Как Леонид Быков в танке ночевал. История киевской выставки трофейного вооружения времен второй мировой войны
Выставка образцов трофейного вооружения и техники в Киеве 1944-1951 годов.
13 марта 1944 года, через четыре месяца после возвращения в освобожденный Киев, Совнарком УССР и ЦК КП(б)У приняли постановление N484 “О выставке образцов трофейного вооружения и техники в городе Киеве”. Выставку предполагалось разместить в Пушкинском парке, а начальником ее назначили подполковника Н.Никонишина.
Прежде всего в парке надо было навести порядок на площади 23 гектара. Начали с ликвидации нескольких немецких могил появившихся здесь во время оккупации. Для перезахоронения привлекли немецких таки военнопленных, которые под стражей в начале лета 1944 года раскапывали могилы и перевозили на подводах останки на Сырец – к 6езимянным братским могилам. Когда перезахоронение было закончено, в парк начали завозить экспонаты.
Артиллерийские системы и самолеты доставляли на прицепе за грузовиком или трактором, а тяжелая бронетехника, которая была более или менее исправна, шла своим ходом. Поврежденные или без двигателей (на бортах стояло “б. д.») танки и штурмовые орудия затягивались танковыми тягачами почти волоком от ближайшей железнодорожной станции Лукьяновка, что находилась на улице Дегтяревская. Чтобы не испортить единственный на весь парк асфальт центральной аллеи, все это двигалось через соседнюю территорию кинофабрики (теперь – киностудия им. А. Довженко). Конечно, руководство кинофабрики решительно протестовало. Были проблемы с расселением красноармейской команды, которая доставляла экспонаты, не хватало складских площадок, а территорию близлежащей базы аптекоуправления, на которую претендовало руководство выставки на три четверти занимали огороды сотрудников: время было трудным для всех.
Можно только представить, каких усилий стоило устройство выставки и вследствие тогдашних затруднений и отсутствия нужной техники, ведь крупногабаритные экспонаты, разбросанные в полях и лесах – на местах недавних боев, надо было разыскать и доставить. Конечно, материальные затраты покрывала армия, она, собственно, выполняла и всю другую работу. При формировании экспозиции Пушкинский парк не раз посещало высокое начальство. Проездом через Киев побывал там и маршал Жуков. Подчеркивалось, что на выставке будут экспонироваться трофеи именно четырех Украинских фронтов!
18 ноября 1944 года газета “Правда Украины” сообщала, что вскоре в Киеве откроется трофейная выставка при Наркомате обороны УССР, что в павильоне есть отделы связи, инженерный, интендантский, химический; что экспонируются немецкие противотанковые 88-мм пушки – те самые которые немцы покинули вместе с боеприпасами на склонах Днепра.
23 февраля 1945 года была открыта Выставка образцов трофейного вооружения и техники в Киеве. На торжественном митинге по случаю открытия выступил с речью начальник Политуправления КВО полковник Лукащук, а ленту перерезал генерал-майор Хрипунов. На площадке перед входом в парк стояли, фланкируя ось центральной аллеи, отечественные гаубицы калибра 203 мм образца 1931 года, слева, чуть сбоку, на постамент подняли самоходную артиллерийскую установку СУ-100 на шасси танка Т-34, а под пилонами арки входа, где повесили портреты Ленина и Сталина в полный рост, разместили два батальонных миномета калибра 82 мм образца 1937 года. Это был, так сказать, символический караул победителей.
Вдоль центральной аллеи выстроили длинными рядами трофейные артиллерийские системы, начиная с пары зенитных пушек калибра 88 мм, что своими высоко поднятыми жерлами образовывали как бы ворота. Всю технику расставили с большим знанием дела и с определенным вкусом. Таблички у каждого образца подробно информировали про его тактико-технические данные, иногда отмечалось место взятия трофея. Особое внимание в этой чисти экспозиции привлекали дальнобойная пушка в транспортном положении и шестижерловый миномет “ванюша”, названный так в противовес “катюши”.
Вдоль аллеи слева было выставлено многочисленную колесно-гусеничную технику: танки, штурмовые орудия (артштурм) и бронетранспортеры различных типов и систем. Кроме немецких танков, здесь была представлена продукция военной промышленности стран почти всей покоренной Европы, включая французский танк “Соmуа”.
Посреди треугольной площадки выделялся немецкий тяжелый танк T-VI “Тигр”, который судя по его плачевному состоянию, служил мишенью где-то на учебном полигоне Красной армии, так как его знаменитая 100-миллиметровая лобная и 82-миллиметровая бортовая броня пестрели пробоинами и даже выломами от многочисленных попаданий орудий разных калибров. Башня сзади была просто разбита. Этот экспонат неизменно вызывал всеобщее удивление и восхищение работой советских артиллеристов, на что и рассчитывали организаторы.
Немало было экспонатов в нескольких экземплярах: “тигры”, “пантеры”, (TV), “фердинанды”, Т-III, T-IV и др.
В противоположной части парка, край опушки, экспонировались самолеты. Немецкие истребители Me-109 i FW-190 различных модификаций, поисковик FW-189, бомбардировщики Јu-87, Јu-88, D-215, Не-111, итальянский трехмоторный транспортный самолет “Savoia-Marchetti SM-84”, захваченный словацкими патриотами и переданный осенью 1944 года советским партизанам.
Однако ведущим экспонатом, был бесспорно, самолет-снаряд “Фау-1” с ракетным двигателем “V-1”, захваченный вблизи польского города Катовице. Как писал тогдашний журнал, “такие ракеты немцы использовали преимущественно для бессмысленных нападений на Англию. Не имея прицела, эти ракеты наносили большой вред главным образом мирному населению”.
Все это, еще недавно смертоносное оружие врага, “зубы фашистского зверя”, по определению “Киевской правды”, стояло теперь мертвым между деревьев, отделенное от парковых дорожек условной оградой из колючей проволоки в одну нить. Конечно, касаться экспонатов запрещалось, но охранников было мало, а экскурсоводов только шестеро – вчерашних фронтовиков. Из воспоминаний про частые посещения выставки киевскими мальчишками: “Мы, конечно же, все-таки залезали и на танки, и в танки, набивая шишки о всякое железо и вдыхая специфический запах прогорклого солидола”. Надо отдать должное организаторам выставки: хорошо понимая мальчишескую душу, они устроили в парке и такую себе “детскую площадку”. Там можно было вполне и свободно дать выход мальчишеским восторгом: залезть в кабину настоящего “мессера” или покрутиться на “карусели”, вращая ручку скорострельной зенитной установки “эрликон”, и тому подобное.
Немало интересного содержали стенды и витрины выставочного павильона, построенного в парке. Там демонстрировалось легкое вооружение и военное снаряжение вермахта, итальянской, венгерской, румынской и словацкой армий, а также изделия военной промышленности многих стран Европы. Висели флаги и штандарты разгромленных дивизий и полков, стояли манекены в мундирах различных видов войск армий всех перечисленных стран, которые воевали на Восточном фронте. Была даже немецкая униформа, используемая в Северной Африке: пробковые шлемы, куртки с короткими рукавами и шорты. Лежали кучей стальные шлемы, а в отдельной витрине, так же горой лежали, пожалуй, сотни “Железных крестов”. Винтовки, карабины, пулеметы, автоматы, пистолеты, штыки, пушечные, мины, патроны, бомбы, торпеды всех калибров – все не перечислить! Впрочем, были экспонаты, на которых останавливался взгляд едва ли не каждого посетителя, например дистанционно управляемая подрывная танкетка, “фаустпатрон”, электрогенератор с педальным приводом (“солдат-мотор”), ручная помпа, огромный конский противогаз и тому подобное. Среди многих наград и отличий бросались в глаза шикарные футляры с орденами “Немецкого орла”, обнаруженные, как сообщалось, в немецком посольстве в Бухаресте.
А были и вещи, которые не могли не вызвать у киевлян ироничной улыбки: это так называемые “эрзац-валенки”. Кто пережил те времена, помнит какой чрезвычайно лютой была зима первого года войны. Немцы даже медаль такую основали – “Участнику зимней кампании 1941/1942 гг.”. Киевляне, кто был под оккупацией, так же помнят строгий приказ о сдаче теплой меховой одежды и валяной обуви для немецкой армии, которая не рассчитывала на зимние бои. Это касалось кожухов (“Украинская меховое пальто”) и войлочных валенок. Никто не смел иx носить, потому что это уже считалось “проявлением саботажа”, а за саботаж казнили. И тогда изобретательные наши люди переобулись в самодельные ватные валенки. Их производили с любой, порой даже “в цветочки” ткани, простроченной в несколько рядов на старых, но 6езотказных швейных машинках “Зингер”. А вот необходимую для таких валенок вату в Киеве получали необычным способом. Один из первых оккупационных приказов требовал от населения сдать оружие и военное снаряжение. Среди прочего сдавали противогазы – в бывшей кондитерской Абрикосова на Крещатике. Маски, хозяйственные и бедные на резину немцы где-то использовали, а вот коробки вывезли на свалки. Зимой предприимчивые киевские портные бросились на те свалки, где и добывали из противогазных коробок хорошую наркомовскую довоенную вату!
А немецкие часовые, выходя на лютый мороз, надевали специальные войлочные на толстой подошве боты – просто на сапоги. Вероятно, тех ботов не хватало, и тогда, не менее сообразительные немецкие интенданты позаимствовали из украинского крестьянского быта соломенные изделия: по той же народной технологии, что и плетеные корзины, делали по селам соломенные эрзац-валенки – по разнарядке вермахта и под пристальным контролем комендантов и старост. Такие эрзац-валенки тоже надевали на сапоги. Выглядело довольно забавно, но помогало. И это демонстрировалось на выставке.
Вообще восприятие трофейной выставки было неоднозначным, ведь осматривали и те, кто воевал под огнем этого самого враждебного оружия, и те, кто пережил оккупацию, и те, кто отсиделся в далеком тылу – на “среднеазиатском фронте”, как смеялись тогда фронтовики. У многих зрителей возникали тяжелые воспоминания. Экспозиция вызвала интерес, удивление, ненависть, гордость за полученную победу и благодарность за то, что такая выставка есть, действует, учит.
Уже в марте 1945 года газета сообщала, что выставку, на которой показано 5 тыс. экспонатов, ежедневно посещают 1200 киевлян, а в выходные – до 5000. Кроме того, 60 людей отправлены на фронты за новыми экспонаты.
Экспозиция любой выставки имеет временный характер. В связи с этим неотрывно встает вопрос о дальнейшей судьбе ее экспонатов. Так было и с этой киевской трофейной выставкой. Еще 26 марта 1945 года первый и последний нарком обороны УССР генерал-лейтенант В.П.Герасименко в письме к председателю Совнаркома УССР Хрущеву достаточно дальновидно обращал внимание на выставку в Пушкинском парке: “Очевидно, выставка в том виде как она есть, просуществует не так уже много лет, а уже сейчас возникает вопрос: что делать с имеющимися экспонатами в будущем. Напрашивается одно решение: в дальнейшем, как только произойдет спад интереса к выставке, превратить ее в музей Отечественной войны, начав подготовительные работы к этому немедленно”.
Напомним: война еще продолжалась, и посетители шли и шли. Как свидетельствуют apxивные документы, заместитель секретаря Совнаркома по оборонным делам подполковник Забельников на запрос Хрущева отреагировал однозначно: “Преобразование выставки в музей нецелесообразно”.
Однако выставка действовала и в дальнейшем и никто не решался ее закрыть, пока Верховный Совет СССР 12 марта 1951 года принял, конечно – в один голос, сталинский закон “О защите мира”. Нарушение этого закона каралось лишением свободы на срок до десяти лет. Тогда-то, осенью 1951 года, под упреком “пропаганды войны” (“граждан, виновных в пропаганде войны, передавать в суд и судить как тяжких уголовных преступников») и ликвидировали выставку. Тяжелое оружие из Пушкинского парка – танки, самолеты, пушки – безжалостно порезали на металлолом, а экспонаты из выставочного павильона передали в Киевский государственный исторический музей (ныне – Национальный музей истории Украины). Впоследствии, когда в 1973 году был организован музей войны, все те трофеи перешли туда и частично используются в новой экспозиции, где уже воспринимаются совсем иначе.
Одна из историй, которая связана с выставкой, произошла с известным актером и режиссером Леонидом Федоровичем Быковым.
По воспоминаниям старшей сестры Леонида Быкова Луизы Федоровны, в 1946 году, после 9-го класса, он ездил поступать в Киевский институт театрального искусства. Юный Леня Быков держал свой первый актерский экзамен в доме № 37 по ул. Шота Руставели. Для поступления, ему пришлось скрыть что он еще не окончил школу.
Быков приехал в Киев с небольшим количеством денег и тощей кошелкой с провизией на два дня и запасом кукурузных лепёшек. По совету ребят он придумал небылицу о родственниках в Киеве, чтобы не возникло проблем с общежитием. Новоявленный абитуриент так красочно описывал истории из жизни своих несуществующих родственников, что в это поверили все. Возникал законный вопрос: где же ночевать? Ответ нашелся сам собой. На территории парка Пушкина Леня наткнулся на выставку разбитого трофейного оружия. Здесь, среди покореженной военной техники он и нашел себе “гостиницу” – танк “Тигр” с развороченным боком. В нем и провел несколько ночей незаконный жилец и будущая звезда Леонид Быков.
Тем временем деньги закончились. Открылась тайна его незаконного поступления и ему пришлось вернуться домой ибо в институте ему посоветовали сначала окончить школу. Поскольку денег не было он отправился в путь на крыше железнодорожного вагона. По дороге его еще ограбили воришки, забрав “шикарный” черный костюм морского покроя и хромовые сапоги. Один из воришек сжалился и отдал ему свои тапочки и тельняшку. Так в брезентовых тапочках на босу ногу и в переделанной из тельняшки майке он и вернулся домой, изрядно удивив домочадцев своим видом. Такое неудачное приключение могло подкосить любого, но не Леонида Быкова, который все же стал выдающимся и всеми любимым актёром и режиссером.
Источники – “Киевские трофейные выставки”, Дмитрий Малаков. “Леонид Быков. Аты-баты… “, Наталья Тендор.