Памятник Алексею Бобринскому. История
Из истории утраченного Киева – Памятник Алексею Бобринскому.
Памятник графу Алексею Бобринскому в Киеве – памятник известному политику, предпринимателю, экономисту, меценату, основателю сахарной промышленности Украины, строителю первой железной дороги в Российской империи и Приднепровской Украины графу Алексею Бобринскому, который находился в Киеве на бульваре Тараса Шевченко, на месте нынешнего памятника Николаю Щорсу.
Установлен в 1872 году. Демонтирован советской властью в 1926 году и уничтожен в конце 1920-х гг.
Граф Алексей Бобринский сыграл значительную роль в развитии Украины. В 1835 году Бобринский, по предложению австрийских инженеров, возглавил строительство первой в Российской империи железной дороги – Санкт-Петербург-Царское Село. Впоследствии граф также построил железную дорогу Одесса-Балта – первую железную дорогу в Приднепровской Украине.
Также Бобринский сыграл ведущую роль в становлении сахарной промышленности Украины. В 1838 году Алексей Бобринский получил в удел город Смелу и окрестные села, где за несколько лет построил шесть сахарных заводов и один рафинадный. При этом, заводы графа были не только образцом научно-технической мысли того времени, но и отличались хорошими социально-бытовыми условиями для работников. Именно усилиями графа Киев во второй половине XIX в. превратился в «сахарную столицу» Российской империи.
Умер граф Бобринский в Смеле 4 октября 1868, а через три с половиной года в Киеве, на перекрестке Бибиковского бульвара и улицы Безаковской, на добровольные пожертвования ему был установлен памятник.
Бронзовую статую графа отлили на заводе Меранда в Санкт-Петербурге. Автор памятника, архитектор Иван Шредер, отражая роль Бобринского в общественной и экономической жизни России, изобразил его в тоге (символ неутомимых поисков и подвижничества), поверх которой был накинута шинель. Опираясь ногой на железнодорожную рельсу, Бобринский смотрел в сторону нового киевского вокзала. Гранитный постамент (архитектор И. Монигетти) был украшен барельефами, изображающими сельскохозяйственный инвентарь и железнодорожные рельсы. Венчала композицию надпись «Полезной деятельности графа Алексея Алексеевича Бобринского» . Торжественное открытие и освящение монумента состоялось 6 февраля 1872.
Известно, что на торжествах по случаю открытия монумента выступил выдающийся украинский общественный деятель Павел Чубинский. В своей речи он сказал: «Сегодня общественным памятником увенчано память о человеке, который способствовал в качестве частного деятеля экономическому процветанию нашей Родины. Это первый у нас памятник деятелю в области промышленности».
На удивление, памятник не был снесен большевиками в первые годы закрепления советской власти, однако в феврале 1923 Киевский губернский комитет выступил за демонтаж памятника Бобринскому и переноса его в музей. Тем не менее, эта идея не нашла поддержки, поскольку было признано, что статуя в комплексе с ансамблем имеет художественную ценность.
Однако уже в 1926 году памятник был снят и перевезен в Исторический музей, а оттуда – отправлен на завод «Арсенал», где после нескольких проволочек переплавлен. В 1932 году был разобран и постамент.
Место бывшего памятника Бобринскому после сноса пустовало довольно долго, пока в 1954 году на этом месте установили конный памятник Николаю Щорсу, открытие которого было приурочено к 300-летию Переяславской рады. Памятник Щорсу, как и бывший памятник Бобринскому, повернут лицом к киевскому вокзалу.
В последние годы в Киеве раздавались идеи о необходимости переноса памятника Николаю Щорсу из центра города и восстановления на этом месте памятника Бобринскому.