Киевская детская железная дорога. История

Из истории Киевской детской железной дороги.

Киевская детская железная дорога — детская железная дорога (ДЖД), а также учреждение внешкольного образования в Киеве, в котором дети проходят подготовку по железнодорожным специальностям.

Детская железная дорога находится в Сырецком парке, который располагается в Шевченковском районе города Киева, по адресу ул. Парково-Сырецкая, 4.

Киевская детская железная дорога
Киевская детская железная дорога

Подготовка и строительство

Впервые идея строительства киевской детской железной дороги родилась еще в 1935-1936 годах. После опубликованного 8 октября 1935 году в газете «Пионерская правда» призыва тифлисских юных железнодорожников последовать их примеру проекты подобных дорог появлялись по всей стране «как грибы после дождя». Не стал исключением и Киев. Проект предусматривал строительство трёхкилометрового пути, двух станций, депо, водонапорной башни, двух мостов и тоннеля. Парк подвижного состава должен был состоять из паровоза, тепловоза, электровоза и девяти вагонов различных типов. Интересной особенностью этого проекта была его комплексность. Помимо детской железной дороги планировалось построить образцово оборудованные детские шоссейные дороги и небольшой детский речной порт с примыканием ДЖД. К сожалению, эта красивая утопия так и не была реализована.

Второй раз идея строительства Киевской детской всплыла уже после войны. Её обсуждение началось летом 1950 года. Дорогу предлагалось построить на окраине города, на пустыре в районе печально известного Бабьего Яра, во время войны ставшего местом гибели сотен тысяч киевлян, ополченцев и советских военнопленных. Не в последнюю очередь именно такое мрачное соседство привело к тому, что споры о месте строительства ДЖД продолжались в течение двух лет. Только в 1952 году было принято окончательное решение о начале строительства ДЖД.

Сооружение дороги велось методом народной стройки. В нём принимали участие железнодорожники Киевского узла, рабочие и служащие промышленных предприятий города, студенты институтов, учащиеся техникумов и школ. Много сделали для ДЖД курсанты Киевской технической школы, Святошинской школы паровозных машинистов, учащиеся строительного техникума МПС. Подготовкой шести деревянных пассажирских вагонов занялся коллектив Киевского вагоноремонтного завода, а рабочие паровозного депо Киев-Пассажирский переоборудовали для детской дороги паровоз Гр-336.

К открытию дороги была построена петля длиной 1,9 км. В месте, где сходились обе её ветви, была сооружена станция «Техническая» (позже — «Вишенка», ныне — «Железнодорожная»). Помимо одного главного пути на ней имелся обгонный путь и один тупик со смотровой канавой. В петле имелось две платформы без путевого развития, но, тем гордо именовавшиеся станциями «Спортивная» (позже — «Яблонька», ныне — «Киев-Пассажирский детский») и «Пионерская». Последняя из них считалась главной станцией ДЖД.

Киевская детская железная дорога
Станция «Яблонька». Сейчас, здесь красуется вокзал станции «Киев-Пассажирский детский»

2 августа 1953 года, в День железнодорожника, по Малой Юго-Западной прошёл первый поезд. Его провёл легендарный машинист-стахановец, Герой Социалистического труда, начальник Юго-Западной железной дороги — Пётр Фёдорович Кривонос вместе с юными машинистами Валерием Арятинским, Анатолием Стеценко и Вадимом Сухониным.

Киевская детская железная дорога
Машинист-стахановец Петр Кривонос перерезает ленточку на открытии Киевской ДЖД. Фото из архива Киевской ДЖД. 2 августа 1953.
Киевская детская железная дорога
Машинист-стахановец Петр Кривонос с юным железнодорожником Киевской ДЖД. Фото из архива Киевской ДЖД. 2 августа 1953.

В день первой годовщины Малой Юго-Западной, протяжённость детской железной дороги увеличилась более чем в полтора раза и достигла трёх с небольшим километров. (В разных источниках встречаются противоречивые версии относительно протяжённости Киевской ДЖД в те годы. Цифры колеблются от 4,5 до 6 км. Но никаких документальных подтверждений из этих цифр найти не удалось. В тоже время, со слов бывших юных железнодорожников 1960-х годов и посетителей ДЖД той поры известно, что линия заканчивалась в дальнем углу парка, у пересечения улиц Дорогожицкой и Парково-Сырецкой. Измерение протяжённости такой линии по карте даёт результат 3,1-3,2 км.)

Киевская детская железная дорога
Станция «Пионерская», 1954 год.
Фото из личного архива Григория Балашова
Киевская детская железная дорога
Посадка юных пассажиров в вагоны на станции «Пионерская» 1953-1954 гг.
Киевская детская железная дорога
1954, станция «Пионерская»

За этот год силами треста Мосторемтоннель был построен виадук для пропуска линии второй очереди через овраг. Для детской железной дороги это было грандиозное инженерное сооружение. Его длина составляет около 100 м, а высота 19,5 м — почти с пятиэтажный дом!

