Вторник, 8 октября, 2024
История КиеваКультовые рестораны и кафеЛучшее

Ресторан “Витряк”. История

Историческое панно, меню и современность культового ресторана “Витряк”.

В 1960-1970-х годах в украинской советской архитектуре произошло осмысление и интегрирование народных художественных традиций в современную городскую архитектуру. Примером модернистской трактовки народного искусства в Киеве стали проекты ресторанов «Курени», «Полтава» и «Витряк», разработанные архитектором Анатолием Добровольским. В 1967 году в оформлении ресторана «Мельница» приняли участие художница-шестидесятница, представитель правозащитного движения в Украине Алла Горская, ее муж Виктор Зарецкий и живописец-монументалист Борис Плакса.

Открыт ресторан в 1967 году на проспекте Академика Глушкова, 11 на въезде со стороны Одессы.

Здание, построенное на насыпном холме, имеет высоту 18 м (вместе с ветряной мельницей). Фасад облицован бутовым камнем и украшен большим керамическим панно. Винтовая лестница ведет на смотровую площадку-террасу.

Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История
1969
Ресторан "Витряк". История
1967
Ресторан "Витряк". История
1967
Киев на открытках издательства "Советская Украина" 1970
1970 год. Открытка издательства “Советская Украина”. Фото – И.Кропивницький
Ресторан "Витряк". История
1985

Панно “Ветер” на фасаде ресторана выложено из смальты, стекла, мрамора и керамики.

О своей работе над мозаикой Алла Горская написала художнику Любославу Гуцалюку:

«Мы работаем втроем …: художники Виктор Зарецкий, Борис Плакса и я. В последнее время мы сделали в Киеве два ресторана – «Полтава» и «Витряк». Они имеют этнографически современный характер … То есть эти сооружения между прошлым и настоящим. Ближе к прошлому. В наших работах мы стремились к современности в цветах, пластике, композиции. А главное – хотели посмотреть на мир – как Свитовид, на все четыре стороны. Может, на два и вышло”.

Ресторан "Витряк". История
Панно «Ветер»

В мозаике «Ветер» художники предприняли попытку связать в модерную стилизацию народную архитектуру и роспись как синтетическое целое. Сочность, богатство форм этнокультуры противостояло угрюмым пейзажам советской псевдорациональной архитектуре. В творчестве А. Горской сочетаются народные мотивы и черты украинского авангарда 1920-х годов и бойчукизма. Особое внимание авторы панно уделяли колористике наивной живописи Анны Собачко-Шостак.

Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История

Российские коллеги определили композицию как абстрактное произведение. У них это вызвало удивление, поскольку в Советском Союзе такое искусство было запрещено. Борис Плакса вспоминал:

«Кто-то привез на «Витряк»… художников из Москвы. И то, что они спросили, говорит само за себя: «И как вам разрешили такое делать?» Они не воспринимали мозаику как развитие мотивов народного декоративного искусства. Собственно, образцом, источником воздействия для нас было искусство Анны Собачко, конечно, немного с выходом в абстракцию. Они как раз это и восприняли»

В советские времена в ресторане подавали преимущественно украинскую кухню, что можно видеть из меню 1971 года.

Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История

Из трех ресторанов архитектора А.Добровольского экономический кризис 1990-х годов удалось пережить только «Ветряку». А панно «Ветер» осталось единственным монументальным произведением команды Аллы Горской в ​​Киеве. Впоследствии здание ресторана арендовали предприниматели, которые накрыли мозаику деревянной вагонкой. 2016 помещение было продано.

Ресторан "Витряк". История
Панно исчезло после реконструкции ресторана (фото 2015)

Новый владелец так же накрыл панно логотипом своего учреждения «Mill Hub».

2016 искусствоведа Людмила Огнева и Евгения Моляр забили тревогу. Возможное уничтожение панно возмутило общественность. Представители проекта «Советские мозаики в Украине» фонда «Изоляция» обратились в управление культуры Киевской городской госадминистрации и культуры Украины с письмом, в котором просили предоставить охранный статус мозаике «Ветер».

29 декабря 2016 министерство культуры занесло здание ресторана, на фасаде которой расположена мозаика «Ветер», в Государственный реестр недвижимых памятников Украины в Киеве по категории объектов культурного наследия местного значения с охранным номером 1007-кв.

В мае 2017 года администрация заведения заверила, что ничего не знала о памятникоохранном статусе панно. Ресторатор отреагировал на волну призывов и обращений по сохранению мозаики Аллы Горской. В своем сообщении он заявил, что мозаика на фасаде ресторана «Mill Hub” не повреждена и находится в оригинальном состоянии.

После долгих переговоров владелец согласился раскрыть мозаику. Это произошло в 2019 году. Женя Моляр написала экспликацию, ее изготовил ресторан и поместил у мозаики. На “открытие” мозаики были приглашены родственники и коллеги Аллы Горской, ресторан “Витряк” угощал гостей шампанским.

Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История
Ресторан "Витряк". История

One thought on “Ресторан “Витряк”. История

  • ЗДРАВСТВУЙТЕ!”Ветряк”нужно сохранить,это произведение искусства!Это лицо Киева,при въезде с юга!Всё своё и родное.так чего ещё желать?!Капиталисты-ни вы его строили и не вам его разрушать-поняли?!Хотите своё-стройте с “0!”.Киевляне должны знать свою историю и чтить её!Только так!”Ломать-не строить!”.Верю властей в мудрость,а не только в “долляры!”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest