Первый киевский мотоцикл К1-Б «Киевлянин»
Как в Киеве появился первый мотоцикл.
К1-Б «Киевлянин» — легкий мотоцикл производства киевского мотоциклетного завода КМЗ, который производился в 1946-1955 годы. Первая модель мотоцикла, которая впускалась на КМЗ.
В 1945 году в Киеве, на базе военного авторемонтного завода был создан Киевский мотоциклетный завод. Для начала производства мотоциклов в 1946 году, как военные репарации, сюда было доставлено оборудование и технологическое оборудование вывезенное с завода фирмы Wanderer в Шонау что в пригороде Хемнице (Chemnitz-Schönau).

К-1Б стал первым мотоциклом, выпуск которого освоили в СССР после окончания войны. Первые 10 экземпляров (вероятно еще К-1А) Киевский мотозавод сделал в декабре 1945 года.
При присутствии интернированных немецких специалистов завода Wanderer было налажено массовое производство легкого мотоцикла К1-Б. Это была копия довоенной немецкой модели «Wanderer-1Sp». Первый год производства на мотоцикл устанавливали двигатели которые производили в Германии (ГДР). Впоследствии было налажено собственное производство двигателя, копию двухскоростного мотора Sachs 98.
Мотоцикл получил название К1-Б «Киевлянин». На базе мотоцикла были также разработаны трехколесная мотоколяска для инвалидов К1-В, и грузовой трехколесный мотоцикл К1-Г, их производили в незначительном количестве.

Почему, К1-Б называют мотоциклом, а не мопедом? Формально, да, он имеет двойной привод: педальный велосипедного типа на заднее колесо и второй от двигателя и корректно его называть «Мотовелосипед». Однако в те годы, такого термина не существовало и в заводской инструкции и книгах издательства Машгиз К-1Б называют именно как «мотоцикл». И кубатура у него далеко не мопедная — почти 100-кубов.
С 1956 года на заводе начали выпускать новый тяжелый мотоцикл К-750 и К 1-Б был снят с производства. По некоторым оценкам, за период производства 1946-1955 годов было выпущено около 40 000 мотоциклов К1-Б.

В настоящее время К1-Б является желанным объектом селекциювання для сторонников мотостаровины. Его можно увидеть в музеях и на фестивалях ретро-техники.

Мотоцикл К1-Б оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем воздушного охлаждения с дефлекторной продувкой. Диаметр цилиндра двигателя 48 мм, ход поршня 54 мм, рабочим объемом куб. 97,7 см, мощность составляла 2,3 л.с. при 3300 об/мин.
Картер двигателя и головка цилиндра отливались из алюминиевого сплава, цилиндр из чугуна. Коробка передач двухступенчатая с полусухим двухдисковым сцеплением. Мотор был оснащен маховиковым магнето, которое обеспечивало искровым зажиганием и освещением фары и заднего фонаря (6 Вольт).

Мотоцикл был оснащен велосипедными педалями, которые были соединены цепной передачей с задним колесом и служили для запуска двигателя, торможения и как вспомогательный привод при езде в гору. Привод на заднее колесо реализовался роликовой цепью. Задняя ось была оснащена велосипедной втулкой «Торпедо». На переднем колесе был установлена втулка с тормозными колодками. Размер шин 26х2,25 дюйма.
Цепь педалей и двигателя прикрывались защитными щитками, мотоцикл оснащался откидной центральной подставкой и спидометром со счетчиком пробега.
Рама мотоцикла трубчатая, закрытого типа с кареткой для педалей велосипедного типа. Передняя вилка паралелограмного типа, с двумя пружинными амортизаторами и фрикционными демпферами колебаний, заднее колесо без амортизации. Седло водителя велосипедного типа оснащалось двумя спиральными пружинами. На щитке заднего колеса установлен багажник и два инструментальных ящика. На более поздних моделях устанавливался одна ящик цилиндрической формы над двигателем, под седлом.
На руле размещены органы управления: ручной рычаг сцепления (слева), справа поворотная ручка газа и рычаг переднего тормоза, также переключатель освещения, манетка декомпрессора, пневматический сигнал (клаксон).
Справа на топливном баке установлен рычаг переключения передач. Рычаг фиксировался в трех положениях: две передачи и нейтраль. В качестве горючего применялось топливная смесь моторного масла и бензина в соотношении 1:25, расход топлива составлял около 2,9 литров на 100 км. Максимальная скорость мотоцикла К1-Б составляла 50 км/ч., Вес (сухого) около 59 кг, вместимость топливного бака 8 литров.
Мотоцикл красился в основном в черный цвет, были варианты голубого, темно-зеленого цвета. На бак наносилась надпись «Киевлянин» и эмблема завода «КМЗ», также щитки колес и бак украшались белыми линовками. В ранних моделях, на заднем крыле приклепывалась металлическая эмблема с надписью «Киев мотозавод».


К 75-летию юбилея Киевского мотозавода, который отмечался в 2020 году, блоггер OlegAC1 вместе с единомышленниками отреставрировали один из сохранившихся экземпляров К-1Б.
Мотоцикл, выпущенный в 1949 году, не только вернули к первозданному виду, но и «оживили» — теперь он ездит. Это редкость для такого древнего экземпляра — по словам OlegAC1, на территории Украины, на сегодняшний день, насчитывается около 5-6 мотоциклов «Киевлянин» тех лет, которые по-прежнему на ходу.



Использованы материалы — Википедия, Drive2.ru/OlegAC1.