Дом с химерами. История и легенды
Из истории киевских зданий и сооружений — Дом с химерами.
Дом с химерами — кирпичное сооружение с украшениями мифологических и охотничьих сюжетов, является главным архитектурным сооружением раннего неоготического стиля Киева, столицы Украины. Свое название получил благодаря скульптурным украшениям, тематика которых — животный наземный и подводный миры, атрибуты охоты, мифические существа.
Расположен на улице Банковой, 10. Архитектор — Владислав Городецкий, который построил его в 1901-1903 годах как доходный дом с жильем для своей семьи. Место для строительства выбрал над крутым обрывом на Банковой улице. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля.
История и архитектура дома с химерами
Декоративный стиль модерн не характерен для начала XX века на территории Украины. Но мастер строил его фактически для себя — с 1903 по 1913 годы он жил и работал на Банковой, 10. Владиславу Городецкому удалось на этом месте почти за бесценок — 15 640 рублей, приобрести 1550 м² земли в кредит. Участок считался непригодным для застройки из-за слишком крутого склона, однако это не смутило профессионала строительного дела. Владислав Городецкий смог рационально использовать небольшую земельную площадку и обойти сложные условия почв. Для укрепления устойчивости склона было вбито почти 50 бетонных свай, разработанных инженером А. Е. Страусом, на глубину 5 метров. Для большей безопасности сверху свай были положены бетонные «подушки».
Материалом для возведения был избран бетон. Для рекламы своего товара Рихтер, владелец одного из первых цементных заводов в Киеве якобы бесплатно поставлял цемент на строительство Городецкого.
«Вы должны убедить всех, что цемент надежный строительный материал, чем известь».
Однако известно, что архитектор сам был совладельцем завода «Фор».
Дом был построен уже в 1901 году. Это стоило архитектору 65 тыс. рублей. Работы по внутренней и внешней отделки затянулись еще на два года. В 1903 году все работы были закончены, кроме отделки парадной лестницы. Заселение дома жителями произошло в 1904 году.
Сам хозяин поселился в квартире № 3, площадью 380 м², выходившей в первом уровне на Банковскую улицу, а остальные шесть квартир сдавал в аренду. Под вестибюлем хозяин оборудовал мастерскую. Стоимость аренды достигала весьма значительной суммы — 3500 рублей в год. Каждой семье предоставлялся персональный винный подвальчик, склад для дров, конюшня, сарай для экипажа, комнатка для кучера и даже коровник. Молоко жители этого дома пили от собственных коров. Здесь, например, снимал квартиру Всеволод Голубович — премьер-министр Украинской Народной Республики.
Возможно, Городецкий собирался строить рядом с «Домом с химерами» еще одно здание. Он приобрел соседний участок земли, расположенный на таком же крутом склоне (сейчас на этом участке есть лестница, ведущая вниз, к театру Франко). Однако на соседнем участке архитектор так ничего и не построил.
Осенью 1911 он уехал охотиться в Африку. Слишком большие расходы поставили его в затруднительное материальное положение. Летом 1912 он вынужден был заложить свою недвижимость, как он думал, на некоторое время, а как оказалось — навсегда. Выкупить его так и не удалось. В 1913 году знаменитый дом перешел в собственность Общества свеклосахарного рафинадного завода «Благодатенское», которое возглавлял инженер Даниил Балаховский, сын киевского купца, французский консульский агент в Киеве, известный меломан. В ноябре 1916 дом Городецкого перекупил Самуил Нимец, купец первой гильдии.
После революции 1917 года здание было национализировано и некоторое время дом использовался как жилье, размещался штаб военно-трудовой дружины. Затем новая власть разместила здесь Ветеринарное управление Киевского военного округа.
В 1930-е годы киевляне называли этот дом не иначе как «Морское дно», утверждая, что дом принадлежал отставному адмиралу.
В марте 1944 Совнарком и ЦК КПУ решили передать его для жилья работникам театра им. Франко, возвращавшимся из эвакуации. Однако уже в том же году его передали ЦК КПУ, а госслужащие устроили в нем свое медицинское учреждение — поликлинику № 1.
Во времена независимости здание изначально принадлежало Министерству здравоохранения Украины. Позже «Дом с химерами» имел статус музейно-культурного центра. На его базе как филиал Национального музея был создан центр «Шедевры искусства Украины».
В 1998 году был разработан проект реконструкции «Дома с химерами». С течением времени дом раскололся пополам — ширина трещины составляла 40 см, за сто лет сваи потеряли свою опорную функцию. Ибо только под половиной дома вбили сваи, остальная сведена на обычном ленточном фундаменте. Дом треснул именно на стыке этих фундаментов, и наклонился в сторону резиденции Президента Украины на 33 см, а в сторону театра имени Ивана Франко — на 10 см.
