История Киева

Куреневский железнодорожный мост

Из истории Киевских мостов — Куреневский железнодорожный мост.

Куреневский железнодорожный мост появился в Киеве более ста лет назад, во время строительства железной дороги от станции Борщаговка к Киевскому речному порту. И только после постройки железнодорожного моста через Днепр имени императрицы Марии (ныне Петровский железнодорожный мост), эта железная дорога стала называться Киевским Северным железнодорожным кольцом.
Место расположения моста в некоторой степени уникальное, железная дорога тут словно вырывается из выемки, вырытой в Куреневских холмах, на довольно высокую насыпь, господствующую над всей окружающей местностью.

Куреневский железнодорожный мост
2014 год.

Вот так выглядит второй Куреневский железнодорожный мост, построенный уже в послевоенные годы, в типичном сталинском архитектурном стиле. К сожалению фотографии первого железнодорожного моста донесли до нас только фотолюбители из числа нацистских оккупантов, захвативших город в сентябре 1941 года. Отечественные источники не предоставили нам фото или видео этого места.
В сети нет почти никакой информации об этом мосте и узнать в каком же году был построен второй мост не известно. Некоторые источники указывают на 1950 год. Предположительно, в первые послевоенные годы существовал временный мост, скорее всего деревянный.
На ограде моста видно место, где раньше стоял советский барельеф.

Куреневский железнодорожный мост
2014 год.

Мост украшают четыре изящных фонарных столба, характерных для послевоенной эпохи. Фонарей на них давным давно нет, а сами столбы начинаются потихоньку разрушаться.

Куреневский железнодорожный мост
2014 год.

Разрушающиеся элементы декора у основания моста. Очевидно, что мост нуждается в капитальном ремонте.

Куреневский железнодорожный мост
2014 год.
Куреневский железнодорожный мост
2014 год
Куреневский железнодорожный мост
2014 год.

Вид на мост со стороны улицы Фрунзе. По железной дороге как раз и проходит граница киевских районов Куреневки и Приорки, а также улиц Вышгородская и Фрунзе.

Куреневский железнодорожный мост
2014 год.

Вид моста со стороны путей. До 1972 года это железная дорога была однопутная, но как видим при строительстве моста его ширина была заложена под 2-х путную дорогу.
Ограда моста пребывает мягко говоря в неважном состоянии.

Куреневский железнодорожный мост
1970 — е.
Куреневский железнодорожный мост
1960-е.

Вид на мост со стороны улицы Вышгородская в начале 60-х. Ограду моста украшал барельеф с советской символикой, сломанный лет 15-20 назад.

Куреневский железнодорожный мост
1980-е.
Куреневский железнодорожный мост
1960-е.
Куреневский железнодорожный мост
1941 год.

Первый Куреневский мост. Фото сделанное неизвестным военнослужащим вермахта 19 сентября 1941 года, в день вступления немцев в Киев.
Первый мост был 2-х арочный, одна из арок которого была предусмотрена под трамвайные пути, которые уже после войны перенесли на улицу Автозаводская. Сама арочная конструкция была выполнена вероятно из камня и бетона, видны также характерные подпорные стенки, стоящие по бокам.

Куреневский железнодорожный мост
1941 год.
Куреневский железнодорожный мост
1941 год.

В известной книге жителя Куреневки Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» описана судьба первого Куреневского моста. Оккупанты его взорвали во время сдачи Киева Советским войскам, 5 или 6 ноября 1943 года. Причем во время взрыва под мостом находился автомобиль с немецкими офицерами, которые погибли.

Куреневский железнодорожный мост
2014 год

Вид сверху. Похоже, что та самая каменная подпорная стенка первого моста частично сохранилась.

Куреневский железнодорожный мост
2014 год.

Вид с моста в сторону Приорки.

Куреневский железнодорожный мост
2014 год.

И в сторону Куреневки. По бокам видны кирпичные 9-ти этажки, построенные в середине 60-х годов на месте куреневских трущоб. В своем романе «Бабий Яр» Кузнецов сравнил их с «красивыми океанскими лайнерами», такими они казались 45 лет назад.

Использованы материалы — flackelf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *