера Чарльза Виньйоля. Строительство моста было начато 11 сентября (30 августа по ст. ст.) 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого мост и получил свое название. Металлические конструкции моста были изготовлены в Бирмингеме.
На пяти облицованных гранитом опорах – «быках» были построены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи с железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огражденной перемычками впадине.
Мост длиной 776 м и шириной 16 м был одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени. Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне на Всемирной выставке 1851 году. Освящение моста совпало с датой освящения памятника князю Владимиру и состоялось 10 октября (28 сентября по ст. ст.) 1853 года.
Для пропуска судов мост имел разводную часть у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала на протяжении не всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией. В конце XIX века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также ее недостаточной ширины, что препятствовало развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста. Среди других рассматривался проект российского инженера профессора Николая Белелюбского по реконструкции поворотной секции. В результате проведенного в 1897 году конкурса был принят проект киевского инженера Аполлона Лосского. В июне-октября 1898 года года была проведена реконструкция моста. Разводную секцию заменили стационарной, надстроили арку над центральной опорой, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили. К закрытию движения по мосту переправа через Днепр осуществлялась с помощью двух паромов.
Продолжением Николаевского цепного моста были Русановские мосты через левобережную пойму и Русановский пролив.
30 (17) октября 1912 по Цепному мосту было начато движение бензотрамвая.
9 июня 1920 по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы мост был взорван отступающими польскими войсками, восстановить его по старому проекту не удалось.
Из интересного
На рассвете 14 августа 1859 дилижансом через Цепной мост выехал в Петербург украинский поэт Тарас Шевченко. Этой же дорогой в мая 1869 года году поэт вернулся уже в гробу. По Цепному мосту, выпрягши лошадей с телеги, его провезли студенты Университета святого Владимира и далее по набережной к церкви Рождества Христова на Подоле.
А с правого берега города, у начала моста, была Часовня святого Николая – для паломников, прибывающих в город со стороны левого берега, это был первый храм на Киевской земле.
10 мая 1925 был открыт новый мост балочной конструкции (по проекту Е. О. Патона) на опорах бывшего Цепного моста, который был назван в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош.
Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время использовались для линии электропередачи, они были взорваны во время строительства моста Метро, который построили несколько севернее.
Весной 2010 года, в результате временного понижения уровня воды над поверхностью Днепра можно было увидеть остатки трех опор Цепного моста.