Во время реставрации под капитальными стенами забили новые сваи на глубину 21 м. Полностью заменили шесть перекрытий. Потолки с густой лепкой перекрепили на металлические балки. Выровняли перекошенные камины. 560 м² кровли заменили на медную, отреставрировали перекрытия на чердаке. Заменили все лифты. Восстановление интерьеров осуществляли по старым чертежам, которые сохранились. После капитального ремонта стоимостью 166 млн грн. вместо сметных 104 млн грн., который продолжался до 2004 года, три этажа (третий, четвертый и пятый) переоборудовали под помещение для проведения мероприятий с участием Президента Украины.
На первом и втором этажах резиденции Главы государства расположены служебные кабинеты работников Департамента по вопросам Государственного Протокола и церемониала Офиса Президента Украины.
В доме есть зал для вручения верительных грамот, правительственный зал для подписания документов и малый зал для переговоров, помещения для брифингов и комната для проведения торжественных праздничных приемов. Также есть зал «тет-а-тет», где проводят встречи с глазу на глаз в светлых голубых тонах с китайскими мотивами — «китайская» комната. Есть также обеденный зал, красиво оформленный, с овальным столом.
В залах резиденции можно увидеть произведения известных художников. Например, картина XVI века — работа голландского мастера «Мадонна с младенцем». Есть четыре огромных портрета князей Вишневецких. Большая коллекция гравюр XVI века.
Дом спроектировано в форме куба: со стороны улицы Банковой он имеет три, а со стороны площади Ивана Франко — шесть этажей. В свободной планировке использован принцип функциональной взаимосвязи изолированных групп помещений (парадных, жилых, хозяйственных), что характерно для роскошных домом начала ХХ столетия. В доме было семь электрифицированных квартир: двух- и трехкомнатные на первом этаже (для служанок, комната для гувернантки, запасная комната, буфетная, посудомоечная, два клозета, две кладовые), шестикомнатная — на втором, восьмикомнатные — на третьем и шестом, девятикомнатная — на пятом и десятикомнатная — на четвертом.
Довольно скромный по размерам земельный участок использовался, однако рационально. Во двор въезжали мимо двойные арки пандусом, соединенные с кирпичной подпорной стеной. Слева от центрального фасада радовал глаз камерный сад с альпийской горкой и фонтаном.
Фасады отделаны с характерным для модерна использованием разных стилей. «Дом с химерами» получил в народе такое название благодаря скульптурным украшениям на мифологическую и охотничье тематики на фронтоне. Интересным является использование высокого парапета на крыше, что позволило практически скрыть кровлю — первое здание «без крыши» в украинской столице.
Скульптурные украшения по собственным эскизам Владислава Городецкого выполнено его неизменным компаньоном — миланским скульптором Элио Саля. Над скульптурной битвой орла и львицы нацарапано автограф мастера: «E. Sala. 1902». В стену здания вмурованы бетонные головы слонов, носорогов, антилоп и крокодила. На колоннах притаились ящерицы. За водостоки правят головы слонов. На крыше гигантские лягушки, морские чудовища и нереиды. Вместо волос на голове они несут цепи, фантастическое листья и цветы. На углу здания расположен огромный питон.
Владислав Городецкий — личность незаурядная и загадочная. Кроме увлечения архитектурой, он любил и охоту. Стоял у истоков создания охотничьего общества в Киеве, мечтал принять участие в африканском сафари. Поэтому, возможно, он и украшал фасад собственными мечтами себе на свое 40-летие. Вот как описывал дом искусствовед Сергей Гиляров:
«С углов крыши спускают свои усы-щупальца уродливые дельфины, их хвосты, переплетаясь, четко профилируют на фоне неба. На спинах дельфинов сидят обнаженные женские фигуры с трезубцами в руках; вдоль карнизов разместились огромные лягушки; стволами колонн, вдоль парадного входа, вылезают бодрые ящерицы; в орнамент капителей вплетены морды носорогов, а наличники окон изображают слоновьи головы…»
Парадная лестница не менее удивительна, чем внешнее убранство дома. Элио Саля украсил ее лепным фризом, рельефами, в центре поместил колонну с изображением обвитого растениями огромного дельфина. На пьедестале углового ограждения орел раздирает добычу — раненого льва.
В свое время Михаил Булгаков говорил, что без Дома с химерами не было бы Воланда с Азазелло. Именно знаменитый декор особняка вдохновил писателя на создание персонажей «Мастера и Маргариты».
Внешнему виду дома полностью соответствуют его интерьеры с художественными росписями, мрамором, лепным декором, деревянной резьбой, инкрустацией. Большую художественную ценность представляют камины известной немецкой фирмы Мейсона. Здесь и винтовая лестница, и витражи на охотничьи темы, и многоугольные залы.
Стены украшает лепнина вдоль лестничных маршей, окруженных фигурами путти с луками и стрелами, на балясинах — птичьи лапы, на потолке — фризы из экзотических растений и фруктов, перемежающиеся скульптурными изображениями черепов оленя, лося. При входе вас встретит огромный спрут, будто сделан из мельчайших морских ракушек и морских звезд. А на самом деле это обычный, покрытый слоем перламутра гипс. Потолок украшен лепными ананасами. Наталья Косенко, руководитель группы реставраторов, предложила восстановить цветовое оформление интерьера. В результате оно стало таким, каким было. А главную лестницу теперь украшают изображения газелей — рисунки архитектора перенесли на стены в виде фресок.
В центре холла интересный светильник-торшер в виде двух испещренных водорослями и цветами лотоса огромных рыб с хвостами вверх. Особенно пышно украшенные плафоны: гирлянды из фруктов и ветвей винограда, ананасы, листья, цветки подсолнечника, морская тематика. В вестибюле розетка плафона — морская звезда. Пилястры — страусиные ножки, потолок — многочисленные витиеватые «фирменные» химеры. Далее картины на охотничьи сюжеты, которыми расписаны стены. Между ними развешаны охотничьи трофеи самого владельца дома — черепа, рога и множество чучел.
Обшивка стен — ольха, 4 живописные плафоны работы Eugenio Sala, парадные мраморные лестницы (из белого каррарского мрамора в черную жилку), все работы по оковке дверей и окон и все декоративно-металлические изделия — бельгийское общество металлических изделий, паркеты — Здолбуновская паркетная фабрика «Тайкург», керамическая плитка для пола, ванн и клозетов — завод Бергенгейма в Харькове, облицовки стен в ванных — фаянсовыми плитками Веллера, бронза и электрическое освещение — фабрика бронзы Сековского в Варшаве по специальным рисункам.
Во всех помещениях есть скульптуры; например, на стенах и потолке столовой изображено всякую охотничью добычу и пищу — битую птицу, рыбы, крабы, фрукты. Юдженио Саля, брат скульптора, выполнил живописные панно вдоль лестницы, в жилых комнатах. Все люди, входившие в парадный вестибюль, чувствовали себя словно на дне морском.
Печи — плод фантазии. Майоликовые изразцы, которыми их облицевали, изготавливали по эскизам художницы Евы Куликовской на киевской фабрике Андржейовского. Среди уцелевших отличается печь в стиле рококо, которая завершается женской фигурой с вазой. Сохранился и художественный металл: печные дверцы, оконные решетки, винтовые лестницы, вентиляционные решетки.
Легенды дома с химерами
Не последнюю роль в том, что это сооружение приобрело огромную популярность и признание, сыграли и легенды, которые изначально овевали дом.
Самой распространенной среди них есть легенда, по которой дочь архитектора Владислава Городецкого, который является автором этого произведения, утонула в Днепре (по другой версии — в Средиземном море) или из-за несчастной любви, или по каким-то другим причинам. В конце концов, помешавшийся от горя отец построил в честь дочери дом, убранство которого символизировало бы подводное царство. Биографы Городецкого установили, что дочь Елена (после замужества Яценко) во время строительства была жива и здорова. Она вообще пережила отца на несколько десятилетий, переехав с собственной семьей сначала в Польшу, а затем, после окончания войны, в Швейцарию. А люди просто связали с новым домом давнюю историю о погибшей в море дочери предыдущего владельца имения.
Другая легенда утверждает, что дом был возведен Городецким, чтобы выиграть пари. Когда Городецкий объявил о своем намерении строиться на этом месте (на крутом обрыве, к тому же, ранее на месте театра имени Франко, который находится рядом, было озеро), то поспорил, что через два года он возведет здесь собственное жилье. Тогда известный киевский архитектор Александр Кобелев приложил руку ко лбу зодчего и с пафосом произнес:
«Вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея».
Однако паре Городецкий выиграл.
Также существует мнение, что перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все обитатели особняка будут несчастливы, и только потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями или арендовали их, банкротились — их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались.
Говорят даже, что автором проекта была не Городецкий, а другой архитектор — Николай Добачевский, хотя под проектом стоит подпись Городецкого, или что этот дом архитектор строил не для себя, а для любовницы. Однако, как там было на самом деле, неизвестно.