Первый полет Ан-148
Из истории киевской авиации – Первый полет АН-148.
17 декабря 2004 с аэродрома «Святошин» впервые был поднят в небо региональный реактивный самолет Ан-148-100 экипажем в составе: командир — летчик-испытатель Евгений Галуненко, второй пилот — Сергей Трошин, ведущий инженер по летным испытаниям — Александр Макиян.
Весь полет продолжительностью 1 час 25 минут проходил на высотах от 0 до 3000 м со скоростями от 200 км/ч до 470 км/ч. Ан-148-100 приземлился на аэродроме лётно-испытательной и доводочной базы АНТК им. О.К. Антонова в Гостомеле под Киевом. Все системы самолета работали в штатном режиме, отказов обнаружено не было. Реальные лётные характеристики самолета практически полностью совпали с расчетными. На состоявшейся после первого полета Ан-148-100 пресс-конференции командир экипажа сказал: «Летать на таком самолете – одно удовольствие и для экипажа, и для пассажиров».
Самолет Ан-148 предназначен для пассажирских перевозок на региональных и короткомагистральных маршрутах до 3100 км протяженностью с возможностью базирования на взлетно-посадочных полосах с искусственным покрытием и подготовленных грунтовых полосах, расположенных на высоте до 1500 метров над уровнем моря, при любых климатических условиях. Крейсерская скорость полета самолета составляет 780-850 км/ч, а крейсерская высота полета — до 12 200 м. Длина пассажирского салона и расположение пассажиров в ряду по схеме 2+3 позволяют эксплуатанту комбинировать различные одноклассные и смешанные компоновки в диапазоне 68-80 пассажиров салонами эконом, бизнес и первого класса.
Этот самолет разработал АНТК им. О.К. Антонова (теперь – Государственное предприятие «АНТОНОВ») под руководством Петра Балабуева в кооперации с 214 предприятиями из 15 стран мира.
Применение трехмерного моделирования позволило сократить сроки выпуска конструкторской документации, более правильно использовать материалы и комплектующие, наглядно увидеть проект самолета в компьютерной программе.
Были применены конструкторские решения, предоставляющие самолету ряд преимуществ: за счет высокоплана, значительно выше уровень защищенности двигателей и крыла от повреждений посторонними предметами, а наличие вспомогательной силовой установки позволяет эксплуатировать самолет на плохо оснащенных аэродромах. Система бортовой регистрации состояния бортовых систем придает надежность и удобство в эксплуатации. Системы автоматического управления и контроля нового двигателя Д-436-148 повышают надежность двигателя, сокращают расход топлива и стоимость обслуживания. Современное пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование позволяют использовать самолет на воздушных трассах для любой интенсивности полетов в любых метеорологических условиях.
Современный комфорт соответствует уровню магистральных самолетов, в салоне использованы удобные кресла, экологичные материалы, которые также обеспечивают низкий уровень шума. Пуленепробиваемые двери в кабине экипажа, устройства связи экипажа с бортпроводниками и система видеонаблюдения предоставляют надежную авиационную безопасность как экипажа, так и пассажиров.
В апреле 2005 года начались летные испытания второго прототипа. За период с декабря 2005 по январь 2006 года первый и второй экземпляры Ан-148 прошли полный цикл испытаний на земле и в воздухе. В ходе сертификационных испытаний два самолета проделали около 600 полетов, в том числе испытания на прочность и усталость.
Указом Президента Украины №440/2016 конструкторам ГП «АНТОНОВ» была присуждена Государственная премия Украины за разработку, построение и внедрение в эксплуатацию семейства самолетов Ан-148-100/Ан-158.
Недавно в Украине появилась новая украинская авиакомпания – Air Ocean Airlines, получившая сертификат эксплуатанта и лицензию от Госавиаслужбы Украины. Первым и основным самолетом авиаперевозчик выбрал Ан-148, разработанный на ГП «АНТОНОВ».
Министерство инфраструктуры Украины и ГП «АНТОНОВ» будут сотрудничать над развитием флота национального перевозчика при содействии Президента Украины. В качестве самолетов выбран Ан-158 – последователь Ан-148.
В настоящее время в Украине эксплуатируется три самолета (два в авиакомпании Air Ocean Airlines и один в ДАП «УКРАИНА»).