Ресторан “Витряк”. История
Историческое панно, меню и современность культового ресторана “Витряк”.
В 1960-1970-х годах в украинской советской архитектуре произошло осмысление и интегрирование народных художественных традиций в современную городскую архитектуру. Примером модернистской трактовки народного искусства в Киеве стали проекты ресторанов «Курени», «Полтава» и «Витряк», разработанные архитектором Анатолием Добровольским. В 1967 году в оформлении ресторана «Мельница» приняли участие художница-шестидесятница, представитель правозащитного движения в Украине Алла Горская, ее муж Виктор Зарецкий и живописец-монументалист Борис Плакса.
Открыт ресторан в 1967 году на проспекте Академика Глушкова, 11 на въезде со стороны Одессы.
Здание, построенное на насыпном холме, имеет высоту 18 м (вместе с ветряной мельницей). Фасад облицован бутовым камнем и украшен большим керамическим панно. Винтовая лестница ведет на смотровую площадку-террасу.
Панно “Ветер” на фасаде ресторана выложено из смальты, стекла, мрамора и керамики.
О своей работе над мозаикой Алла Горская написала художнику Любославу Гуцалюку:
«Мы работаем втроем …: художники Виктор Зарецкий, Борис Плакса и я. В последнее время мы сделали в Киеве два ресторана – «Полтава» и «Витряк». Они имеют этнографически современный характер … То есть эти сооружения между прошлым и настоящим. Ближе к прошлому. В наших работах мы стремились к современности в цветах, пластике, композиции. А главное – хотели посмотреть на мир – как Свитовид, на все четыре стороны. Может, на два и вышло”.
В мозаике «Ветер» художники предприняли попытку связать в модерную стилизацию народную архитектуру и роспись как синтетическое целое. Сочность, богатство форм этнокультуры противостояло угрюмым пейзажам советской псевдорациональной архитектуре. В творчестве А. Горской сочетаются народные мотивы и черты украинского авангарда 1920-х годов и бойчукизма. Особое внимание авторы панно уделяли колористике наивной живописи Анны Собачко-Шостак.
Российские коллеги определили композицию как абстрактное произведение. У них это вызвало удивление, поскольку в Советском Союзе такое искусство было запрещено. Борис Плакса вспоминал:
«Кто-то привез на «Витряк»… художников из Москвы. И то, что они спросили, говорит само за себя: «И как вам разрешили такое делать?» Они не воспринимали мозаику как развитие мотивов народного декоративного искусства. Собственно, образцом, источником воздействия для нас было искусство Анны Собачко, конечно, немного с выходом в абстракцию. Они как раз это и восприняли»
В советские времена в ресторане подавали преимущественно украинскую кухню, что можно видеть из меню 1971 года.
Из трех ресторанов архитектора А.Добровольского экономический кризис 1990-х годов удалось пережить только «Ветряку». А панно «Ветер» осталось единственным монументальным произведением команды Аллы Горской в Киеве. Впоследствии здание ресторана арендовали предприниматели, которые накрыли мозаику деревянной вагонкой. 2016 помещение было продано.
Новый владелец так же накрыл панно логотипом своего учреждения «Mill Hub».
2016 искусствоведа Людмила Огнева и Евгения Моляр забили тревогу. Возможное уничтожение панно возмутило общественность. Представители проекта «Советские мозаики в Украине» фонда «Изоляция» обратились в управление культуры Киевской городской госадминистрации и культуры Украины с письмом, в котором просили предоставить охранный статус мозаике «Ветер».
29 декабря 2016 министерство культуры занесло здание ресторана, на фасаде которой расположена мозаика «Ветер», в Государственный реестр недвижимых памятников Украины в Киеве по категории объектов культурного наследия местного значения с охранным номером 1007-кв.
В мае 2017 года администрация заведения заверила, что ничего не знала о памятникоохранном статусе панно. Ресторатор отреагировал на волну призывов и обращений по сохранению мозаики Аллы Горской. В своем сообщении он заявил, что мозаика на фасаде ресторана «Mill Hub” не повреждена и находится в оригинальном состоянии.
После долгих переговоров владелец согласился раскрыть мозаику. Это произошло в 2019 году. Женя Моляр написала экспликацию, ее изготовил ресторан и поместил у мозаики. На “открытие” мозаики были приглашены родственники и коллеги Аллы Горской, ресторан “Витряк” угощал гостей шампанским.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!”Ветряк”нужно сохранить,это произведение искусства!Это лицо Киева,при въезде с юга!Всё своё и родное.так чего ещё желать?!Капиталисты-ни вы его строили и не вам его разрушать-поняли?!Хотите своё-стройте с “0!”.Киевляне должны знать свою историю и чтить её!Только так!”Ломать-не строить!”.Верю властей в мудрость,а не только в “долляры!”