Петровский мост. История

Петровский железнодорожный мост — мост через Днепр и Десенку в Киеве, соединяющей Рыбальский остров с Воскресенкой и Русановскими садами.

Входит в состав Северного полукольца Киевского узла Юго-Западной железной дороги.

Петровский мост. История

В годы первой мировой войны возникла необходимость в строительстве дополнительного железнодорожного мостового перехода через Днепр для переброски войск. Сначала на месте вблизи трассы современного Подольского железнодорожного моста, с весны до образования декабрьской льда 1915 построили временный деревянный мост. Именно в это время перенесли Днепровскую биологическую станцию на Трухановом острове, которая оказалась на трассе стрйки моста. Мост пролегал над Рыбальским островом и через суженную часть Труханова острова вблизи перешейке с Муромцем.

Строительство капитального моста императрицы Марии Федоровны началось 15 мая 1916. Мост строился как составная часть обходной стратегической железной дороги (настоящее Северное кольцо). Проектированием и строительством моста занимался Киевский округ путей сообщения. Расчет моста с арочными металлическими фермами провел профессор Киевского политехнического института Е. А. Патон. К проектированию левобережной деревянной эстакады моста профессор Патон привлек студентов-дипломников КПИ.

20 мая 1916 были забиты первые сваи, а с 23 июля 1916 начались работы по опусканию кессонов. 20 августа 1916, через три месяца после начала работ, была проведена церемония торжественной закладки моста. К участию в торжествах была приглашена императрица Мария Федоровна. Она много лет проживала в Киеве, была известной благодетельницей, поэтому мосту было решено предоставить ее имя.

29 октября 1916 была закончена установка деревянных конструкций. В целом строительство моста было завершено 26 января 1917. Комиссия, возглавляемая профессором Николаем Белелюбським, показала полную готовность моста к эксплуатации.

Петровский мост. История

Общая длина моста составила 2504 м, длина деревянной эстакады правого берега — 644 м, длина перекрытия судоходного русла тремя металлическими фермами — 333 м, длина деревянной эстакады левого берега — 1525 м. Подмостовой габарит на судоходном пролете над самым высоким предполагаемым горизонтом воды составил на 5,8 м.

Петровский мост. История

Руководителями строительных работ по сооружению моста были инженер Николай Васильевич Попов (начальник строительства, руководитель Киевского округа путей сообщения) и инженер С. В. Завацкий (старший производитель работ). Монтажные работы проводились под руководством инженера М. Л. Кривоносова. Стоимость строительства моста составила 5 млн. 607 тыс. Рублей.

Вскоре мост был поврежден и отстроен осенью 1918 года. Из-за событий революции и гражданской войны мост пришел в упадок и много лет существовал без возможности использования.

Осенью в 1928 году под руководством организации «Военпроект 401» (главный инженер В.Кохан) началось восстановление моста по проекту, несколько измененным от первоначального — подмостовой габарит был повышен на 7 м.

8 ноября 1929 восстановления моста завершилось. В тот же день в 12:00 состоялось торжественное открытие восстановленного моста. Мост получил название Петровский (в связи с переименованием района Подола и празднованием 50-летия председателя ВУЦИК Г. И. Петровского).

Петровский мост. История
1937
Петровский мост. История
1937 год. Петровский мост во время разлива Днепра. Фото из коллекции Михаила Лифшица.
Петровский мост. История
1937 год. Петровский мост во время разлива Днепра.

Во время отхода Красной армии из Киева в сентябре 1941 года был разрушен, за время оккупации восстановлен немцами, потом снова был взорван нацистами во время битвы за Днепр осенью 1943 года. После освобождения Киева восстанавливался с июля 1944 по ноябрь 1945.

Петровский мост. История

В 1964-1966, 1990-1998 и 2003-2005 годах проводилась замена русловых и пойменных прогонов.

Мостовой переход общей длиной 1,5 км состоит из русловой (правобережной) и пойменной (левобережной) частей. Прогоны русловой части общей длиной — 330 м перекрыты трапециевидными по абрису решетчатыми металлическими фермами с параллельными поясами, рассчитанными на проезд нижней частью. Прогоны эстакады — подобными прямоугольными фермами с проездом в верхней части. Массивные бетонные опоры установлены на фундаментах из кессонов.

По мосту проходит только одна железнодорожная колея, хотя сама Северная кольцевая линия двухколейная; разъезды у моста между платформами Оболонь и Троещина (до 2009 — Городня). Мост используется преимущественно для грузовых железнодорожных перевозок, также по мосту проходит городская электричка.

Ежедневно в утренние и вечерние часы «пик» этот участок используется для внутригородского железнодорожного сообщения городской электричкой.

С 2001 года западная половина Петровского железнодорожного моста является границей между Оболонским и Подольским районами Киева, восточная половина моста отнесена к территории Днепровского района. До 2001 года мост принадлежал только Днепровскому району.

Петровский мост. История
1980-е
Петровский мост. История
Прогоны над главным руслом Днепра
Петровский мост. История
Прогоны над Десенкой
Петровский мост. История
Опора Петровского железнодорожного моста, отметка максимума уровня воды 1970

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest