Успенский собор
Из истории киевских храмов – Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы) – главный соборный храм Успенской Киево-Печерской Лавры.
К нему ведут все три монастырские улицы — от Святых, Экономических и нижних ворот. Вместе с Большой лаврской колокольней храм является главным компонентом открывающейся с левобережья Киева уникальной панорамы Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
История создания Успенского собора
Построен в 1073–1078 годах мерами Феодосия Печерского за игумена Стефана, на средства князя Святослава II Ярославича. Начало строительства – 1075 года, окончание – 1 июля 1078 года (Извлеченіе изъ древнихъ Русскихъ лѣтописей / Отделъ І. Извѣстія лѣтописные).
Ктиторами Великой церкви Печерской обычно называют великих киевских князей Изяслава и Святослава Ярославичей, которые выделили землю и деньги на строительство. При этом еще один активный участник этого исторического события — варяг Шимон Африканович. Он во исполнение своего обета внес первый вклад в строительство храма и его золотым поясом князь Святослав определил размеры будущего сооружения.
Сведения о Шимоне Африкановиче можно найти в нескольких исторических источниках. Это «Киево-Печерский патерик», летописи и родословная легенда бояр Воронцовых-Вельяминовых, выводящих от него свою родословную.
Через некоторое время у «Варяжской земли» умер его брат — Африкан. Воспользовавшись этой возможностью, Якун изгнал своих племянников — Фрианда и Шимона из их владений. Во время бегства Шимон снял со скульптурного распятия Христа, сделанного его отцом Африканом, святые реликвии — золотой венец и пояс. Снимая их, он услышал «гласъ отъ образа», который велел ему отнести эти реликвии преподобному Феодосию, на то место, где будет создана церковь во имя Пресвятой Богородицы. Плывя в Киевскую Русь, Шимон во время бури увидел видение в виде будущей церкви с указанием ее размеров:
«Та, которая созиждается преподобнымъ во имя Божіей Материки какъ видишь ты ее въ величіи и красотѣ,- ее размѣритъ онъ тѣмъ золотымъ поясомъ, въ 20 поясовъ въ ширину, и 30 въ длину, въ вышину же стѣны съ верхомъ на 50».
По прибытии на Русь варяг явился к князю Ярославу Владимировичу, который, помня заслуги его дяди Якуна, хорошо принял беглеца. Вскоре Ярослав направил Шимона «старшим», наверное тысяченачальником, к своему сыну Всеволоду. Родословная легенда Воронцовых-Вельяминовых (наибольшего рода, дожившего до времени составления родословных легенд) относит приход варяга в Киевскую Русь еще до 1027 года.
Патерик упоминает Шимона среди участников битвы князей Ярославичей с половцами на реке Альте в 1068 году. Перед битвой князья пришли в Печерский монастырь, где один из его основателей – Антоний – предрек им поражение. Шимону были предсказаны тяжкие раны и спасение, а также то, что он будет первым погребен в церкви, которую сотворит сам: многие из вас падут от меча, и побегут от супостатов, будут попраны, утоплены в воде; ты же будешь спасен и принесен здесь, в церковь, которая здесь создается. Во время битвы было убито и ранено множество воинов, ранен был и Шимон. Лежа на поле битвы, он снова увидел в небе видение – ту же церковь, что видел раньше, на море. Вспомнив свой обет, варяг помолился Богу, и был в тот же миг исцелен. После возвращения из боевого похода, Шимон снова пришел к преподобному Антонию и передал ему свои реликвии, возвестив о своем желании построить в монастыре церковь во имя Пресвятой Богородицы. При этом золотой пояс должен был служить мерой при строительстве храма, а венец требовалось повесить над жертвенником.
«Призвалъ святой Антоній блаженнаго Ѳеодосія и сказалъ: «Симонъ-это онъ воздвигнетъ такую церковь». — и передал блаженному пояс и венец.
