Трофейные иномарки на улицах Киева. Редкие фото

Какие трофейные иномарки ездили по улицам Киева после Второй мировой войны.

После окончания Второй мировой войны на улицах Киева еще добрый десяток лет, да и позже, разъезжало немало автомобилей зарубежного производства. Попали они в Украину разными путями, но как бы там ни было, обрели здесь свое пристанище. Каких только моделей среди них только не было! Издание AUTO-Consulting нашло и опубликовало редкие фото иномарок послевоенных лет. Многие снимки обнародованы впервые.

Maybach SW
Maybach SW

Большинство автомобилей – это были трофеи, добытые у немцев. В Киеве в 1945-1951 гг даже действовала трофейная выставка, на которой демонстрировался штабной Wanderer генерала фон Ильгена — командующего войсками в Украине. Именно на этом авто его взял в плен легендарный разведчик Николай Кузнецов и доставил в лес к партизанам на нем. Но трофейные авто привозили домой офицеры и из Германии, Австрии, Чехословакии и Венгрии. Притом, существовала даже четкая иерархия на авто какого класса мог претендовать офицерский состав.

Wanderer W23
Wanderer W23

Младшие офицеры могли рассчитывать только на мотоциклы, а солдатам и вовсе полагались максимум трофейные велосипеды. Кроме того, автомобили распределялись и со специальных складов, согласно постановлению Государственного комитета обороны N9036 от 9 июня 1945 года «О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества». Там они даже могли выбирать авто из того, что имелось в наличии. Но авто на складах быстро заканчивались, а с 1946 года их уже реализовывали только за деньги, правда небольшие. Но купить можно было лишь авто, которое полагалось по рангу. В конце 1945-го майор даже мечтать не мог о Maybach или Horch, а максимум мог рассчитывать на Opel P4 или DKW. А с мая 1946 года на авто и вовсе мог претендовать офицер в чине не ниже полковника. Остальным просто не давали «Разрешение на право владения личной автомашиной».

Steyr/Fiat 6C 1500
Steyr/Fiat 6C 1500

Но поток иномарок из побежденной Европы быстро прекратился еще и по другой причине. С 1946 года советская таможня стала облагать ввозимые в СССР легковые автомобили таможенной пошлиной в размере 100% её стоимости. Причем, стоимость машины определялась не по стоимости реальной покупки автомобиля, а по шкале цен аналогичных по классу советских машин (роскошный «ЗИС» стоил от 40 тыс. руб., среднего класса «Победа» – 16 тыс. руб., а малолитражный «Москвич» – 9 тысяч). Таким образом, для того чтобы ввезти немецкую машину в СССР, фронтовику требовалось выложить сумму в размере стоимости новенького советского авто. И таких желающих осталось и вовсе единицы.

Mercedes-Benz 170V
Mercedes-Benz 170V

Шли годы, и судьба этих машин складывалась по-разному. Одни, увы, уходили в небытие в результате износа или поломок. Другие стараниями владельцев-энтузиастов с помощью запчастей от советских авто стали долгожителями и еще многие годы радовали любителей автостарины на различных смотрах ретроавтомобилей. Третьи были проданы за границу в конце 80-90-х и обрели там новых хозяев.

Packard Twelve
Packard Twelve

Сегодня многие из этих раритетов остались лишь в памяти людей старшего поколения, да еще на пожелтевших снимках тех уже далеких лет. Редкие фото ретромобилей, сделанных на улицах Киева в послевоенные годы автомобильным историком Леонидом Гоголевым. Большинство из них никогда не публиковались.

BMW 315 (1934 г.)
Старейший автомобиль марки BMW на наших улицах – модель 315, был, как и его предшественники начала 30-х гг., весьма небольшим и тесноватым. Однако на нем стоял уже новый, 6-цилиндровый двигатель. В 1934 – 1937 гг. выпущено 9 765 шт.

BMW 315.
BMW 315. 6 цил. – 1,5 л – 34 л. с.- 100 км/ч

BMW 321 (1939 г.)
Этот автомобиль имел кузов от предшествующей модели – BMW 320 (1937 г.), но в его конструкцию был внесен ряд усовершенствований. Характерной особенностью дизайна была очень узкая облицовка радиатора, разделенная по вертикали на две округлые половинки — «ноздри». Кстати, этот мотив продолжал использоваться на автомобилях BMW многие годы. В 1939 – 1941 гг. выпущено 3 692 шт. машин 321-й модели.

BMW 321
BMW 321. 6 цил. – 2,0 л. – 45 л. с. – 110 км/ч

BMW 327 (1937г.)
Машина спортивного стиля – приземистая, с длинным узким капотом и компактным пассажирским отделением — выпускалась с элегантными кузовами купе и кабриолет от специализированных ателье: Autenrieth и Ambi-Budd. В 1937 – 1941 гг. выпущено 1965 ед.

BMW 327
BMW 327. 6 цил. – 2,0 л. – 55 л. с. – 115 км/ч

DKW Front F5 Meisterklasse (1939 г.)
Это была простенькая переднеприводная модель с двухтактным мотором. Кузов делали деревянный, но обшитый металлическим листом. Выпускалась также в более дешевой версии — Reichsklasse (584 см куб.- 18 л. с.).

DKW Front F5 Meisterklasse
DKW Front F5 Meisterklasse. 2 цил. – 690 см куб. – 20 л. с. – 85 км/ч

DKW Sonderklasse (1937 г.)
Заднемоторная модель с современным дизайном. Двигатель был интересный – V-образный, 4-цилиндровый, но у каждого ряда цилиндров пристроили еще по одному, вспомогательному. В нем двигался поршень, который осуществлял их продувку и наполнение.

DKW Sonderklasse
DKW Sonderklasse. V4 цил. – 1,1 л. – 32 л.с. – 100 км/ч

Fiat 500А Topolino (1936 г.)
Эта двухместная модель по прозвищу «Тополино» (с ит. «мышонок») в 30-е гг. была самым миниатюрным автомобилем в мире из числа запущенных в массовое производство. Колесная база составляла всего 2 м, а колея – чуть больше одного. Машины была очень популярной и выпускалась по лицензии во Франции и Германии. В 1936 – 1948 гг. в Италии изготовили 122 213 ед.

Fiat 500А Topolino
Fiat 500А Topolino. 4 цил. – 0,57 л. – 13/14 л. с. – 85 км/ч

Fiat-NSU 1100 (1937 г.)
Компактная малолитражка отличалась неплохой как для своего рабочего объема мощностью. Она выпускалась также в Германии, на бывшем заводе фирмы NSU, который был приобретен итальянцами.

Fiat-NSU 1100
Fiat-NSU 1100. 4 цил. – 1,1 л – 32 л. с.

Ford V8-48 (1937 г.)
Эта дорогая модель «немецкого розлива» выпускалась на заводе в Кельне. Имелась версия с заказным кузовом кабриолет на 2 – 3 места, от ателье Glaser. В длинном покатом «хвосте» кузова скрывалось т. н. «тещино место» — ниша с дополнительным сиденьем. Оно убиралось под крышку, сделанную заподлицо с кузовом.

Ford V8-48
Ford V8-48. V8 цил. – 3,6 л. – 90 л. с. – 135 км/ч

Horch 830 Bl (1938 г.)
Люксовый престижный автомобиль, консервативный по дизайну, постоянно наращивал мускулы: в 1935 г. его мотор развивал 75 л. с., в 1937 г. – 82 л. с., а в 1938-м – уже 92 л. с. В частности, модель выпускалась с просторным кузовом пульман-лимузин, где салон был отделен от передних сидений перегородкой.

Horch 830 Bl
Horch 830 Bl. V8-цил. – 3,8 л. – 92 л. с. – 125 км/ч

Horch 853 А (1937 г.)
Это была одна из самых дорогих моделей в производственной программе фирмы -роскошный двухдверный кабриолет на 4 – 5 мест. 8-цилиндровый мотор был уже не V-образный, а рядный, причем верхнеклапанный.

Horch 853 А
Horch 853 А. 8 цил. – 4,9 л. – 120 л. с. – 135 км/ч

Mercedes-Benz 170V (1936 г.)
Самая недорогая и популярная модель из переднемоторных моделей фирмы. Задняя подвеска колес была независимой, на спиральных пружинах. На фото представлен автомобиль с кузовом кабриолет. С 1936 по 1942 г. было изготовлено около 75 тыс. машин.

Mercedes-Benz 170V
Mercedes-Benz 170V. 4 цил. – 1,7 л – 38 л. с. – 110 км/ч

Mercedes-Benz 230 (1937 г.)
Комфортабельная модель среднего класса, хорошо известна у нас по популярному киносериалу «Семнадцать мгновений весны», где на ней разъезжал главный герой – Штирлиц, он же советский разведчик Исаев. С 1937 по 1941 г. выпущено 20 336 автомобилей.

Mercedes-Benz 230
Mercedes-Benz 230. 6 цил. – 2,3 л – 55 л. с. – 120 км/ч

Mercedes-Benz 320 (1937 г.)
Дорогая престижная модель. Кузова типа седан или кабриолет, в том числе заказные – на 2-7 мест. В период с 1937 по 1942 г произвели 5 211 машин 320-го семейства.

Mercedes-Benz 320
Mercedes-Benz 320. 6 цил. – 3,2 л/3,4 л – 78 л. с. – 126 км/ч

Maybach SW 38 Сabrio (1937 г.)
Автомобили фирмы Maybach относились к числу дорогих и престижных немецких марок. В 1936 – 1939 гг. было выпущено 520 машин SW 38 (3,8 л). Среди них в 1937 году появился 4-дверный кабриолет с кузовом фирмы Spohn («Шпон»). После Второй мировой один из таких редких кабриолетов поселился и в Киеве.

Maybach SW 38 Сabrio
Maybach SW 38 Сabrio. 6 цил. – 3,8 л – 140 л. с. – 140 км/ч

Opel P4 (1935 г.)
В послевоенной Украине это был самый старый по общей конструкции и самый компактный автомобиль марки, с угловатым двухдверным кузовом. Известен также под названием Popular. В 1935 – 1937 гг. изготовлено 65 864 шт.

Opel P4
Opel P4. 4-цил. – 1,1 л – 23 л. с. – 85 км/ч

Opel Olympia (1935 г.)
Этот автомобиль – представитель целого семейства малолитражных автомобилей с несущими кузовами, которые выпускались под названиями Olympia и Kadett. Получил свое название в честь предстоящей в Берлине в 1936 году Всемирной Олимпиады. В 1935 -1937 гг. выпущено 81 661 ед. Этот автомобиль легче всего было поддерживать в исправном состоянии, так после войны производство Opel Kadett было запущено на заводе МЗМА в Москве под именем Москвич-400.

Opel Olympia
Opel Olympia. 4 цил. – 1,3 л – 24 л. с. – 95 км/ч

Opel Kapitan (1938 г.)
Представитель новейшей американской автомобильной моды своего времени. И это неудивительно, поскольку в состав всемогущего концерна General Motors входила и фирма Opel. В 1938 – 1940 гг. было выпущено 25 374 ед.

Opel Kapitan
Opel Kapitan. 6-цил. – 2,5 л – 55 л. с. – 126 км/ч

Skoda Popular OHV (1938 г.)
Это чешская малолитражка была прямой наследницей машины Skoda 420 Popular 1933-го модельного года. В отличие от предшественницы, двигатель она имела уже верхнеклапанный. Былой рабочий объем — 950 «кубиков» увеличился и мощность, понятно, возросла.

Skoda Popular OHV
Skoda Popular OHV. 4 цил. – 1,1 л – 32 л. с.

Steyr 55 (1938 г.)
Автомобиль был дальнейшим развитием модели Steyr 50 (1936 г.). Низкий мотор с оппозитным (противолежащим) расположением горизонтальных цилиндров позволил сделать передок машины весьма покатым, закругленным. Такой же была и крыша, которая плавно спускалась к заднему бамперу. С 1936 по 1940 г. выпущено около 13 тыс. автомобилей Steyr 50/55.

Steyr 55
Steyr 55. 4 цил. — 1,2 л – 25,5 л. с. – 95 км/ч

Tatra 87 (1936 г.)
Модель отличалась от всех своих тогдашних одноклассников оригинальным обтекаемым кузовом, напоминающим рыбу. А в «хвосте» размещалась V-образная «восьмерка» воздушного охлаждения. Всего в 1938 – 1941 гг. было изготовлено 748 ед.

Tatra 87
Tatra 87. V8 цил. – 3,0 л. – 75 л. с. – 155 – 160 км/ч

Wanderer W240 (1935 г.)
Автомобиль с верхнеклапанной «шестеркой» имел необычную подвеску – как бы классическую, но так сказать «с точностью до наоборот»: спереди – неразрезная ось на полуэллиптических рессорах, а сзади – независимая, на поперечной рессоре.

Wanderer W240
Wanderer W240. 6 цил. – 2,0 л – 40 л. с. – 100 км/ч

Wanderer W23 (1937 г.)
В отличие от предшествующих, консервативных на вид моделей фирмы, машина имела вполне современный дизайн. Интересно, что на автомобиле был установлен не «родной» верхнеклапанный агрегат марки Wanderer, а нижнеклапанный двигатель компании Siegmar.

Wanderer W23
Wanderer W23. 6 цил. – 2,6 л. – 62 л. с. – 118 км/ч

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрепите на Pinterest