Северный мост. История
Из истории киевских мостов – Северный мост.
Северный мост – мост через Днепр в Киеве, памятник архитектуры. Введен в эксплуатацию 3 декабря 1976 года. Инженеры Г. Б. Фукс, Б. М. Гребень, Е. А. Левинский, Б. С. Романенко, архитектор А. В. Добровольский.
Мост связывает правобережные жилые районы с жилыми массивами Радужный, Троещина, Воскресенка. Это целый комплекс длиной более 9 км, состоящий из подходов к мостам через Днепр и Десенку, дороги на Трухановом острове, съездов на базу отдыха «Днепровские волны», автостоянки. 1981 авторский коллектив за разработку проекта удостоен премии Совета Министров СССР.
Строительство автомобильного моста в северной части Киева было предусмотрено генеральным планом развития, официально принятым в 1966 году. На тот период в городе были только два мостовых перехода, связывающие берега Днепра – мост им. Патона и мост Метро. Поскольку тогда активно развивались и застраивались новые жилые массивы на левом берегу – Харьковский на юге и Воскресенка на севере, вопрос возведения еще одной транспортной артерии возник довольно быстро. Новый мост должен был обеспечить соединение центра Киева с его левобережной частью и ее быстро растущими районами.
Проект Северного моста архитектор Анатолий Добровольский разработал бесплатно. Руководитель коллектива инженеров, участвовавших в строительстве, Георгий Борисович Фукс рассказывал:
“Кто придумал форму пилона Северного моста, которая напоминает букву «Л»? – профессор архитектуры Анатолий Добровольский, ныне, к сожалению, покойный. Причем эту работу он выполнил бесплатно. Получилось так: директор мостостроительного треста Исаак Баренбойм 1 сентября повел в школу, в первый класс, своего внука. И случайно встретил Добровольского, который привел сына. Разговорились. Баренбойм рассказал, что в нашем коллективе отсутствуют архитектора. Добровольский предложил свою помощь. Но взять его в штат мы не могли: он преподавал в художественном институте, а работать где-нибудь по совместительству тогда запрещали. Так что за проект пилона Добровольский не получил ни копейки”.
Проектные работы продолжались в течение трех лет, и в 1971 году началось возведение самого северного моста в Киеве.
Возведение нового путепровода было поручено опытному и профессиональному коллективу Мостоотряда-2, который ранее построил все уже эксплуатирующиеся на тот момент киевские мосты.
После долгих восьми лет проектирования и строительства, наступил долгожданный момент сдачи в эксплуатацию нового киевского путепровода. Но перед открытием автомобильного движения переправа должна была пройти обязательные испытания на прочность. Первым – в 1975 году, испытали мост через Десенку, который был закончен на год раньше Северного. По словам Георгия Фукса, в этом случае все прошло отлично и данную часть путепровода официально открыли. С Северным мостом все происходило несколько иначе, что неудивительно, так как аналогов такому проекту еще не было.
Новаторский вантовый мостовой переход через Днепр был закончен осенью 1976 года. Теперь его надо было испытать на прочность, нагрузив весом – втрое больше, чем тот, который будет приходиться на путепровод при ежедневном автомобильном движении.
Испытания и начались точно в день рождения Георгия Фукса – 3 декабря 1976 года. Для этого на проезжую часть моста были выведены 150 КрАЗов, кузова которых были доверху загружены песком. На одном этапе испытаний грузовики даже перепрыгивали через специальные трамплины-препятствия, для того, чтобы раскачать мост. Интересно, что водители не боялись таких маневров, а некоторые из них даже брали к себе в кабины своих родных. Испытания продолжались в течение двух суток.
3 декабря 1976 состоялось торжественное открытие моста.
Мост состоит из вантового моста через Днепр (длина 816 м, ширина – 31,4 м), моста через Десенку – (длина 732 м) и путепровода через проспект Героев Сталинграда (длина 55 м).
Судоходная часть Северного моста перекрыта однопилоновой вантовой системой, размещенной у левого берега; правобережная часть моста – эстакада с пролетами по 63 м. Стальную балку жесткости в вантовом прогоне поддерживают ванты из стальных канатов (по 20 – 40 в ванты). Общая длина вантовых канатов 54,6 км. Канаты были изготовлены на заводе и привезены в Киев уже в готовом состоянии. Все металлоконструкции изготовлены предприятием «Воронежстальмост» в Воронеже.
Ванты опираются на А-образный пилон (высота – 119 м). Высота от проезжей части до свода пилона 53 метра. В двух ногах пилона находится по одной монтажной шахте с железными лестницами в 8 пролетов каждая. Над сводом тоннеля сходятся. Внутри пилона есть комнатка площадью около 10 м². Вверху на пилоне – скульптурное изображение герба Киева (скульпторы Б. С. Довгань, Ф. И. Юрьев). С каждой стороны от герба существует по одному балкончику.
На Северном мосту 5 ноября 1983 была открыта троллейбусная линия от станции метро «Почайна» на Воскресенку (маршрут № 29), а 14 июля 1984 – на Троещину (маршрут № 30).
К 2005 автомобильный транспорт двигался тремя полосами в каждом направлении; ширина разделительной полосы – 2,2 м, защитных полос по бокам проезжей части – 0,5 м, тротуаров – 2,85 м. В августе 2005 года на мосту за счет уплотнения полос была добавлена реверсивная полоса движения. Это привело к значительному росту аварийности на мосту. С целью уменьшения количества ДТП и пострадавших людей с 24 декабря 2007 реверсивная полоса была заменена отбойником, а количество полос из-за уменьшения их ширины увеличена до четырех в каждом направлении.
До 2018 года назывался «Московский мост».
В июне – августе 2015 Киевская городская государственная администрация провела общественное обсуждение о переименовании Московского моста на мост имени Георгия Фукса. Ранее мост также предлагали переименовать в Северный, Троещинский или мост имени Степана Бандеры (по аналогии с бывшим Московским проспектом). Пункт о переименовании моста был исключен из проекта решения на заседании профильной комиссии, поэтому вопрос переименования моста не было вынесено на рассмотрение сессии Киевсовета 6 октября 2016. Некоторые СМИ предоставили ложную информацию, будто решение о переименовании моста было принято.
22 февраля 2018 на пленарном заседании депутаты Киевсовета приняли решение о переименовании моста на Северный. 23 марта 2018 решение опубликовано в официальном издании Киевского городского совета – газете «Хрещатик».
По аварийности Северный мост остается одним из самых аварийных участков Киева. Обычно ДТП случаются в утренний или вечерний час пик. Эти аварии иногда становятся началом транспортного коллапса в Киеве. Из-за ДТП на Северном мосту дорожный затор может тянуться от него по проспекту Степана Бандеры, улицам Елены Телиги, Вадима Гетьмана, Чоколовскому бульвару до Севастопольской площади и продолжает в центр города. Длина такого затора может составить более 15 км.
Такая большая аварийность и смертность на мосту местные жители объясняют разными причинами. Одни говорят, что иногда это связано с резонансом дорожного полотна, когда с одного конца моста фуры на большой скорости въезжают на мост, а на другом конце машину может отбросить на несколько метров. Также утверждают, что в месте, где Северный мост переходит на Левый берег, когда-то было старое кладбище, на котором хоронили жителей Выгуровщины.