Киевская детская железная дорога
Конструкция виадука.
Киевская детская железная дорога
1954. Паровоз ЮЗм-336 (Гр-336)проходит виадук.
Киевская детская железная дорога

Открытие нового участка

С открытием нового участка увеличилось и количество станций. К существовавшим ранее станциям добавилась новая — «Комсомольская». На ней не было разворотного треугольника, из-за чего паровоз так и продолжал ходить через рейс тендером вперёд. В остальном же путевое хозяйство Киевской ДЖД той поры можно считать образцовым. На пути имелась разметка, выполненная в соответствии со всеми требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог и Инструкции по сигнализации. Кроме пикетных и километровых столбов были установлены даже указатели уклонов и радиусов кривых, знаки начала и конца торможения. 

Движение по железной дороге осуществлялся по электрожезловой системе. На станции «Пионерская» — главной станции на тот момент, был установлен семафор с компенсатором и тросовым дистанционным приводом из помещения дежурного по станции.

Киевская детская железная дорога

В конце 1950-х годов дорога получила в своё распоряжение ТУ1-001, один из двух построенных тепловозов этой серии, послужившей прототипом для ТУ2. А несколькими годами позже ещё один тепловоз — ТУ2-021. Примерно тогда же старые деревянные вагоны были заменены цельнометаллическими вагонами «PAFAWAG».

Киевская детская железная дорога
Тепловоз ТУ1-001.
Киевская детская железная дорога
Тепловоз ТУ2.

Застройка возле детской железной дороги

В конце 1960-х годов началась застройка местности Волейкив. В связи с этим встал вопрос о необходимости переноса детской железной дороги. Проект новой линии, в районе ВДНХ, не нашёл поддержки у местных властей, поскольку для его реализации нужна была вырубка 1400 деревьев, что для города, признанного самым зелёным в мире, было недопустимо. Было принято решение о сохранении ДЖД на прежнем месте, но со значительным укорачиванием. Не позднее 1972 года ( а скорее всего еще до 1969 года) участок линии от виадука до станции Комсомольская и сама Комсомольская были разобраны, а на их месте была построена больница. Аллею, по которой проходила ДЖД и фрагменты её насыпи до сих пор можно увидеть на территории больницы. Оставшийся участок пути сразу за мостом замкнули в кольцо. В этом месте образовался короткий, но весьма ощутимый уклон. Протяжённость линии сократилась до 2,8 км. При этом движение поездов осуществлялось как по большому, так и по малому кольцу. В 1986 году движение поездов по малому кольцу было закрыто, а путь использовался только для отстоя подвижного состава.

Киевская детская железная дорога
1955, станция «Комсомольская» которая была снесена во время строительства больницы.
На фото — деревянные вагоны, которые были первыми на нашей детской железной дороге

Детская магистраль в конце 1980-х в начале 1990-х

В середине 1980-х годов началось обновление парка подвижного состава Киевской ДЖД. Дорога получила четыре пассажирских вагона ПВ40. Но из-за слишком низкого уровня комфорта в сравнении с вагонами PAFAWAG, новые прослужили не долго. В 1991 году с Камбарского завода прибыло два тепловоза ТУ7А (номера 3192 и 3197). При этом на тепловозе ТУ7А — 3197 обнаружился заводской дефект дизеля, из-за чего локомотив несколько лет простоял на запасных путях. В 1992 году тепловоз ТУ1-001 выполнил свой последний рейс и тоже встал «на прикол».

Киевская детская железная дорога
1983 год.
Киевская детская железная дорога
Паровоз Юп (Гр-336). 1986 год.
Киевская детская железная дорога
Поезд ведет ТУ1-001.1988 год.

Тяжелые времена в конце 1990-х в начале 2000-х

После 1990-х годов для железной дороги наступили тяжелые времена, но усилиями начальника детской железной дороги Анатолия Яковлевича Мищенко и оставшихся инструкторов ее удалось отстоять. Через некоторое время работающий со дня открытия детской железной дороги паровоз Гр-336 был выкуплен фирмой «Джерело» для катания иностранных туристов, а тепловоз ТУ1-001 встал «на прикол».

В 1999 году в новогоднюю ночь на станции «Пионерская» произошел пожар — станционные здания и уникальный деревянный вокзал 1950-х годов были полностью уничтожены. В 1999 году была разобрана станция «Пионерская», порезанный и сдан в металлолом уникальный тепловоз ТУ1-001. Зимой 1999-2000 годов «охотники за цветными металлами» достались и до тепловоза ТУ2-021, практически полностью разграбив его.

Киевская детская железная дорога
Станция «Пионерская», фото конца 90-х годов.
В новогоднюю ночь 1998 на станции возник пожар, в результате был разрушен уникальный деревянный вокзал 1950-х годов.
Киевская детская железная дорога
Тепловоз ТУ1-001. 1997 год.
Киевская детская железная дорога
Тепловоз ТУ7А и ТУ2.1999 год.

