Русановский мост. История

Из истории киевских мостов — Русановский мост.

Русановский мост — мост через Русановский пролив Днепра на Броварском шоссе в нынешних пределах города Киева, в 1906-1943 годах соединял Труханов остров и Никольскую слободку.

При возведении Цепного моста в середине XIX века было построено четыре деревянных моста через Русановский пролив, которые вели к Никольской слободке и Броварскому шоссе. Во время весенних паводков эти мосты регулярно разрушались.

Никто из современников строительства Цепного моста практически ничего не сказал о его продлении. Объясняется это, как оказалось, довольно просто. Дело в том, что Русановской протоки до времени сооружения Цепного моста почти не было.

Русановский мост.  История Киева
Отрывок плана Киева и окрестностей 1850.

Как писал известный инженер-гидролог, строитель Киевской гавани Николай Максимович, «весною 1877 года, при весьма высоком подъеме весенних вод, деревянные мосты в Днепровской дамбе были снесены водою, а в отверстие наибольшего из них, так называемого Русановского, образовалось новое речное русло, по которому направилось речное течение со значительной силой».

В результате часть суши сразу за Цепным мостом превратилась в остров, где сложилось поселение Предмостная Слободка. А дорога на Чернигов оказалась разорванной. Через нее перебросили новый мост длиной более 200 м, опять-таки деревянный.

Русановский мост.  История Киева
Никольская слободка. Фото 1880-х гг. В перспективе видна узкая переправа по деревянному мосту.

В 1903-1906 годах вместо деревянных через пролив был построен металлический мост. Авторы проекта — инженеры Николай Белелюбський, Григорий Кривошеин и архитектор Владимир Апышков.

Новый мост был выполнен двухпролетным, длина каждого пролета составляла 101,35 м (47,5 саженей). Характерной особенностью стало выполнение несущих конструкций в виде металлических двушарнирных арок высотой 9,81 м (4,6 саженей) над опорой и 17,07 м (8 саженей) над серединой пролета. Полотно пути шириной 8,08 м (3,8 саженей) и двух тротуаров шириной 1,28 м (0,6 саженей) каждый изготовили из дерева. Мост был огражден металлическими перилами высотой 1,07 м (1,5 аршина).

Русановский мост.  История Киева

Движение по мосту было открыто 11 (24) октября 1906 года.

Русановский мост не только стал достойным продолжением Цепного на Черниговской трассе, но и соединил между собой два пригородных поселка, две слободки — Предмостную (в районе станции метро «Гидропарк») и Никольскую (в районе станции «Левобережной»). Молодые жители слобод по вечерам в романтической обстановке прогуливались по этому мосту. Задолго до популярного ныне Паркового моста над Петровской аллеей он заслужил наименование «моста поцелуев».

Русановский мост.  История Киева

7 (20) июля 1908 деревянный настил моста сгорел. На следующий день начал гореть Николаевский цепной мост, впрочем пожар на этом мосту удалось быстро потушить. Расследование установило, что причиной пожаров на обоих мостах были умышленные поджоги. За короткое время настил моста был отремонтирован и движение по мосту восстановлено 13 (26) июля 1908 по временной схеме.

Русановский мост.  История Киева
Пожар на мосту.

Чтобы предотвратить повторение поджогов, охрана мостов была усилена. Капитальный ремонт деревянного дорожного покрытия и металлических частей моста, пострадавших от пожара, провели в течение мая — сентября 1909 года.

Русановский мост.  История Киева
Русановский мост (иллюстрация из книги издания 1913).
Русановский мост.  История Киева

В 1912 году по обновленному мосту в Дарнице был пущен бензотрамвай. Трасса использовалась и в период революции, попала на немецкий план города 1918 года.

Русановский мост.  История Киева
План Киева 1918 Фрагмент.

В июня 1920 Русановский мост, так же, как и все другие киевские мосты через Днепр, был разрушен отступающими польскими войсками. Восстановление его проводили в течение 1924-1925 годов по проекту профессора Евгения Патона. В 1930-х годах трамвайная линия была электрифицирована.

Во время отступления Красной армии в сентябре 1941 года мост был взорван. Немцы, скорее всего, не восстанавливали его, поскольку при отсутствии моста через основное русло Днепра он не имел стратегического значения. В послевоенный период городов также не стали восстанавливать. В 1945 году разобрали металлические конструкции и демонтировали остатки пролетов.

Русановский мост.  История Киева
Разрушенный Русановский мост, зима 1942 года.
Русановский мост.  История Киева
Разрушенный Русановский мост.
Русановский мост.  История Киева
Разрушенный Русановский мост, 1944 год.

В 1965 году для строительства левобережного участка Святошинско-Броварской линии метрополитена на его месте был построен Русановский метромост.

Использованные материалы — ВикипедияМихаил Кальницкий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest