Нестор Летописец и его «Повесть временных лет»
Из истории выдающихся киевлян – Нестор Летописец.
Нестор Летописец (около 1056 г., Киев — около 1114 г., Киев) — киевский летописец и писатель-агиограф. С 1073 года монах Киево-Печерского монастыря. Автор «Жития святых князей Бориса и Глеба и Феодосия Печерского». Считается составителем (по другой версии автором) «Повести временных лет». Умер и похоронен в Киево-Печерской Лавре.
В церковном календаре день памяти Преподобного Нестора Летописца приходится на 9 ноября. В этот день в Украине, начиная с 1997 года, отмечают День украинской письменности и языка.
Личных сведений о Несторе, как и подобает монаху – аскетический минимум. Он пришел в Печерский монастырь в совсем юном возрасте – 17-ти лет. Родился он в 1056 году. И городом его рождения, вероятно, был Киев: во всяком случае здесь видим его по летописи в 1064 г., когда он еще жил в миру. О его происхождении нам доподлинно неизвестно. Создав летописание родины, он по смирению нигде не обмолвился о своих родителях и роде. Однако понятно, что семейство Нестора принадлежало к людям родовитым и состоятельным. Ведь в то время, состоя только в таком сословии можно было получить образование, которое имел будущий летописец. Да и среди знати средневековья нередко встречались люди неученые. Однако Нестор не просто знал грамоту и умел писать – он обладал блестящим образованием, знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Безусловно, он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени. Но главное он был щедро одарен Богом.
Господь привел Нестора в монастырь в 1073 году, когда еще был жив один из его основателей – преподобный Феодосий. Провидением было устроено, чтоб он застал его лично, получил от него благословение на труды и послушание. Он воспринял необходимое из первых рук, был принят в число братии первым игуменом. Преподобный Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором он был удостоен и диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года ибо посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет.
Нестор начал трудиться в летописании вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. В 1091 году ему поручено было с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия, и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи преподобный Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 гг. Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского» до нас дошли еще «Жития святых Бориса и Глеба».
О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание. Он любил читать, изучал творения святых отцов и назидал в том других: «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Как было глубоко его собственное смирение видно всякий раз, как только он вспоминает о себе. Он не называет себя иначе, как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.
Выдающееся произведение Нестора Летописца — «Повесть временных (прошлых) лет». Это произведение составлено на основе современных автору событий и архивных летописей, народных преданий и рассказов. Нестор летописец в 1107 году отправляется во Владимир-Волынский и в Зимненский и Святогорский монастыри на поиски первоисточников. В результате чего Волынская летопись была включена в «Повести временных лет» почти в полном объеме.
«Повесть временных лет» была завершена около 1113 года. Оригинал до настоящего времени не сохранился, есть только поздние списки, то есть варианты переписанные из других источников.
Известны два основных списка «Повести временных лет». В 1118 году один из монахов Выдубицкого монастыря создал список, предназначавшийся для Мстислава, сына Владимира Мономаха. Эта сведение сохранялась в Ипатьевском монастыре, отсюда и происходит название — Ипатьевский. Именно этот список сохранил имя основного составителя «Повести временных лет» — Нестора:
“Повесть временных лет с богом начинаем. Отче благослови. Повесть временных лет Нестора, черноризца Феодосия Печерского монастыря, отсюда пошла Русская земля, и кто в ней начал сначала княжить, и как Русская земля предстала. Поэтому начнем эту повесть».
Несторовая летопись по Ипатьевскому списку, в отличие от Лаврентьевского списка, имеет отчетливое украинское происхождение; образцы украинской фразеологии, украинской орфоэпии, а также украинской лексики. Большинство диалогов в «Повести временных лет» передано фактически на украинском языке.
В 1116 года сложена вторая редакция летописи. Ее составителем стал игумен Выдубицкого Свято-Михайловского монастыря Сильвестр, который по поручению князя Владимира Мономаха внес в летопись определенные изменения, в частности уменьшил исторический вес киевского князя Святополка, выделив свою фигуру. Этот вариант текста «Повести временных лет» был включен в состав летописного свода, который переписал монах Лаврентий в Суздале в 1377 году. Поэтому этот список назвали Лаврентьевским.
По образцам «Повести временных лет» сложились Киевская (о событиях XII в.) и Галицко-Волынская летописи (о событиях XIII в.). В совокупности три летописи называют «Летописью русской» — обширной книгой о событиях времен Киевской Руси в мировом контексте до XIII века.
Источниками для реконструкции ранней истории Руси летописцу служили немногочисленные сведения византийской хронографии и всякие предания о «древних временах». Поэтому история Руси IX—X вв. в «Повести временных лет» преимущественно легендарна. Здесь изложена легенда о так называемом призыве варягов (мифического родоначальника княжеской династии Рюрика и его братьев), переселении княжеского рода в Киев и легендарных сведений о первых князьях (в том числе о войнах княгини Ольги с древлянами, «выбор вер» Владимира Святославовича и др.). Впрочем, ценность этой части Повести временных лет как исторического источника заключается в том, что в ее составе до нас дошли тексты трех русско-византийских договоров: 911, 944 и 971 годов. Они составляют уникальный комплекс аутентичных документов, богатых сведениями из общественной, политической, военной и дипломатической истории X ст. Достоверным источником «Повесть временных лет» становится лишь в изложении событий последних ста лет — с начала XI в. до окончания.
В трудах и молитвах он провел в Печерской обители 41 год и представился в 58 лет. Преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем мученика Нестора Солунского, принявшего смерть вместе с великомучеником Димитрием Солунским (+8 ноября 306 г.) Память Нестора Солунского Церковь отмечает 9 ноября. Эта дата стала днем тезоименитства Печерского Летописца. По мнению церковных историков память преподобного Нестора Летописца установлена также 9 ноября ввиду дня его тезоименитства.
Житие Нестора впервые появилось в печатном «Патерике Печерском» от 1661 года, где сказано только, что он (ориг.) «поживе лета довольна, труждаясь в делах Летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере».
День кончины преподобного остался неизвестным, известно только, что он умер в 1114 году. Мощи преподобного Нестора Летописца покоятся нетленными в пещерах Антониевых Киево-Печерской лавры.
Канонизирован православной церковью как преподобный Нестор Летописец. Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви.
В память о преподобном в Киеве построены два храма преподобного Нестора Летописца (по ул. Промышленная в 2010 и по ул. Академика Доброхотова, 7-я в 2013 на территории Киевского университета права НАН Украины).
Нестор Летописец также изображён на гербе Печерского района Киева.
10 июня 1988 года в Киеве на территории Киево-Печерского заповедника, по улице Лаврская, 15, был открыт памятник Нестору летописцу. Скульптор – Фридрих Мкртичевич Согоян. Архитектор – Н. Кислый. Памятник – дар скульптора городу в связи с тысячелетием принятия христианства на Руси.
Высеченная из серого гранита фигура Нестора с раскрытой книгой в руках стоит на низком постаменте. Его стилистика напоминает иконописные образцы и монументальную живопись храмов с изображением святых, в которых пластическое моделирование отмечается лаконизмом и отсутствием детализации. Четкий силуэт фигуры является выразительным акцентом на зеленом фоне деревьев, в окружающей среде улицы.