«Возрождение» Киевской детской железной дороги

Лишь в 2001 году «чёрная полоса» Киевской ДЖД закончилась, и дела постепенно пошли вверх. Удалось восстановить тепловоз ТУ2-021 в обслуживающее тепловозы ДЖД локомотивное депо Дарница был доставлен резервный тепловоз ТУ2-165, который предназначался для КДЖД, но на неё так и не попал.К началу сезона 2001 года была восстановлена станция Яблонька, на станции Техническая (переименованной в Вишенку) началось строительство депо, был построен учебный корпус с 2 классами и компьютерным кабинетом. были отремонтированы 3 вагона «Pafawag», но на четвёртый не хватило средств, и впоследствии он был вывезен.

Киевская детская железная дорога
2001 год.

За неделю до открытия летнего сезона 2005 года Киевская ДЖД распрощалась с тепловозом ТУ2-021. Его кузов был разрезан на три части и вывезен для сдачи в металлолом, а спустя год и резервный ТУ2-165 был возвращён в Гайворон. Эра ТУ2 на Киевской ДЖД закончилась. Но зато открытие сезона ознаменовалось другим, радостным, событием. В мае 2005 года, во многом благодаря усилиям бывшего юного железнодорожника 1950-х годов Анатолия Стеценко, на Киевскую ДЖД вернулся паровоз Гр-336. Тот самый, что открывал движение здесь более полувека назад, является изюминкой столицы и выходит в рейс с ретро-составом по праздникам. Он прошёл серьёзный ремонт в локомотивном депо Щорс, в ходе которого, кроме всего прочего, приобрёл очень необычную для паровозов ярко-красную раскраску.

В 2013 году на дорогу поступило 3 вагона ПВ40, из них был сформирован второй состав. Первоначально предполагалось обращение обоих составов со скрещением по станции «Яблонька», однако тогда эти планы не были реализованы.

Киевская детская железная дорога
Паровоз Гр-336, тепловоз ТУ7А-3192, ТУ7А-3197. 2006 год.

Грандиозная реконструкция в 2019

Весной 2019 года обновленная руками специалистов Юго-Западной железной дороги, детская магистраль порадовала горожан и гостей столицы многочисленными сюрпризами. Крупнейшие из них — это вокзал на станции «Киев-Пассажирский детский» (мини-копия центрального городского вокзала) и старинный паровоз на гранитном постаменте у входа в парк.

Киевская детская железная дорога
2019 год.

В здании вокзала разместились помещения дежурного по станции, билетные кассы, дикторская, административные помещения, а также музей истории Юго-Западной железной дороги, который могут посетить все желающие. До старта нового сезона на детской магистрали железнодорожники полностью обновили пассажирские платформы на станциях «Железнодорожная» и «Киев-Пассажирский детский» (бывшие Вишенка и Яблонька), причем обе платформы впервые в сети детских железных дорог Украины получили специальную инфраструктуру для без барьерного доступа пассажиров. На всей протяженности детской железной дороги, а это 3,7 км, построили девять современных и безопасных пешеходных переходов. Появился также новый железнодорожный переезд со звуковой и световой сигнализацией и новая детская площадка, которая, несомненно, нравится детворе. Капитально отремонтирован подвижной состав малой магистрали — тяговый и вагонов, а еще путевое хозяйство, устройства СЦБ, кассовые залы. Если цвет паровоза вернули к историческому черно-белому, то интерьер шести пассажирских вагонов осовременили с помощью LED-освещения, современных информационных мониторов и систем оповещения пассажиров.

Киевская детская железная дорога
Станция «Киев-Пассажирский детский»

Приятным подарком для воспитанников столичной детской железной дороги стали капитально отремонтированы учебные аудитории с интерактивными досками и современной мебелью, теплосберегающими окнами и дверями, обновленное помещение локомотивного депо, а также полное зарежимливание территории малой магистрали с введением специальных пластиковых карт для входа на служебную территорию. Киевская детская железная дорога стала рекордсменом мирового уровня, имея копию действующего железнодорожного вокзала, которого нет на других детских магистралях. Каснулись изменения и маршрута: время в пути составляет 30 минут, а протяженность маршрута составляет 5,6 км.

Киевская детская железная дорога
Киевская детская железная дорога
Музей истории Юго-Западной железной дороги на станции «Киев-Пассажирский детский».

Совет юных железнодорожников является руководящим органом самоуправления детской железной дороги, который следит за работой смен, прохождением практики и теоретического обучения юными железнодорожниками, организовывает мероприятия, принимает решения связанные с работой юных железнодорожников. Совет собирается среди самых активных юных железнодорожников всех смен детской железной дороги. Совет разделяется на 5 секторов и руководство.

Киевская детская железная дорога

Движение поездов на детской железной дороге проводится: с мая по октябрь (с четверга по воскресенье, а также в праздничные дни, с 10:30 до 17:30).

С декабря по январь: в выходные, а во время каникул — ежедневно, с 10:30 до 17:30

Киевская детская железная дорога

Использованы материалы — ВикипедияКиевская детская железная дорога в фейсбукДетские железные дороги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest