Иван Миколайчук, тот кого называли душой украинского кино
Из истории выдающихся киевлян — Миколайчук Иван Васильевич.
Иван Васильевич Миколайчук (15 июня 1941 года, Чертория, Черновицкая область — 3 августа 1987, Киев) — украинский киноактер, кинорежиссер, сценарист. Лауреат Шевченковской премии 1988 (посмертно). Сыграл 34 роли в кино, написал 9 сценариев и имеет две режиссерские работы. В УССР носил клеймо «неблагонадежного».

Фото — ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного, ед. обл. 2-163035
Его называли лицом и душой украинского поэтического кино, аристократом духа, блестящим самородком. Иван Миколайчук был кинозвездой 60-70-х годов. В те годы почти ни один фильм не обходился без его участия. Он был особенный, народный, настоящий, самый лучший. В его лице украинская нация имеет мирового бессмертного положительного героя, который пробуждал национальный дух украинцев.
Я не знаю более национального народного гения … До него это был Довженко, — Параджанов.
Родился в многодетной крестьянской семье одним из 13 детей; некоторые из его братьев и сестер до сих пор живет в с.Чертория. В селе отстроили родительский дом Миколайчуков, устроив под музей-усадьбу.
Первую свою роль Иван сыграл в 12 лет. И была это роль старого Ивана, отца Софии в спектакле «Безталанна» по пьесе Михаила Старицкого. В селе существовала своя театральная труппа, которая почти ежемесячно ставила спектакли, но мужчины наотрез отказались играть старого немощного солдата. Спектакль выдержала 36 показов в течение трех лет. Окончил среднюю школу в с. Брусница (ее деревянное помещение сохранилось, а в новом здании теперь действует музей И. Миколайчука).

Фото — ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного, ед. обл. 2-154614
В 1957 году окончил Черновицкое музыкальное училище по специальности «хормейстер художественной самодеятельности». Хорошо пел, хорошо играл на инструментах: флейте, рояли, цимбалах, скрипке, баяне, трубе, арфе.

В 1961-м закончил — театр-студию при Черновицком музыкально-драматическом театре им. О. Кобылянской. Где во время учебы, в 1958 году, Иван познакомился со своей женой, Марией Карпюк. Это была любовь с первого взгляда. Через четыре года, 29 августа 1962, они поженились — для этого Мария даже отказалась от гастролей в Белград, куда должна была ехать с хором Веревки. После фильма «Тени забытых предков» Миколайчук называл жену Маричкою.

В 1963-1965 годах обучения на киноактерский факультете Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого (мастерская Виктора Ивченко). Его одногруппниками были Раиса Недашковская и Борислав Брондуков.

Когда Иван поступил в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого, Маричка подарила ему две книги — «Тени забытых предков» Коцюбинского и «Художник» Шевченко. На втором курсе Ивана пригласили сразу на две главные роли: Ивана Палийчука в «Тенях забытых предков» и Тараса Шевченко в фильме «Сон».
В кино дебютировал еще студентом — в курсовой режиссерской работе Леонида Осыки «Двое».
Иван Миколайчук пришел в кино через ворота киностудии имени Александра Довженко вместе со своим учителем Виктором Ивченко. Тот привел его, чтобы студента взяли в картину «Тени забытых предков». По легенде, режиссер фильма Сергей Параджанов из уважения к Ивченко дал команду сделать пробу, однако без него. Уже уходя из студии, прошептал на ухо оператору Юрию Ильенко, чтобы тот не заряжал пленку. Студенту нужно было произнести небольшой монолог из эпизода рождественского праздника. Он заговорил, а потом помолился Богу, перекрестился. Тут Ильенко и пробило, Иван действительно молился…
«Я не ожидал ничего особенного, поэтому поручил Ильенко провести съемки [кинопробы] и ушел из павильона. Через несколько минут меня догнал возбужденный Юрий: «Сергей Иосифович! Вернитесь! Это что-то невероятное! Что-то нечеловеческое! Что-то за пределами понимания и восприятия» Испугавшись, что я ушел, Иван побелел, ему показалось, что он мне не понравился (так признавался актер спустя), и в нем будто что-то прорвалось. Он очаровал нас. Юный, очень взволнованный, он светился удивительным светом. Такая чистота, такая страстность, такая эмоциональность выплескивались из него, что мы были потрясены, забыли обо всем, даже о том, что уже утвержден другой актер», — из воспоминаний С. Параджанова о кинопробу И. Миколайчука.

Всеобщее признание Миколайчуку принесли роли молодого Тараса Шевченко в фильме «Сон» и Ивана Палийчука в «Тенях забытых предков». Снимался в них одновременно, также учась на 2-м курсе. «Тени забытых предков» получили 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях (из них — 24 Гран-при) в 21 стране и вошли в Книгу рекордов Гиннеса.

В фильме «Комиссары» (1970) сыграл комиссара Громова — человека с обостренной моральной восприимчивостью и духовным максимализмом. Картина стала заметным явлением в украинском кинематографе, она доказала, что Миколайчук склонен к тонкому психологизму, к неожиданным контрастам и даже парадоксам характера.
С фильма «Белая птица с черной отметиной» (1971) началась новая страница в творчестве Миколайчука — кроме актера, он становится соавтором сценария с Юрием Ильенко. Он выписал для себя роль одного из братьев-звонарей — Ореста. Однако худсовет запретила ему сниматься в этой роли, мол, такой привлекательный типаж не может играть роль «бандита». В результате, Ореста сыграл Богдан Ступка, а Миколайчук — другого брата, Петра. Лента получила Золотой приз Московского международного кинофестиваля 1971 года.

Иван Миколайчук стал звездой мирового масштаба. Когда картину «Белая птица с черной отметиной» в 1971 году на кинофестивале «Fest» в Белграде увидел Нил Армстронг, он попросил о встрече с Миколайчуком, пожал ему руку и сказал: «Иван, с тобой я готов снова лететь на Луну!». А Жан-Поль Бельмондо, узнав, что Миколайчук снимается в Болгарии, пришел на съемочную площадку и пригласил на несколько часов в бар перед своим отлетом. Когда им предложили переводчика, Бельмондо сказал: «Если двум таким актерам, чтобы понять друг друга, нужен кто-то еще, то актерское дело вообще ничего не стоит в этом мире». Они провели вечер вдвоем, так и не проронив ни слова.

В фильме Бориса Ивченко «Пропавшая грамота» (1972) был не только исполнителем колоритной роли казака Василия, но и фактическим сорежиссером. Работал над музыкальным оформлением фильма — картину сопровождали песни в исполнении трио «Золотые ключи» (Нина Матвиенко, жена Маричка Миколайчук, Валентина Ковальская), в создании которого И.Миколайчук сыграл не последнюю роль. В «Пропавшей грамоте» он дал новую жизнь звучанию бандуры — ни в одном фильме не использовались такие возможности этого инструмента.
1970-х годов начались гонения на деятелей украинской культуры. Выпроводили из кино, а потом арестовали Сергея Параджанова. С обвинениями в национализме столкнулся и Миколайчук. Впервые это произошло еще в 1968 году, во время съемок фильма «Аннушка». В ответ Миколайчук вспыхнул, пытаясь объяснить разницу между «национализмом» и «патриотизмом». Инцидент закончился доносом в Киев, где Миколайчука квалифицировали как «человека враждебной идеологии». Еще более усложнилась ситуация после фильма «Белая птица с черной отметиной». Ленту, которая получила Золотой приз Московского международного кинофестиваля, восприняли чуть ли не как выпад враждебных националистических сил. Актеру не раз приходилось объяснять свою позицию в различных инстанциях.
«Тени забытых предков» на долгое время фактически запретили к показу. «Пропавшая грамота» вышла на экраны только в конце 1980-х годов. Ивана Миколайчука постепенно почти отлучили от творческого процесса. В течение 5 лет, по указаниям партийных бонз, его фамилию вычеркивали из большинства съемочных групп, хотя многие режиссеры хотели видеть актера в своих фильмах.

Лишь в 1979 году, благодаря покровительству секретаря по идеологической работе Харьковского обкома КПУ Владимира Ивашко, удалось получить разрешение на съемки фильма «Вавилон ХХ» по роману Василия Земляка «Лебединая стая», в котором Миколайчук выступил сценаристом, режиссером, актером и даже композитором. 1980 картина получила приз «За лучшую режиссуру» на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного, ед. обл.2-161028
Следующий фильм, «Такая поздняя, такая теплая осень» (1981), режиссером которого был Миколайчук и сцены из которого то и дело переснимались по идеологическим соображениям, уже не имел такого успеха, как «Вавилон ХХ».
1983 — Миколайчук создал сценарий картины «Небылицы про Ивана», 1984-го готовился к работе над фильмом по этому сценарию, но постановку «Небылиц …» разрешили только осенью 1986 года. Однако из-за тяжелой болезни автор начать съемки так и не смог. Фильм снял 1989 (уже после смерти Миколайчука) Борис Ивченко.
Еще в юности цыганка нагадала Иван Миколайчук, что он проживет всего 25 лет. Актер умер от рака желудка 3 августа 1987 — через четыре дня после серебряной свадьбы с Маричкой. Похоронен на Байковом кладбище. На могиле установлен белый каменный крест, на котором выбиты слова народной песни.

Иван Миколайчук был очень щедрым человеком. Он мечтал накрыть стол от Черновцов до Чертории и угостить напитками и блюдами всех. Однажды Миколайчук на последние деньги полетел в Черновцы, по дороге купил столитровую бочку пива и привез в Черторию угостить всю деревню. В другой раз он пригласил в ресторан в Гидропарке на свой день рождения всех, кто собрался послушать украинские песни, которые пели гости праздника.

В честь Ивана Миколайчука названы улицы в Киеве, Львове, Полтаве, Ивано-Франковске, Кропивницкому, Виннице и Коломые.


Использованы материалы — Википедия, galinfo, mykolajchuk.com.ua.