Шимона стали называть на славянский манер Симоном. Приходя в монастырь, он всегда «жертвовалъ ему много на возведение Богомъ указанной церкви». Длительные беседы с игуменом Феодосием убедили его и он «оставил латинскую ересь, и принял истинную православную веру» со всем своим «двором» в 3000 душ. По просьбе Симона, преподобный Феодосий написал молитву о прощении грехов его предкам и потомкам. Эту молитву после смерти Симона вложили ему в руку. С тех пор пошел на Киевскую Русь обычай вкладывать в руки покойному свитку с заупокойной молитвой. За богоугодные деяния Шимона после смерти первыми похоронили в построенной Большой Печерской церкви. Умер варяг между 14 августа 1089 г. и 15 августа 1091 г.
После нескольких лет, как Симон отдал венец и пояс, из Царьграда пришли мастера. Феодосий пригласил мастеров из Константинополя, очевидно, демонстрируя независимость Киево-Печерской обители от местных светских и церковных властей. Они сказали, что прибыли в Киев по поручению своей царицы, приказавшей построить в Печерском монастыре церковь.
Позвав их во дворец, находящийся в пригороде Константинополя — Влахерни, царица вручила им золото на три года строительства, а также ковчег с мощами семи мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора для того, чтобы положить в основание храма. Причем греки узнали Антония и Феодосия как двух приближенных к царице, предстоящих у ее трона, дававших золото им на строительство. Царица сказала, что храм этот будет носить ее имя и что царской наместницей в нем будет чудотворная икона Успения Божией Матери.
Приняв с благоволением из рук Царицы чудотворную икону, византийские мастера спросили, какие будут размеры и вид храма. Царица ответила: “Для меры я послала пояс Сына Своего”. Когда же они спали, то к ним пришли благообразные юноши, которые сказали: «Зовет вас Царица во Влахерн». Мы же ушли, взяв с собой родственников и близких, и встретились все во Влахерне в одно время. И когда мы поговорили друг с другом, то узнали что нам появлялось одно и то же. Им явилась в небесах странная по красоте церковь, по образу и подобию которой они должны были построить храм в честь Царицы”.
Преподобные Антоний и Феодосий очень удивились этому рассказу греков, сказав, что никто из них не был в это время в Царьграде. Они ответили: “Золото Царицы мы получили от вас при многих свидетелях”. Тогда все иноки прославили Бога и Его Пречистую Матерь, поняв, что именно Она, Царица неба и земли, благословила строительство Своей церкви в Печерской обители.
Они спрашивали у преп. Антония и Феодосия, где вы хотите начать строить церковь. На что преп. ответили: “Господь укажет на это место”. Тогда преподобный Антоний обратился с горячей молитвой к Богу, чтобы Господь послал знамение, которое бы показывало место для храма. В ту ночь явился ему Господь и сказал: “Антоний, ты получил благодать предо Мною”. В ночном видении он был известен, что с утра по всей земле выпадет роса, а на месте церкви сухо. Так и вышло. Тогда святой Антоний подобно библейскому Гедеону попросил повторения чуда, но если бы на месте церкви вышла роса, а кругом было бы сухо. На следующий день на рассвете площадка, где должна была быть построена будущая церковь, сияла на солнце от росы.
Потом нужно было еще измерить основания церкви по мере слышанной Шимоном на море с неба. Вспомнив слова Божией Матери: «В меру послала я пояс Сына Своего». Тогда преподобный поднял руки свои к небу и сказал: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да узнает народ этот, что Ты, Господи, Бог, и ты обратишь сердце их к Тебе. (3 Цар. 18:37).
В 1073 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось торжественное заложение первого каменного сооружения Киево-Печерского монастыря – Успенского собора. Существует много легенд об этом событии. В ней участвовал сам князь Святослав Ярославич, выделивший часть поля великокняжеской усадьбы в Берестове для строительства, пожертвовал 100 гривен золотом. При жизни Феодосия был завершен только фундамент храма. Как свидетельствует его «Житие…», игумен «повседневно подвизался и трудился на строительстве того Дома.»
Причиной строительства нового собора было то, что количество монахов достигло 100 и старая деревянная церковь стала тесной для общины. Уже после закладки собора монахи начинали строить свои кельи и заселять окрестности. Фактически, после освящения храма, здесь возник новый монастырь, поскольку на старом месте осталось лишь несколько монахов для ухода за могилами и панихиды.
Завершение строительства Успенского собора, украшение и освящение стало одним из главных событий в церковной жизни Киевской Руси в домонгольский период.
В конце XI века к собору осуществлено ряд пристроек — в частности, с северной стороны крещальню в форме малой церкви св. Ивана.
Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 году его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 году снова ограблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты и дворянства.
В XVII веке надстроены дополнительные бани, а также произведено декорирование в стиле украинского барокко. Перестройки середины 17 – начала 18 веков постепенно превращали собор в барочный храм. Решающую роль в этом процессе сыграл катастрофический пожар в ночь со 2 на 3 мая 1718 г., который уничтожил застройку Верхней лавры. В процессе восстановления, который длился в 1722-1731 годах (среди его участников – Иосиф Билинский), древнее ядро собора с севера, запада и юга окружили новые двухэтажные приделы (как и в Софийском соборе, древние стены выступали наружу только в алтарной части). Собор был увенчан 7 грушевидными куполами, стены его были украшены нишами с росписью и пышными барочными фронтонами. Внутри собор был украшен большим иконостасом и стенописью,
1896 г. разобраны верхние ярусы иконостаса, оставлен только наместный ряд с резными позолоченными колонками. Его должен был заменить новый мраморный иконостас, запроектированный арх. А. Щусевым, вместе с ограждением солеи, изготовленной из бронзы. Декорированное плетенкой новое ограждение хоров из белого карарского мрамора выполнено по эскизам В. Фартусова. Центральная часть храма была облицована панелью из цветного мрамора. 1900 г. паркетный пол заменен на пирогранитные плитки. По проектам Е. Ермакова и В. Николаева перед входами в собор устроены металлические ажурные тамбуры.
После революции 1917 г. началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. На территории Лавры против воли прихожан и духовенства закрывались храмы. Во время артиллерийского обстрела Киева большевистскими войсками в январе 1919 и боев с польскими войсками в июне 1920 собор был поврежден, в частности верхний фронтон с юго-восточной стороны, стены жертвенника и алтаря, получившие три пробоины, кровлю, в которую попал снаряд сбоку Трапезной палаты, разбиты все окна.
С 20-х годов Успенский собор был уже единственным действующим храмом Верхней Лавры, но руки безбожников не дрогнули посягнуть на главную святыню народа Божьего.
Разрушение Успенского собора
Во время второй мировой войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года.
Современная версия причины разрушения собора рассказывает, что при отступлении советских войск из Киева 16-17 сентября 1941 года собор тайно заминировала саперная команда специального назначения 18-й дивизии НКВД в рамках ведения войны тактикой «сожженной земли», а 3 ноября — взорвала. Некоторые современные публицисты, согласно советской официальной версии 1960-х, до сих пор приписывают организацию взрыва диверсионной группе Ивана Кудри.
После вступления в Киев гитлеровцы сразу отправились в Лавру и долго триумфально звонили в колокола. Затем установили в ней пушки, в том числе зенитные, для защиты переправы через Днепр, а в многочисленных кельях солдаты расположились на постой.
Прошло полтора месяца. Уже был взорван советскими диверсантами и сгорел Крещатик, оккупанты расстреляли последних заключенных в Бабьем Яру. Внезапно в Лавре раздался сильный взрыв – рухнула часть крепостной стены – прямо на пушки. Не успели гитлеровцы прийти в себя, как раздался второй взрыв — в арсенале, у главных лаврских ворот, где был склад боеприпасов, и они рвались в огне. Здание сильно загорелось — от него во все стороны разлетались фонтаны искр. От третьего взрыва задрожала земля — это был взрыв в Успенском соборе. Но храм чудом устоял. Он был возведен в XI веке из особого плоского кирпича из красной глины, такого крепкого, что его нельзя было разбить и молотком. Это была кладка на столетие. Через некоторое время в соборе раздался новый взрыв. От его ужасающей силы обломки кирпича разлетелись на километры и осыпали весь Печерск. Собор рухнул, превратившись в гору камня. Один немецкий ветеран вспоминал: “Первые три взрыва показались нам тогда игрушками, а вот в четвертый раз уже дало, так дало!” Можно только вообразить, сколько нужно было взрывчатки завести под собор. Территория Лавры оказалась усеяна кусками мозаик собора, фресок, алтарной резьбы.
Летом 1977 г. в британской прессе опубликовали донесение в Берлин руководства Абвера в Киеве по поводу этих событий, как оказалось связанных с приездом в Лавру фашистского президента Словакии Йозеф Тисо. «Тисо приехал в монастырь со своей свитой 3 ноября 1941 года около 12.30 и отбыл около 13.30. А около 14:30 внутри Успенского собора произошел небольшой взрыв. Часовой заметил три бегущих фигур, их застрелили. Через несколько минут после этого произошел грандиозный взрыв, разрушивший весь собор. Взрывчатое вещество, вероятно, заложили заранее. По-видимому, этот акт следует рассматривать как покушение на жизнь президента Тисо. Три вероятных преступника невозможно было идентифицировать, поскольку у них не было никаких бумаг».
Украинский писатель Даниил Кулиняк, расследуя обстоятельства взрыва Успенского собора, выяснил, что накануне отступления Красной Армии из Киева были заминированы все главные общественные здания. Среди них культовые — Софийский и Успенский соборы. Но из-за неисправности взрывного устройства Софийский собор уцелел. Чего нельзя сказать об Успенском. Сюда взрывчатку завезли с таким расчетом, чтобы взорвать ее в момент сбора фашистской элиты. Для этой цели в подземелье собора установили три вида детонаторов: радио- и электроподжига и бикфордов шнур. Спецкоманда взрывателей НКВД ждала только условного сигнала от наблюдательного пункта, в поле зрения которого находились въездные лаврские ворота. Узнав о намерении Тисо осмотреть Лавру, немецкие оккупационные власти города приняли беспрецедентные меры безопасности — на рассвете 3 ноября 1941 года выселили все гражданское население Лавры и прилегающих к ней домов. Также окружили монастырь сплошным двойным кольцом солдат, не укрывшегося от наблюдательного пункта спецкоманды. Когда к воротам Лавры подъехали три лимузина в сопровождении штабных машин, стало ясно — время «Ч» пришло. Сигнал на радиоподрыв был подан. Но взрыва не произошло. Рассекреченные и опубликованные характеристики советских мин показывают: аккумуляторы, по которым оснащались отечественные радиомины, за сорок суток разряжались. Киев советские войска покинули 19 сентября, а собор взорвали 3 ноября. Вдобавок минирование происходило не в день отступления из города, а раньше, так что ко дню взрыва аккумуляторы должны были сесть, поэтому радиосигнал не сработал. Тогда и задействовали группу из трех подрывников в самой Лавре, которые в ней скрылись. Но время было потеряно: высокий гость, посетив собор, вышел из него и уехал, а взрыв так и не произошел вовремя. Двойное окружение вокруг Лавры было снято. Остановить запущенный механизм детонации взрывникам не удалось, что подтвердил небольшой взрыв внутри собора. Осознав неизбежность еще более мощного взрыва, они бросились бежать, но были застрелены охраной.
Лавра стоит на самой высокой точке Киева, окруженная крепостными стенами, и, таким образом, является отличной оборонительной крепостью. Поэтому взрыв ее приравнивался к крупной военной операции. Однако после этих ужасающих актов вандализма В. М. Молотов, заместитель председателя Государственного комитета обороны СССР, выступил с обращением ко всему мировому сообществу и обвинил гитлеровцев в уничтожении исторической святыни. С его подачи советскими специалистами было составлено «Сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию и установлению преступлений немецко-фашистских захватчиков». В нем числилось: «По приказу немецкого командования военные части ограбили, взорвали и разрушили древнейший памятник культуры – Киево-Печерскую лавру». И в послевоенных советских путеводителях и исследованиях о Лавре писали то же самое.
