Киевский бензотрамвай. История

Киевский бензотрамвай (народное название — «Примус») — система бензомоторного трамвая.

Работала сеть на территории современного Киева, в частности, на левом берегу Днепра; отдельная от Киевского трамвая система, которая не была соединена с ней физически. В 1926-1934 годах был электрифицирован. Тогда же построено соединение с правобережной трамвайной сетью, и несмотря на это, их маршруты не пересекались, поэтому это оставались различные трамвайные системы. Прекратил работу во время Второй мировой войны.

С момента своего открытия соединяла правобережную Почтовую площадь в Киеве (Киевская губерния) с левобережным селом Быковня, которое размещалось за чертой города, в Черниговской губернии. То есть, киевский бензотрамвай до 1919 года проходил по территории двух губерний, что является безпрецендентным для Украины и по сей день.

Киевский бензотрамвай был открыт в 1911 году (по другой информации, 17 (30) октября 1912) по проекту инженера Тимченко. Сначала действовал маршрут «Почтовая площадь — Цепной мост». В мае 1912 года была открыта линия по Цепному мосту и Слободское бензотрамвайное депо. Маршрут был продлен до Никольской слободки, а вскоре — в село Быковня. В 1913 году линию продлили до Броваров. После разрушения Цепного моста в июне 1920 бензотрамвай не работал. Движение было восстановлено только 10 мая 1925, одновременно с открытием моста имени Евгении Бош и Русановского моста. Также в 1925 году была открыта линия в Старой Дарнице.

Уже 1925 начались работы по электрификация линии бензотрамвая. Так, 1 июня 1926 электрифицировано линию в Дарнице, а уже 7 ноября 1934 — последний участок в Бровары. Новая линия на ДВРЗ строилась электрической и была открыта 1 мая 1936.

Левобережный трамвай закрыли осенью 1941 года в связи с боевыми действиями. После войны Дарницкую Сеть не отстроили. Впоследствии восстановили линию по Набережной (в 1951 году) и линию на ДВРЗ (1959 года; правда, на другой стороне улицы и немного короче), которые проходили там же, где раньше действовал бензотрамвай.

После войны ангары Слободского депо были реконструированы, в них обустроили диспансер. Часть территории отдали под рынок; на месте въезда в депо построили дом. Ангары и админздание депо сохранились до нашего времени.

В свое время киевский бензотрамвай ежедневно осуществлял специальные рейсы с Почтовой площади до начала торговли на Житнем рынке в четыре часа ночи.

На киевском левобережье была потребность в перевозке различных вещей, поэтому с первых дней существования бензотрамвая, по его линии работали и грузовые поезда.

Киевский бензотрамвай.
1926
Киевский бензотрамвай.
Киевский бензотрамвай.
Вагон бензомоторных трамвая на Николаевском цепному мосту.
Киевский бензотрамвай.
Моторный и прицепной вагоны у здания депо
Киевский бензотрамвай.
Вагон на правобережной части, вблизи Цепного моста, где был разъезд в форме круга вокруг клумбы с тумбой. 1920-е
Киевский бензотрамвай.
Киевский бензотрамвай.
Киевский бензотрамвай.
Грузовой поезд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest