Въездные башни древнего Подола
Места расположения в деревянных стенах вокруг Киевского Подола XVII – первой половины XVIІI в. въездных башен.
Французский картограф Гийом Л. де Боплан, который в 1640-х гг. посетил Киев, сообщил, что территория Подола подобна треугольнику, стороны которого образуют склон Старокиевской горы, русла Днепра (в то время – реки Почайны) и реки Глубочицы. До XIX в. трасса Глубочицы несколько отличалась от направления современных улиц Верхний и Нижний вал, под которыми в настоящее время Глубочица протекает в коллекторе. В XVII – XVIІI вв. в районе современной Житнеторжской площади Глубочица образовывала «колено», отклоняясь к северу.
С запада Подол защищал Киевский замок (в конце XIV в. возведен на Замковой горе), с востока – русло Почайны, то северная сторона «подольского треугольника» оставалась наименее защищенной и именно там издавна киевляне сооружали защитные укрепления, предназначенные для остановки врагов. В течение XVI – XVII вв. конструкция этих укреплений изменялась. В 1584 году путешественник Мартин Груневег описывал городские укрепления как простые деревянные крестовины, установленные в самом узком месте долины р. Глубочицы – примерно на месте современной Житнеторгской площади. В начале ХVІІ ст. эти примитивные укрепления заменили более надежным деревянным палисадом.
Острокол с небольшими воротами в конце XVI в. был построен и в одной из вершин «подольского треугольника» – на месте современной Почтовой площади, где начиналась дорога (спуск) с Подола на Печерск.
В первой половине ХVІІ ст. земляной вал с остроколом по гребню защищал застройку Подола со стороны Почайны (Днепра). В 1640-х гг. где Боплан вспоминал о деревянных стенах с башнями вокруг Подола. Во время боев за Киев в годы Хмельнитчины деревянные стены Подола были разрушены и в 1680-х – 1690-х гг. киевские мещане заново отстроили городские укрепления. Итогом этих строительных работ стало строительство на земляных валах достаточно мощных деревянных стен, образованных из отдельных срубов (клетей).
Въездными башнями Подола (в которых были устроены ворота) в XVII-XVIІI вв. были трехъярусные Крещатицкая (Рождественская), Духовская, Проварская (Броварская или Спасская) и Притицкая, двухъярусные Воскресенская, Кожемяцкая и Иорданская (Епископская). Эти и другие башни отмечены на первом известном плане Киева, созданном в 1695 году. Поскольку все подольские укрепления на протяжении своего существования были из дерева, время от времени их ремонтировали и отстраивали.
Кожемяцкая башня находилась в районе современной Житнеторгской площади – в начале дороги, ведущей из Подола к ремесленной Кожемяцкой слободы, со второй половины XVII в. расположенной в оврагах между горами Старокиевской, Замковой, Воловой и Детенышом.


Место расположения Иорданской (Епископской) башни на картах Киева второй половины XVIII ст. отмечено примерно на пересечении современных улиц Кирилловской и Ярославской. Рядом этой башни на Глубочице был мост (переправа), от которого начинался путь, ведущий в северном направлении: к Плоской слободе (расположенной под г.Щекавицей), Иорданскому монастырю (расположенному под г.Юрковицей) и дальше – на Вышгород. В первой половине XVII ст. Епископская башня была въездом в Епископский городок – часть Подола, принадлежавшую киевским католическим епископам.



Воскресенская (Быдлогинная) башня располагалась на месте переправы через Глубочицу – примерно на перекрестке современных улиц Верхний Вал и Волосской. Эта башня, отмеченная на нескольких планах Киева 1780-х гг., в 1799 г. была разобрана. Возле Воскресенской башни располагался мост через Глубочицу, за которым начиналась Быдлогинная улица (Межигорский путь), ведущая к загородным мещанским огородам, нивам и сенокосам. Этой улицей мещане каждый день выгоняли скот на оболонские пастбища. Во второй половине XVIII ст. (когда территория за Глубочицей начала быстро обитать и застраиваться) этот загородный путь стал Волошской улицей Подола (Современная Волошская улица, пролегающая от ул. Борисоглебской до ул. Оболонской, была проложена после пожара на Подоле 1811). В XVII в. от главной рыночной площади Подола (современной Контрактовой площади) к Воскресенской башне вела одна из крупнейших подольских улиц – Воскресенская, проходившая мимо Воскресенской церкви. Остатком древней Воскресенской улицы есть современный переулок Хорива.






Притыцкая башня получила название от места швартовки судов – Притыки (гавани) на Почайне, примерно на пересечении современных улиц Набережно-Крещатицкой и Хорива


Проварская (Броварская или Спасская) башня стояла.


Духовская башня стояла недалеко от деревянной церкви Святого Духа – примерно на углу современных улиц Набережно-Крещатицкой и Борисо-Глебской. В плане Киева 1695 г. рядом башни изображен мост, от которого начинался путь к переправе через Почайну и дальше – на Труханов остров, где располагались мещанские сенокосы, рыбная ловля и пастбища.
В плане Киева 1695 г. слева от Духовской башни обозначена Малая башня с воротами, к которой от Борисо-Глебской церкви ведет переулок, вдоль которого течет Борисоглебский ручей. Истоки этого ручья расположены у подножия киевских холмов близ Покровской церкви; рядом Малой башни этот ручей впадал в Почайну.


Справа Духовской башни на плане Киева 1695 г. обозначена еще одна Малая башня с воротами, расположенная неподалеку от каменного Ильинского храма. До ворот этой башни мимо усадьбы Киево-Братского монастыря на плане 1695 г. ведет большая городская улица, начинающаяся от рыночной площади. Направление этой улицы частично соответствует трассе современной улицы Сковороды.
Ворота башен, расположенных на берегу Почайны (в XVIII в. – Днепра) вели к речным переправам, к киевской гавани и к складским помещениям, в которых киевские мещане и купцы хранили товары, привозимые в город по воде, в частности строительную древесину.
Крещатицкая башня стояла в районе современной Почтовой площади. Там располагался въезд на Подол и начиналась одна из самых больших городских улиц – Крещатицкая (Рождественская), которая соединяла Крещатицкую (Рождественскую) и Иорданские башни. От Крещатичных врат также начинался путь на Печерск.

Поскольку ни одна из башен Подола XVII – XVIII ст. до настоящего времени не сохранилась, об их виде и конструкции можно составить представление по изображениям на плане Киева 1695 г., и по археологическим остаткам двух въездных башен Старокиевской крепости, построенных в то же время (вторая половина XVII в.), что и подольские башни. Остатки Софийских ворот (расположены под поверхностью грунта почти на перекрестке улиц Большой Житомирской и Владимирской) имеют вид двух параллельных фундаментов, каменных из бутового камня и кирпича XVII ст. Между этими фундаментами находились остатки вымостки из дубовых бревен. Письменный источник «Роспись Киева» 1682 отмечает, что Софийские ворота имели деревянную башню и подъемный мост через крепостной ров. С двух сторон к башне присоединялся земляной вал. Внешний вход в башенные ворота могли закрывать подъемные железные решетки, внутренний вход – деревянные ворота. Раскрытые археологами остатки деревянных Печерских ворот (обугленные бревна, датированные фрагментами керамических изделий второй половины XVII – первой половины XVIII в.) в настоящее время экспонируются в подземном переходе на Майдане Независимости.
Источник – Комунальний заклад «Центр консервації предметів археології»