Советская версия, что согласно материалам Нюрнбергского процесса, представленным советской стороной, взрыв был совершен немецкими оккупационными войсками до сих пор актуальна среди некоторых публицистов. Они представляют как доказательство этой версии то, что перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлен массовый вывоз драгоценностей храма, среди них: литой серебряный престол с алтаря, серебряные царские врата, серебряные резы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангеле в серебряных окладах, собрании тканей и парчи, а также около 2 000 драгоценных предметов. Но как известно, массовое грабежи немцами оккупированных территорий не секрет и не ограничивалось только вывозом драгоценностей из Лавры. А также правдоподобие советской версии подчеркивает факт, что сохранилась профессиональная немецкая фото- и кинохроника взрыва — в середине 1990-х годов ее кадры нашли в частном собрании в Обергаузене и прислали в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede), директора Forschungesstelle Osteuropa Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Правда, эта так называемая профессиональная немецкая фото-хроника взрыва выполнена только с одного ракурса — в десятке километров от взрыва, с наводнического моста. Причем в кадр попали посторонние люди, охрана моста, что свидетельствует о случайности того, что удалось снять взрыв.
Кроме того, сам факт того, что за час до взрыва Успенский собор посетил Йозеф Тисо, прямо перечеркивает вероятность подрыва собора германскими оккупационными властями. Ведь это маловероятно, что немцы позволили бы ему разгуливать среди сотен килограммов взрывчатки, рискуя его жизнью. За такой поступок офицерам, обеспечивающим пребывание Тисо на территории Лавры, по меньшей мере, угрожал бы трибунал. Совершенно понятно, что если бы гитлеровцы намеревались взорвать собор, они сделали бы это хотя бы на следующий день после посещения собора Тисо.
Еще в пользу советской версии по неизвестным причинам в своих мемуарах рассказывает Альберт Шпеер «Подрыв был осуществлен немецкими оккупационными властями под руководством рейхскомиссара Украины Эриха Коха. В рамках нацистской идеологии, “покоренные народы не должны иметь символических культовых сооружений, укреплявших их идентичность и стремление к автономии”.
Известный советский кинорежиссер Александр Довженко также считал, что Успенский собор взорвали “свои”. Сразу после изгнания врага он оказался в Киеве и по горячим следам расспросил многих жителей. В “Дневнике” записал с болью: “Не немцы уничтожили центр нашей измученной столицы, а мы сами… И Лавру взорвали”.
Также следует отметить, что осенью 1941 года немцы не взрывали других церквей на территории Украины. Более того, они допускали (хотя и под контролем) возрождение религиозной жизни.
После взрыва сохранились только в незначительном объеме стены апсид, фрагменты древней северной стены, два пилона 11 в., восточная часть придела св. Иоанна Богослова с верхним алтарем св. Андрея Первозванного и венечным барочным куполом.
Возрождение Успенского собора
С 1945 года проводились работы по разборке завалов. Исследование памятника проведено в 1947 В. Богусевичем, 1951-52, 1962-63, 1970-71 – М. Холостенко (при участии Ю. Асеева, М. Говденко, Г. Логвина и др.). 1947-48 укреплены остатки придела св. Иоанна Богослова, 1962-63 – законсервированы другие фрагменты (арх. М. Говденко).
В 1981 году было решено восстановить собор Успения Пресвятой Богородицы к празднованию 1000-летия принятия христианства на Руси, но это решение не было реализовано.
Снова начать воссоздание Успенского собора удалось лишь через несколько лет — после обнародования указа Президента Украины Леонида Кучмы от 9 декабря 1995 года о восстановлении Успенского и Михайловского Златоверхого соборов. На этот раз закончить храм было решено к другому юбилею — празднованию 950-летия основания Киево-Печерской лавры, которое должно было отмечаться в 2001 году.
21 ноября 1998 года, в день памяти Архистратига Божьего Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основу возрождающейся Большой церкви.
