Отрадный

Из истории киевских районов и местностей — Отрадный.

Отрадный — историческая местность Киева, бывший хутор, жилой массив и промышленная зона в Соломенском районе. Массив Отрадный простирается между Отрадным проспектом, бульваром Вацлава Гавела и Гарматной улицей; промышленная зона — между улицей Николая Василенко, бульваром Вацлава Гавела и железными дорогами Киев — Ковель и Петровской.


Местность была заселена с глубокой древности, здесь обнаружено позднепалеолитичную стоянку первобытных людей. В княжеские времена подступы к Киеву обороняли богатырские заставы. Одну из них обнаружили неподалеку нынешнего Индустриального моста, при впадении в подземных коллекторах Шулявского ручья в летописную Лыбидь. 

Долиной Лыбеди в 1870-е гг. была проложена железная дорога в направлении на Одессу. Вскоре Киев стал «сахарной столицей» Российской империи и был охвачен строительной лихорадкой. Бывшие просторные полудеревенские усадьбы распродавались частями и лихорадочно застраивались прибыльными многоэтажками. Поэтому, горожане завели обычай отдыхать за городом, где как грибы после дождя росли дачные поселки: Шулявские, Караваевы, Святошинские, Сырецкие, Кульженко, Боярка, Пуща-Водица, Дарница и др. 

Киевский железнодорожный узел
Железная дорога Киев — Одесса возле Кадетского гая. Кон. XIX в.

1872 года хирург, офтальмолог, организатор медицинского образования проф. В. Караваев приобрел в Петропавловск-Борщаговской волости Киевского уезда рассадник деревьев площадью почти 43 десятины, за 1086 руб. с оплатой в течение 20 лет. Впоследствии еще докупил в Военной гимназии (Кадетского корпуса) «Гимназический участок», после чего площадь поместья составила 63 десятины. В 1892 г., после смерти Караваева, 32 десятины перешли по наследству его дочери О. Колчак. 

В XIX в. началась застройка на древнем пути к монастырским селам Братская, Михайловская, Никольская, Петропавловская, Софиевская Борщаговки, что на ручье Нива. 

В росписи улиц города Киева 1896 года отмечалось, что усадьбы на улице Борщаговской № 1 (3 дома) и № 2 (156 домов) отнесены к четвертой категории: владельцы не обязаны содержать дворников; взамен должны выполнять их обязанности сами и нанимать ночных сторожей. Роспись устанавливала соответственно 1 и 7 ночных сторожей и пунктов уличного наблюдения. А с начала ХХ в. в этих местах неподалеку Политехнического института расположились угодья его сельскохозяйственного отделения. 

В 1902 г. начала действовать Киево-Ковельская железная дорога, через Святошино, и вдоль нее также началась перестройка дачных поселков. Было основано стрелочный пост, а впоследствии железнодорожную станцию, которая с 1973 г. называется Киев-Волынский. 

Отрадный
Железнодорожная станция Пост-Волынский, 1902 

Начиная с 1903 г., Караваевы дачи было разделено на 238 участка и распродано. К 1908 в пределах современных улиц Борщаговской, Нежинской, Голего и Генерала Тупикова вырос поселок, который затем расширялся в сторону железной дороги, Шулявки и Казенных дач. В 1911 здесь насчитывалось 323 участка, 296 домов, 5 тыс. жителей. В пределах Киева поселок с 1914 года. Имя профессора Караваева с 1962 г. носит бывшая ул. Маложелезнодорожная. 

В 1914 году рядом с хуторами Грушки и Галаганы коллежский регистратор К. Яниховский выкупил у местных крестьян большой участок, назвал его «хутор Отрадный» и вскоре распродал на 83 дачные усадьбы, согласно тогдашних законов — только для лиц российского происхождения. Имя владельца имела улица Константиновская, пока в 1955 году ее не переименовали — почему-то в честь русского писателя Радищева. 

В годы Великой войны, для военных перевозок и обороны западной окраины, долиной Сырецкого ручья было проложено Северное железнодорожное кольцо, построена станция, которая сейчас называется «Грушки». От нее пролегли пути к предприятиям Шулявки, Лукьяновки, Отрадного. 

При советской власти хутор Отрадный заполонил зловещий Наркомат внутренних дел, и здешняя железнодорожная станция получила «революционное» название Киев Октябрьский. Колеями от Лукьяновской тюрьмы на большие стройки коммунизма двинулись эшелоны вагонзаков. 

На рубеже 1930-40-х гг. распланировано жилой массив Новокараваевые Дачи, первые 60 усадеб застроены еще до 1943 г. — частично нынешние улицы Зеленая, Планерная, Залесная и Одесская. Основная застройка 1940-50-х годов преимущественно одноэтажная усадебная, только по краям двухэтажные многоквартирные домики, а также Кислородный завод. Большинство здешних улиц получили современные названия в 1944 г.

В 50-е гг. началась прокладка Малой окружной дороги. Ее частью стала улица Индустриальная, от завода «Большевик» до железнодорожной остановки Караваевы дачи. С 2005 г. улица носит имя выдающегося украинского политика и финансиста Вадима Гетьмана. Также было трассировано Бульварную улицу, которая носит имя первого президента Чехии В. Гавела, а на месте фруктовых садов разбит парк «Грушки». 

Отрадный
Февраль 1959, ул. Гарматная, указатель на остановке «ул. Бульварная»- так в 1963 назывался бульвар Гавела

В начале 1960-х годов началась перестройка территории жилого массива и промзоны, в которой построены ДСК-3 и мощные заводы всесоюзного значения: «Киевприбор», «Точэлектроприбор» имени Комсомола Украины (ныне ЗАО «Росток»), «Реле и автоматики» им. 50-летия СССР, «Меридиан» им. С. Королева, «Киевтрактородеталь» им. Лепсе. Лукьяновская железная дорога уступила место линии трамвая к Отрадному. С 1967 г. бывшая Ново-Борщаговская улица носила имя космонавта Комарова. Предприятия принадлежали к военной и аэрокосмической отраслям, окутанных мраком секретности, и пришли в упадок после распада Советского Союза. 

Отрадный
Декабрь 1962. Прокладка трамвайной линии на Отрадный 
Отрадный
С 1964 г. по проекту КиевЗНДИЕП домостроительный трестом Киевгорстроя началось возведение 9-этажных крупнопанельных зданий с продольными несущими стенами из керамзитобетона. Это позволило увеличить плотность заселения и преодолеть монотонность сплошной 5-этажной застройки жилых массивов. 

Еще в довоенные 30-е годы на базе КПИ был основан Киевский авиационный институт, который сначала размещался на ул. Ленина, ныне Б. Хмельницкого, 51. С начала 60-х гг. началась перестройка учебного комплекса на Отрадном. Впоследствии он стал одним из крупнейших авиационных ВУЗов мира, и с 2000 г. называется НАУ. 

С 40-х годов началась история улицы, которую в 1963 г. назвали в честь Героев Севастополя. До этого она называлась Отрадной, а старая бульварная часть — Путепроводной, что свидетельствует про забытые планы строительства автомобильного моста через железнодорожную выемку. К сожалению, из Отрадного на Чоколовка и Нивки до сих пор не построено дополнительные путепроводы, которые должны улучшить сложную транспортную ситуацию. 

Отрадный
1960-е годы. Фото А. Приймаченко 
Отрадный
1960-е годы. Фото А. Приймаченко 

В 1967 году, по типовому проекту, был возведен кинотеатр «Отрадный» на 700 мест, украшенный мозаичным панно. 1984 года он был переименован в честь финского города Тампере, побратима Киева. В 90-е годы, подобно ряду других учреждений культуры, кинотеатр пал, был преобразован в крытый рынок а затем совсем заброшен. 

В 1972 году на Медгородке профессором А. Шалимовым основан Институт экспериментальной и клинической хирургии. Сейчас это медицинский центр мирового уровня — Национальный институт хирургии и трансплантологии имени своего основателя. 

В 70-е гг., в связи с застройкой Борщаговки, расширен проспект космонавта Комарова, посреди которого в 1975 году проложено линию скоростного трамвая, одного из первых в Советском Союзе. С 2019 улица носит имя патриарха УГКЦ Любомира Гузара. 

В 1990 году был основан небольшой народоведческий парк архитектуры и быта — «Мамаева слобода». 

Среди интересных людей, связанных с Отрадным, вспомним киевоведа В. Киркевича и писательницу О. Забужко. 

Отрадный
По инициативе руководства района Киевский горисполком выделил земельный участок площадью 31 га под строительство медицинского комплекса «Медгородок» за счет средств заводов «Большевик», «Реле и автоматики», «Точэлектроприбор», «Радиоприбор», «Киевприбор», им. Дзержинского, им. Ивана Лепсе, «Метростроя» и 4-го строительного управления «Укргазнефтестрой». Было запланировано построить больницу на 1200 коек и санаторий-профилакторий на 200 коек. 
М. Кальницкий, из книги «Соломенский район Киева. Вчера, сегодня, завтра». Фото М. Бермана, июль 1964 

Автор — экскурсовод и краевед Валерий Лысенко

Частный проект автора — «1000-летия украинской культуры»

Фотографии с сайта издательства «Варто» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрепите на Pinterest