Киевское архитектурное наследие Владимира Заболотного
Из истории выдающихся киевлян – Заболотный Владимир Игнатьевич.
Владимир Игнатьевич Заболотный (13 [1 по ст.ст.] август 1898, с.Карань, Полтавская губерния (ныне в составе г. Переяслав, Киевская область, Украина) – 3 августа 1962, Киев, Украинская ССР, СССР) – украинский архитектор, основатель и президент Академии архитектуры Украины в 1945-1956 годах, один из авторов проекта здания Верховной Рады Украины. Депутат Верховного Совета УССР 2-4-го созывов.
Родился 13 (1по ст.ст.) августа 1898 года в селе Карань (впоследствии переименован в Трубайливку, сейчас в составе города Переяслав) в семье мастера-ювелира по изготовлению церковной утвари.
В 1919 году он успешно закончил Переяславскую гимназию, работал регистратором музея, художником районного военного комиссариата. В 1921 вступил в Украинский архитектурный институт в Киеве. Тогда ректором был архитектор Дмитрий Дьяченко – лидер необароккового украинского стиля в архитектуре (конца XIX – начала ХХ века). В 1924 институт был объединен с Институтом пластических искусств и создан Киевский художественный институт (КХИ). Проектирование изучал в мастерской Павла Алешина – воспитанника петербургской Академии художеств, последователя классицизма. В определении его идейно-творческой позиции определенную роль сыграла созданная в 1925 года Ассоциация революционных художников Украины (АРХУ), возглавляемая ректором института И.Вроной, провозгласившей, что «новая эпоха – эпоха социализма – создаст свой стиль и свои, присущие ему формы».
Творческая позиция Владимира Заболотного студенческой поры ярко проявилась в его дипломном проекте профилактория «Кинь-Грусть» на 500 мест. Решенный в простых геометрических формах и несколько революционно-романтическое по общему виду, это произведение представляет собой функционально совершенный, композиционно стройный и выразительный по образу санаторный комплекс, совмещенный с природным окружением.
В 1927 Владимир Игнатьевич успешно защитил этот проект, получил звание архитектора-художника и был оставлен преподавателем КХИ. В то же время начался первый этап его самостоятельной деятельности.
Еще в учебный период участвовал в конкурсах на проекты Дворца культуры в Ростове-на-Дону (1925, V премия, соавтор) и Киевской кинофабрики (1926, II премия). В то же время в мастерской Александра Вербицкого разрабатывал рабочие чертежи Киевского железнодорожного вокзала, построенного в 1929-1933 годах. Первыми произведениями молодого архитектора были конкурсные проекты Дворца Правительства СССР (V премия) и жилого массива «Луч» в Харькове (1928, соавтор Петр Юрченко).
В конце 1920-х – начале 1930-х годов Заболотный преподавал архитектурное проектирование в КХИ и Киевском инженерно-строительном институте. Одновременно был главным архитектором Государственного института проектирования городов – ДИПРОМОСТ. Его научные сотрудники разрабатывали тогда концепцию социалистического города, которая предусматривала обобществление быта и коллективные формы жизни. Исходя из этой концепции, Заболотный создал проект города Коминтерновский. В проекте территория города разделена на промышленную, жилую, рекреационную и другие зоны. Жилая – была застроена однотипными комбинатами для взрослых и детей школьного возраста. Комбинат состоял из двух удлиненных жилых корпусов и размещенного между ними компактного блока столовой-спортзала, соединенных крытыми переходами. Решен в простых геометрических формах, по общему виду он похож на двухкорпусное судно-катамаран (1930, соавторы Михаил Гречина, Николай Холостенко, П. Юрченко). Одновременно по проекту В. И. Заболотного строятся Дворец культуры металлургического завода в Днепродзержинске и дом Облпотребсоюза в Виннице.
Второй этап деятельности Заболотного охватывает вторую половину 1930-х – первую половину 1940-х годов. С начала 1930-х годов «Гипроград» под руководством В. Заболотного разрабатывал концепцию генерального плана Кривого Рога. В 1934 году столицей Украины стал Киев, где было решено построить Правительственный центр. Объявили конкурс на его проект. Заболотный принял участие в этом конкурсе: он вместе с П. Юрченко и В. Онашенко создает проект Правительственного центра (1935). Как отмечал Б. Ерофалов в контексте про проекты: «Все, без исключения, поучительны. Три из них блестящие: проект Й.Ю. Каракиса, В. Заболотного, М.И. Гречины…». Работал также по совместительству старшим архитектором, заместителем главного инженера, главным архитектором в Управлении Юго-Западной железной дороги, Государственном институте проектирования городов, Цивильпроекте.
В 1935-1936 годах Заболотный вместе со своими учениками из КИСИ проектирует и строит в Парке пионеров Киева технический, агробиологический и военный павильоны и театр кукол и кинотеатр. Тогда же по его проектам на улицах Красноармейской (ныне Большой Васильковской) и Жертв Революции (ныне Трёхсвятительской) сооружены два многоквартирных дома.
Лучшим произведением Заболотного этого периода его творчества является Здание Верховной Рады в Киеве (1936-1939). За успешную работу по сооружению этого дома профессор В. Г. Заболотный был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР и получил премию в размере 5000 рублей.
Здание Верховной Рады Украины, ставшее одним из самых ярких образцов украинского архитектурной классики. Новое здание в центре Киева, строительство которого завершилось в 1939 году, получило много положительных отзывов от современников, которые отмечали гармоничность и совершенство его форм. Так, знаменитый кинорежиссер и писатель Александр Довженко видел в здании «естественную непринужденность и демократичность», а учитель Владимира Заболотного, киевский архитектор Павел Алешин, – отражение «любви к своему народу, его художественному наследию и к новым культурным запросам».
В 1939-1941 годах работал главным архитектором города Киева.
Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации: в 1941-1943 годах работал заведующим отделом искусств при Институте народного творчества в городе Уфе Башкирской АССР.
Вскоре после освобождения Киева от немецкой оккупации в 1943 году Заболотный вернулся в Украину и был назначен председателем Украинского филиала Академии архитектуры СССР. Начался третий этап его творческой деятельности. Центральная магистраль столицы и прилегающие кварталы, как и застройка многих других населенных мест, были разрушены. Перед украинскими архитекторами встала проблема грандиозного восстановления. В 1945 году, по инициативе и под руководством Заболотного, на базе филиала АА СССР, создана первая в истории Украины Академия архитектуры в Киеве. Он был избран ее президентом.
Учрежденное в филиале проектирование широко развернулось в Академии и было связано с восстановительным периодом. В. Заболотный принимал в нем активное участие. Он подготовил один из самых интересных конкурсных проектов восстановления Крещатика, в котором активно обращался к традициям украинского барокко. Согласно своей идеи развития национальных архитектурных традиций В. Заболотный вместе с В. Лазаренко создает проект облицовочной керамики (1945, I премия), конкурсные проекты индустриально сборных одноэтажных жилых домов Донбасса (1948), а также сооружает из шлако-бетона дома поселка «Строитель» в Днепре (1949-1950, соавторы Я. Штейнберг, И. Граужис). Эта его идея воплощена также в архитектуре значительной части застройки Новой Каховки, сооруженной по проекту Академии (1951-1954).
За обильное использование керамической плитки в отделке Заболотного часто критиковали: из-за нее здания на Крещатике иногда называют «домами-тортами», а саму керамику – «кондитерской». Но именно орнамент плитки из лаборатории Академии позволил подчеркнуть уникальность крещатинских зданий.
В конце этого периода Заболотный вместе с М. Гречиной, Н. Чмутиной и другими, создает проект Дома Укоопсоюза в Киеве. К сожалению, дом построен частично и в неудачно упрощенных формах (1955-1957).
В 1940-х годах по инициативе Никиты Хрущева и под руководством В. И. Заболотного был разработан экспериментальный проект «агрогорода». Авторы стремились воплотить в это произведение идею максимального приближения крестьян к городским условиям, развивая традиции народной стройки.
В 1956 в стране произошел переход на индустриально-сборное строительство. Академия архитектуры была реорганизована в Академию архитектуры и строительства УССР – АСиА, президентом которой стал инженер-строитель А. Комар. Тогда же В. Заболотного избрали действительным членом Украинской и союзной АСиА. В 1957 он возглавил отдел истории украинского искусства при президиуме АСиА УССР, созданный по его инициативе. Так начался последний период его деятельности. Отдел определил своей задачей обобщение и освещение многовекового развития и достижений украинского искусства. Возглавляемый В. Заболотным большой коллектив украинских искусствоведов начал работу над «Программой по истории украинского искусства», которая отдельными разделами охватывала все его виды (К., 1956). По этой программе, опираясь на искусствоведческие достижения и собственные исследования, в течение 1957-1962 годов в отделе созданы: однотомник «Очерки по истории украинского искусства» (К., 1962) и авторская рукопись шеститомной «Истории украинского искусства» (с иллюстрациями).
“Наша украинская архитектура будет органично связана с традициями зодчества украинского народа. Украина богата на замечательные, глубоко национальные памятники изобразительного искусства, поэтому большое значение народного творчества, ее традиций, декоративно-орнаментальных элементов в архитектурном произведении должна быть творчески изложены языком современности”, – Заболотный.
3 июля 1962 года Заболотный умер. А в 1963 АСиА была ликвидирована. Подготовку первых пяти томов завершил Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры (НИИТИАГ) в Киеве, а шестого тома – ученые Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Т. Рыльского АН УССР. Общую редакцию выданного в 1966-1971 годах шеститомника осуществила возглавляемая Николаем Бажаном Главная редакция УРЕ.
Шеститомник высоко оценила культурно-художественная общественность, а украинское правительство в 1971 наградил В. Заболотного (посмертно) и других активных авторов Государственной премией им. Т. Шевченко.
Владимир Игнатьевич похоронен на Байковом кладбище в Киеве. На его могиле 1965 построен монументальный памятник, скульпторы Ф. А. Коцюбинский, Ксанфий Кузнецов. В Переяславе-Хмельницком, в бывшем доме его отца, создан Мемориальный музей архитектора В. Г. Заболотного.
Именем архитектора названа Государственная научная архитектурно-строительная библиотека в Киеве.
В 1993 году на ул. Владимирской, 22, на доме, где Заболотный жил в 1945-1962 годах, установили мемориальную доску известному архитектору. Барельефный профиль из белого мрамора, оформлен бронзовыми буквами, создатель скульптор Шутилов.
Владимир Игнатьевич Заболотный не только выдающийся архитектор, но и ученый, педагог и общественный деятель. Он был замечательным художником-пейзажистом, акварели его изящные и легкие, это еще одна малоизвестная сторона творчества Заболотного. В 1950-х годах Владимир Заболотный написал более двадцати изображений рек Днепра и Трубежа, разнообразные пейзажи и много других удивительных уголков Переяславщины. Все творчество художника проникнуто национальным колоритом и глубоким чувством любви к народным истокам. Уникальная коллекция проектов, фотографии сооружений, архивные документы, рисунки, акварели, портреты, выполненные Владимиром хранятся в семейном доме города Переяслав-Хмельницкий, в мемориальном музее академика В. Заболотного.
Выдающийся украинский зодчий оставил после себя значительное научное и художественное наследие. Его творчество повлияло на ход формирования украинской культуры в области архитектуры и искусства.
Использованы материалы – Википедия, Государственная научная архитектурно-строительная библиотека ИМЕНИ В.Г. Заболотного, Антиквар.