Проект восстановления разработан на основе правовой и разрешительно-исходной документации и концепции, утвержденной 25 июня 1998 г., которой предусмотрено воспроизведение памятника в формах барокко 18 в. Авторский коллектив и ответственные исполнители проекта: А. Антонюк (научное руководство), А. Граужис (автор проекта), А. Рожков (автор проекта «Конструкторская часть»), Т. Филиппова (автор проекта интерьеров), Н. Шепитько (подготовка исторических материалов) и др. Генеральный подрядчик – корпорация «Укрпроектреставрация», генеральные проектировщики – «Киевгенплан» и «Киевпроект».
В 1998–2000 проведены строительные работы по воссозданию собора, в 2000 начата отделка интерьера. В структуре храма были сохранены подлинные остатки: стены с фрагментами живописи 19 в. приделов святых Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, кладка апсид, датируемая 11, 15, 17 вв., соединена с восстановленными частями сооружения. их не только законсервировали и реставрировали, но и укрепили и связали с новыми стенами и сводами, спрятав все новые конструкции. Внутри храма построили малую церковь св. Иоанна Предтечи в гипотетическом первоначальном виде. Наслоение полов, фундаменты, кладка стен, фрагменты живописи 19 в. в виде зондажей представлено для осмотра. Фундаменты укреплены задавливающими сваями малого диаметра (0,18 м) длиной до 23 м, поверх которых устроен железобетонный пояс, стены металлическими тягами. Свод выполнен из железобетона. Плинфа и розетки изготовлены на Киевском керамическом заводе. Лепные украшения сделаны из гипса с добавлением стекловолокна. Позолоченные бани изготовлены на отдельной площадке и смонтированы на месте с помощью крана.
Работы по отделке фасадов и интерьера (лепка, живопись, изготовление дверей, позолота, рисование икон) осуществили ООО «Декор», АО «Украина-Реставрация», ООО НПП «Аркант», институт «Укрзападпроектреставрация», МСП РПП «Мастер» , АОЗТ «Мастерская по реставрации живописи».
Собор обеспечен новейшим техническим оснащением: воздушным отоплением с использованием каналов 19 в., Теплым полом, отечественной системой кондиционеров, подогревом крыши, лифтом, подъездом для инвалидных колясок и т.д. Подсветка иконостаса выполнена ЗАО «Укрсвет».
24 августа 2000 года в День Независимости Украины состоялось Торжественное освящение восстановленного Успенского собора, которое состоялось под руководством предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимира.
Архитектура Успенского собора
Большая лаврская церковь была одним из самых больших по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолбный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столбы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широко – больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими другими храмами древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. В наружном декоре – орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крестильня.
Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе Оранта), на других стенах была фресковая роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После бессчетных перестроек эти произведения искусства не сохранились.
Современное сооружение кирпичное, на сложном растворе, оштукатуренное, побеленное, семиверхое, в плане крещатое. Бани покрыты позолоченными медными листами по металлическому каркасу, их завершают фонари с макушками и металлическими позолоченными крестами на медных позолоченных шарах-яблоках. Центральный крест венчает золоченое изображение голубя. Кроме бань собор увенчивают 48 позолоченных рипид. Цоколь облицован фигурными гранитными блоками. Оконные заполнения и входные двери украшены декоративными накладными бляхами. Фасады украшает пышный лепленный декор с элементами позолоты, 362 полихромных майоликовых розеток на фризах, 186 живописных композиций, написанных киевскими художниками-реставраторами С. Баяндиным и Ю. Гузенко. В интерьере по старым изображениям воспроизведены деревянные резные иконостасы, кафедры, киоты, амвоны и стасидии. Главный пятиярусный, сосново-липовый позолоченный иконостас (выс. – 21 м, длина – 25 м) содержит 96 икон, написанных художниками из Львова. Фрагментарно сохранившиеся царские врата иконостаса являются уникальным памятником украинского декоративного искусства.
Решением ЮНЕСКО от 12.12.1990 №337 и Постановлением Совета Министров УССР от 24.08.1963 №970 сооружение является памятником истории и архитектуры.
Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма, несомненно, имеет большое и глубокое духовное значение для Киева и всего православного мира.