Аманд Струве — на службе Киеву
Из истории выдающихся киевлян — Аманд Егорович Струве.
Аманд Егорович Струве (11 июня 1835 (30 мая по ст.ст.), Санкт-Петербург, Российская империя — 24 сентября 1898 года (12-го по ст. Ст.), Санкт-Петербург, Российская империя) — военный инженер немецкого происхождения.
По иронии судьбы именно в Киеве, этот предприниматель и инженер оставил наиболее яркий след своей деятельности.
Энциклопедисты Брокгауз и Эфрон утверждали, что род Струве берет свое начало в XVII веке и происходит от Георга Адама — профессора юриспруденции Йенского университета. Многие представители этого обрусевшего дворянского немецкого рода оставили яркий след в истории Российской империи.
Аманд Егорович Струве появился на свет 11 июня 1835 (30 мая по ст.ст.) в Петербурге, в обедневшей дворянской семье. Здесь же впоследствии он блестяще окончил сначала Главное инженерное артиллерийское училище, а затем и Николаевскую инженерную академию. Как талантливый выпускник он некоторое время стажировался за счет государства за рубежом.
Уйдя с военной службы в запас, Аманд Струве три года проработал инженером на строительстве тогда Московско-Нижегородской железной дороги. С 1860 Аманд Егорович Струве работал в акционерном обществе Московско-Саратовской железной дороги. Здесь он спроектировал в 1862 году и построил свой первый железнодорожный мост через Москву-реку близ Коломны. Это сооружение было необходимо для железнодорожного сообщения между Москвой и Коломной. Далее дорога подошла к Оке, где нужно было построить мост длиной более 700 м. С задачей Аманд Егорович справился успешно. Слава о талантливом инженера росла. Обладая предпринимательской жилкой, еще в 1863 году в селе Боброво близ Коломны для возведения мостового перехода Струве основал небольшое машиностроительное предприятие, которое стало на 1871 самым механическим, литейным и машиностроительным заводом страны,
В 1867 году инженер-капитан Струве переводится на службу в Киев, где плодотворно работает в Х-м округе путей сообщения России. В марте 1868 года года вблизи дельты реки Лыбидь при ее впадении в Днепр был заложен уникальный мост. Под руководством Аманда Егоровича на острове, который находится напротив Выдубицкого монастыря, устроили механическую мастерскую, где собирали металлические конструкции (фермы). Благодаря сообразительности нашего героя, капитальный железнодорожный мост через Днепр был возведен в кратчайшие сроки, что вызвало восторг населения десятков стран мира. 13 опор этого моста длиной тысяча шестьдесят восемь метров (в то время одного из крупнейших в Европе) строились с применением новейшей и передовой технологии кессонного типа. При этом Струве отказался от услуг иностранных компаний, чем удешевил стоимость работ по возведению такой махины.
13 (25) февраля 1870 после испытаний сооружения торжественно открыли и освятили. Строительство обошлось в 3 млн. 200 тыс. рублей. Император Александр II повысил инженер-капитана Струве до чина полковника. За строительство сооружения сам автор получил немалый куш, а именно — 3 млн. рублей ассигнациями, что позволило инженеру развернуть очень широкую и бурную предпринимательскую деятельность, в том числе и не в последнюю очередь в Киеве.
Железнодорожный мост Струве. История
Несмотря на то что Аманд Егорович проживал в Киеве, его следующими творениями стали железнодорожный и гужевой мост через Днепр в Кременчуге, открытый в 1872 году, Бородинский, Москворецкий, Крымский и Краснохолмский мосты в Москве, Литейный мост в Петербурге. Все металлические конструкции для этих мостов монопольно производились на родном заводе Струве в Коломне. Кстати, этот завод строил и паровозы, и пароходы, и экипажи, и вагоны трамвая.
В 1872 году Аманд Егорович Струве совместно с другими предпринимателями основал в Киеве концессию, не связанную со строительством мостов. Концессионеры обязались построить и в течение 50 лет обеспечивать эксплуатацию киевского централизованного водопровода. Оборудование для него почти полностью было произведено в Коломне. Итак, 2 марта 1872 газета «Киевлянин» сообщала об открытой накануне первой очереди водопровода. К концу 1879 водопровод достиг проектной мощности.
Киевский водопровод. История
Инженер участвовал также в реконструкции Царского дворца (ныне — Мариинский), основал концессию по обустройству в Киеве газового освещения улиц.
В 1891 году Аманд Егорович Струве построил конку, а уже в следующем году — первый электрифицированный участок, который соединил Царскую (Европейскую) площадь с Подолом. На своем Коломенском машиностроительном заводе Струве производил вагоны для Киевской городской железной дороги (то есть — трамвая). Киевский трамвай того времени был выполнен по всем передовыми технологиями, долгие годы был надежным и безаварийным. Сеть Киевской городской железной дороги постоянно расширялась, что позволило решать транспортную проблему города, расположенного на значительном перепаде высот, потому что ни конка, ни паровой трамвай не справлялись с нашими высотами. Постепенно трамвай добрался до Святошино, Пущи-Водицы, Дарнице и даже Броваров. Была у концессионеров идея связать электрическим трамваем Киев и Житомир, однако планам помешали войны и революции.
Как видим, почти все новации, которые вызвали стремительный рост благоустройства Киева второй половины позапрошлого века, связанные с Амандом Егоровичем. Добавим, что очень многие из перечисленного происходило впервые не только в Российской империи, но и в Европе. Не случайно за выдающиеся технические достижения Струве стал почетным членом Киевского университета имени Святого Владимира. В 1879 году он получил чин генерал-майора.
Умер 24 сентября 1898 года (12-го по ст. ст.) от болезни печени в своем имении Аннине близ Коломны. Похоронен в Санкт-Петербурге на лютеранском Волковом кладбище.
Когда Струве не стало, киевская пресса вспоминала покойного «как человека, способствовавшего своей инициативой, познаниями и трудом возвеличению и прогрессу Киева и положившего начало тому интенсивному культурному и промышленному росту, свидетелями которого мы в настоящее время являемся».
Использованы материалы — Википедия, Интересный Киев.