Центральный железнодорожный вокзал. История
История главных железнодорожных ворот Киева.
Центральный железнодорожный вокзал – это символические ворота в Киев. Через них проходят все, кто приезжает и едет из столицы по железной дороге. Прибывающие в Киев пассажиры не всегда задумываются о здании, через которое они быстро проходят по дороге к метро или такси. Вокзал – самое интересное место в Киеве, которое имеет легендарную историю. Является основным архитектурным сооружением железнодорожной станции «Киев-Пассажирский».
Киевская железнодорожная станция построена в 1868-1870 годах для обслуживания железных дорог Киев – Балта и Киев – Курск, строительство которых было завершено в 1870 году. До 1868 года было доведено до левого берега реки Днепр, но еще два года под руководством инженера Аманда Струве строили мост через Днепр. Станция тогда была в долине реки Лыбеди, на месте солдатских домов.

Первое здание киевского железнодорожного вокзала
Первоначальное здание железнодорожного вокзала в Киеве построено в 1868—1870 годах и представляло собой двухэтажное здание из желтого кирпича в древнеанглийском готическом стиле по проекту архитектора Ивана Вишневского, которое напоминало рыцарский замок.

Закладка состоялась 8 августа (27 июля по ст.ст.) 1867 года высокопреосвященным митрополитом киевским Арсением, в присутствии генерал-губернатора Безака, гражданского губернатора Катакази, правительственного инспектора генерала Бобрищева-Пушкина, директора дороги Филиеля-Броги, архитектора Вишневского и других членов компании Киево-Балтской железной дороги.
В течение рабочего летнего периода 1867 г., до 20 октября, стены станции были закончены под карниз первого этажа; ранней весной следующего года были возведены три павильона станции с антресолями, а к 10 июля 1868 года были положены напольные и потолочные балки, установлены стропила и сделана крыша с украшениями из листового железа. Чистовая отделка станции проводилась лишь весной 1869 года по совершенной осадке здания. Вся станция с мебелью и чистой отделкой обошлась в 378,019 руб. 83 коп.

Длина вокзала составляла 133 метра (сейчас 300 м) — была чуть меньше размеров пассажирской платформы, простиравшейся на 144 метра (сейчас 400 м). Для «высших лиц» предназначались специальные, роскошно обустроенные помещения, а грязные и тесные залы ожиданий обслуживали пассажиров третьего, низшего класса. У парадного входа была предусмотрена площадка для экипажей.

Датой открытия первого здания вокзала считается начало февраля 1870 года. На самом деле, по мнению историков, вокзал впервые был открыт в 1869 году. Тогда через Киев проезжал царский состав с Александром II. Станция была готова не полностью, и простых пассажиров не принимала. Но для государя сделали исключение – здание временно открыли, чтобы Александр разместился в специальных апартаментах.

Сначала через Киев курсировали семь поездов с вагонами трех классов. Скорость составов была «черепашьей» – 20 км/ч. Станция принимала всего около 50 тыс. человек в год (сегодня эта цифра превысила 1 млн. пассажиров).

Роль дикторов (они появились только в советское время) на вокзале выполняли зазывали, которые выкрикивали название поезда. Кроме того, на станции был смонтирован звонок, дававший поочередно по три сигнала через определенные промежутки времени, третий означал: состав трогается!

Первый поезд на киевском вокзале
4 сентября (23 августа по ст.ст.) 1868 года в пять часов пополудни к строившемуся Киевскому вокзалу, под звуки музыки и крики «ура» подошел рабочий поезд Киево-Балтийской железной дороги. Паровоз, украшенный цветами, вагоны с флагами и пассажирами-добровольцами – все это поразило киевлян. Так пришла в Киев железная дорога. На колесах поезда было написано Безак. Это фамилия Киевского генерал-губернатора Александр Безака. Благодаря его усилиям было установлено железнодорожное сообщение между Киевом и Москвой, Одессой и австрийской границей. Умер Александр Безак в том же 1868 году, его похоронили на территории Киево-Печерской лавры. Нынешняя улица Петлюры у вокзала долгое время носила его имя.

Первый поезд со стороны Курска на станцию Киев-Пассажирский прибыл 2 марта (18 февраля по ст.ст.) 1870 года.
Пассажиры обжили вокзал и территорию возле него. На старинных фото можно увидеть у здания вокзала десятки извозчиков, ожидающих пассажиров. Они развозили приезжих по гостиницам и буквально дрались за клиента, если в город приезжал знатный человек. Здесь существовали целые артели. В некоторых было по 10-15 экипажей, кузницы для подковки лошадей, конюшни.

Газеты того времени так писали про него: «Киевский вокзал хорош и поместителен. Лица, коим вверено управление, вежливы и предупредительны, жандармы бдительны. Только один цербер, стоящий у дверей, ведущих на платформу І – ІІ класса, не отличается особой вежливостью».


Пожар и временное сооружение вокзала
23 (11 по ст.ст.) августа 1877 года в здании железнодорожного вокзала произошел сильный пожар. По какой причине это произошло, неизвестно. Здание для эксплуатации стало непригодным и было частично отремонтировано. Было принято решение о полной реконструкции вокзала с расширением в соответствии с растущим пассажиропотоком. Киев долгое время оставался без вокзала, только в 1907 году выделили деньги на временный деревянный вокзал.
В 1908 году, когда начали снос старого здания, станция временно перекочевала в деревянный дом, напоминавший барак. Еще недавно на этом месте, на улице Старовокзальной, была конечная остановка скоростного трамвая.

«Барак-вокзал» должен был принимать пассажиров в течении трех лет до окончания реконструкции, но помешали Первая мировая война и революция. В результате временное здание прослужило четверть века. В 1913 году первое здание вокзала было окончательно разобрано.

Новое здание вокзала Киева
В начале XX века было решено построить новый вокзал. Начался первый архитектурный конкурс среди проектов. Но решение откладывается до 1913 г., когда на конкурсе побеждает проект петербургского архитектора Владимира Щуко. Он создает проект в нетипичном для Киева стиле с элементами романской архитектуры, который пресса назовет ломбардским. Для спроектированного здания Щуко в 1914 г. будет заложен фундамент, под размеры которого придется подстраиваться авторам следующих проектов.

Из-за Первой мировой войны строительство идет медленно. Но это не единственная проблема: стиль вокзала, который можно считать германской архитектурой, становится политически неуместным. После визита министра путей сообщения Российской империи и критики Щуко срочно перерабатывает проект, заключая в существующие габариты новое здание – теперь уже в стиле барокко. Пресса назвала этот стиль «краковским». С началом революции 1917 года строительство прекращается на долгий срок, а проект Щуко так и не был реализован.

Строительство нового вокзала началось в 1927 году. Новый проект вокзала разрабатывался на закрытой конкурсной основе. Для участия в нем пригласили только 9 ведущих архитекторов Украины – пятерых из Киева и четырех из Харькова. Среди предложений архитекторов избрали проект под девизом «Рельс в круге» профессора Киевского художественного института Александра Вербицкого с участием профессора того же института Павла Алешина.

Торжественная закладка нового здания вокзала состоялась 7 ноября 1927 года.

Размах строительства для Киева в то время был беспрецедентным. Два года шли только подготовительные работы: укрепляли почву, расширяли площадь, на которой вокзал должен был принять до 40 тыс. пассажиров в день. Старшим техником на строительстве работал и учился в то время и ставший знаменитым впоследствии украинский советский архитектор, градостроитель, художник и педагог, один из плодотворнейших киевских зодчих Иосиф Каракис.


Ввод вокзала в эксплуатацию планировался на осень 1931 года, но работы опаздывали. В конце концов, вокзал был сдан к 14-й годовщине со дня организации Красной армии, 23 февраля 1932 года. Он был рассчитан на 72 пары поездов в сутки, 36 000 пассажиров дальнего и 4000 – ближнего следования. В общей сложности строительство обошлось в 13 млн. советских рублей.

Открытие вокзала совпало с устроенным в Украине Голодомором. Киев голод практически не коснулся, но сюда в поисках пищи и спасения приходили люди. По рассказам очевидцев, обессилевшие граждане умирали на улицах. Их свозили в помещение недалеко от Центрального вокзала, а затем массово вывозили.

Вербицкий приложил немало усилий на решение интерьера помещений. Он был строг, лаконичен, целесообразен. Особенно эффектное впечатление производил просторный светлый вестибюль с огромными параболическими арками. Окончательный вид вокзала радовал выразительностью и монументальностью. Здесь необычно соединились мотивы новых веяний архитектуры ХХ века и украинской старины.



Во время Второй мировой войны при взятии города германскими войсками вокзал был частично разрушен. Фашисты, оккупировавшие город, пытались его отстроить и для разбора завалов привлекали добровольцев, которым в обмен на работы предлагали вкусно и сытно поесть. Желающих, говорят, было немало, но восстановить здание немцы не успели – Киев освободили советские войска.






Восстановили здание в 1949 году при содействии архитектора Георгия Домашенко – ученика Вербицкого, который в сталинскую эпоху почему-то решил обогатить архитектуру вокзала. Что оказалось неудачным шагом. Сам Александр Матвеевич Вербицкий возражать против переработки своего творения не стал. Да и как он мог, ведь сталинский режим простил великому архитектору прежнее сотрудничество с городской управой в оккупированном Киеве.

В 1954—55 годах построено сооружение Пригородного вокзала, проложены переходные подземные тоннели, связывающие Вокзальную пл. с вокзалом и платформами.

В 1967—1969 годах сооружен навес над первой платформой, а также пешеходная галерея до 10-го пути шириной 24 метра (вместо двух галерей, которые до этого доходили только до 4-й платформы).

В течение 1978-1980 годов, накануне Летних Олимпийских игр 1980 года, был реконструирован главный вестибюль Центрального вокзала. Обустройство зала депутатов Верховной рады на вокзале выполнено архитектором Ирмой Каракис.

В 2001 году проведена реконструкция Центрального вокзала. С главного вестибюля убрали статую Ленина и советскую символику. В рекордные сроки (за 6 месяцев) был построен Южный вокзал, который соединен с Центральным вокзалом проходящим над путями пешеходным переходом (конкорсом). Особая роль в этом строительстве принадлежала тогдашнему Генеральному директору «Укрзализныци» Георгию Кирпе.


По пропускной способности и архитектурно-художественному уровню — это одно из самых совершенных транспортных сооружений. Как памятник архитектуры, является примером сочетания традиций и новаторства в украинской архитектуре того времени.

Некоторые киевляне шутят, что если в главном вестибюле вокзала поднять голову, можно увидеть все достопримечательности Киева и смело возвращаться домой, сказав, что в столице ты уже побывал. В верхней части вестибюля расположены яркие полотна, обрамленные лепниной: Мариинский дворец, Ворота Заборовского, Художественный музей, Оперный театр.

