История Киева

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко. История

Из истории киевских театров — