Государственный музей авиации Украины им. О.К. Антонова. История
Из истории киевских музеев – Государственный музей авиации Украины им. О.К. Антонова.
Государственный музей авиации Украины имени Антонова – крупнейший в Украине музей технического профиля, находится в Киеве возле аэропорта «Жуляны», по адресу – Киев, ул. Медовая, 1. Музей размещается на территории бывшей учебно-авиационной базы Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА) (ныне Национальный авиационный университет (НАУ)).
Экспозиция музея находится в постоянном развитии — с начальных 33 экспонатов она выросла до более 90 самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, которые были на вооружении ВВС СССР и независимой Украины, или эксплуатировались в гражданском воздушном флоте. За годы существования ГМА стал центром культуры и досуга государственного уровня, который посетило более миллиона киевлян и гостей города.
С момента основания и до сегодняшних дней на территории УАТБ КИИГА (НАУ) сменили один другого многие самолеты и вертолеты. Среди них было немало и уникальных машин, достойных занять лучшие места в экспозиции любого авиационного музея мира. По иронии судьбы все они погибли здесь же – в Жулянах, – отправленные на металлолом в строгом соответствии с требованием Госплана СССР по сдаче цветных металлов. Как только, в силу различных причин, самолет становился непригоден для обучения студентов, его ожидал нож. Таким образом погибли редкостные образцы экспериментальных самолетов – Ту-110 СССР-5600, опытный Ту-104Г (Ту-16Г) СССР-Л5411, второй летный прототип Ил-62 СССР-06176 (003), прототип Ту-124 СССР-45000 и другие.
В начале же 1990-х гг. учебный аэродром КИИГА подвергся воздействию наиболее естественных, а вместе с тем и наиболее разрушительных процессов – влиянию времени. В течение целого десятилетия самолеты теряли былой облик и приходили в негодность, а сам аэродром зарастал дикой травой. Территория будущего музея в этот период постепенно превращалась в авиационное кладбище.
Коренным образом ситуация изменилась лишь к 2003 году, после того как, согласно постановлению Кабинета Министров Украины, было принято решение о создании на базе УАТБ Государственного музея авиации. Удивительно, но всего за три месяца до открытия нового музея к его будущим экспонатам еще не прикасалась рука реставраторов. В чрезвычайно сжатые сроки, организовав широкую кооперацию с десятками авиационных предприятий по всей стране, удалось подготовить музей к открытию.
30 сентября 2003, накануне празднования 100-летия мировой авиации и 80-летия авиации Украины состоялось торжественное открытие Государственного музея авиации Украины им. О.К. Антонова. На торжественной церемонии присутствовали тогдашний Президент Украины Л.Кучма, представители отечественных и зарубежных авиационных кругов, а также гости и представители многочисленных СМИ.
По количеству исследовательских и единичных бортов музей является шестым в мире и вторым по величине коллекции в постсоветских странах – больше только в российском Монино. В Музее можно увидеть первый опытный Ил-86, второй опытный/первый серийный Ил-18, первый серийный Ту-104, предсерийный Ту-134, а также Ту-22М0 из опытной серии и другие. Представленные в фондах коллекции самолетов КБ Микояна и Гуревича, а также вертолетов КБ М.Л.Миля являются одними из наиболее полных в мире. Здесь экспонируются также редкие ныне МиГ-15УТИ и Ми-1М.
На территории площадью 20 гектаров собрано более 70 экспонатов: пассажирских и учебно-тренировочных самолетов, истребителей, ракетоносцев, вертолетов.
В натурных фондах музея представлены разработки практически всех ведущих авиационных КБ советского периода – Туполев, Яковлев, Ильюшин, Антонов, Сухой, Микоян-Гуревич, Камов, Миль, Бериев, а также реплики начала XX века. В свою очередь, коллекции сформированы как по принципу назначения ЛА, так и по принадлежности к отдельным КБ. Исключение составляет КБ. А. Н. Туполева – здесь выделена отдельная «Бэкфайр коллекция», куда вошли бомбардировщики-ракетоносцы семейства Ту-22М. Также в музее представлен уникальный экспонат вертолет Ми-26 который был ликвидатором аварии на Чернобыльской Атомной электростанции, спасенный от захоронения в распиленном состоянии, в могильнике техники Буряковка благодаря действиям дирекции НАУ, музея, а также МОН. Сегодня уникальный экспонат открыто обозримый в музее.
Еще одно направление – образцы авиационного вооружения и БПЛА, а также экспозиция авиадвигателей.
Источниками постоянного пополнения экспонатного ряда музея стали аэродромы, на которых сохранились списанные борты – исторические свидетельства развития отечественной авиации. Эти машины были приведены в экспозиционное состояние усилиями предприятий украинского авиапрома, после чего заняли свое место на площадке в Жулянах. На многих представленных в музее самолетах основные системы до сих пор сохранили работоспособность. В частности, на таких машинах исправно функционирует вся электроника, а еще относительно недавно на них производились запуски двигателей. Благодаря этому не утихает интерес гостей к посещению пилотских кабин самолета Ил-62 и вертолета Ми-26, ведь посидеть за штурвалом может любой желающий.
Особый колорит посещению музея придает близкое соседство действующего аэропорта «Киев» (Жуляны), взлетно-посадочная полоса которого проходит в 100 метрах за прозрачным забором. Отсюда взлет и посадка производят на зрителей незабываемое впечатление.
Развитие экспозиции Государственного музея авиации Украины постоянно продолжается. Бережно сохраняется существующая техника, отыскиваются новые экспонаты, доставляются в музей, где бережно реставрируются и занимают свое достойное место в коллекциях. Одновременно с этим формируется и упорядочивается архивный фонд, налаживается сотрудничество с авиационными организациями всего мира.
Сайт музея авиации – aviamuseum.com.ua
Фото с сайта музея.