Первый киевский троллейбус
Из истории киевского транспорта – Первый киевский троллейбус и маршрут.
История киевского троллейбуса началась в начале 20 века. В июне 1914 г. одна лондонская фирма предложила киевскому городскому голове И. М. Дьякову построение «безрельсового» трамвая. Речь, конечно, была о троллейбусе. Речь шла о том, что строительство троллейбуса обойдется в 5 раз дешевле (хотя также не были учтены средства на ремонт дороги и покрытие полотна асфальтом). Но за неимением опыта работы с такими линиями и из-за войны, речь о троллейбусе в Киеве зашла только в 1935 году, после переноса столицы УССР из Харькова.
По первому проекту, троллейбус должен был пойти по маршруту бывшего трамвая №2: пл. ІІІ Интернационала (Европейская площадь) — Крещатик — ул. Ленина – ул. Пирогова – бульвар Тараса Шевченко – ул. Коминтерна – Железнодорожный вокзал. Тогда была отправлена делегация в Москву. Вопрос со снабжением подвижного состава был решен — москвичи согласились отсылать кузова троллейбусов, а собираться последние должны были на заводе им. Домбаля (ныне – Киевский завод электротранспорта) на Лыбидской.
Первый троллейбус для Киева ЛК-5 (ЛК – сокращение от Лазаря Кагановича) был изготовлен в Москве на заводах СВАРЗ и «Аремкуз», а еще шесть той же серии по московским чертежам собрали на нашем заводе им. Домболя.
ЛК-5 по нынешним меркам – это небольшой двухосный троллейбус. Он был рассчитан на 47 мест, 37 из которых были сидячими. Такие машины ходили по Киеву до Великой Отечественной войны.
Движение должно было открыться к годовщине Октябрьской революции, но многочисленные изменения в проекте повлекли запоздание.
5 ноября 1935 года в 17:00 было открыто движение первой в Киеве и Украине (второй в СССР) троллейбусной линией. Стоимость проезда в один конец стоила 25 копеек. 4 троллейбуса модели ЛК-5 открыли движение по маршруту: завод им. Домбаля – ул. Красноармейская – площадь им. Льва Толстого — ул. Красноармейская — Завод им. Домбаля. Тогда же, на территории служившего одной из конечных, завода было размещено троллейбусное депо, рассчитанное на 100 машин.
Троллейбусы проходили первый маршрут за десять минут с пятью промежуточными остановками: угол Красноармейской и Пятакова (сейчас – Саксаганского), Красный стадион, угол Красноармейской и Зарудного (сейчас – Федорова), Владимирский базар, Красноармейская, 119. Уже в первый вечер пассажирами стали 1629 человек на второй день – 5096. «Почти каждый раз из троллейбуса выходят целые семьи, проехавшие несколько непрерывных рейсов», – писала газета «Большевик» через несколько дней.
Еще в конце 1935 г. обещали открыть вторую очередь троллейбуса. От площади Толстого троллейбус должны были продлить по улицам Крещатик, Ленина (Б.Хмельницкого), Пироговской, бульваром Шевченко, Коминтерна до железнодорожного вокзала. Правда, в срок не уложились, но 2 июня 1936 года с 19:00 киевляне уже имели возможность проехаться на троллейбусе до вокзала.
Всего в начале 1941 года в столице насчитывалась сеть из четырех троллейбусных маршрутов, а в послевоенные годы началось масштабное развитие киевского троллейбуса.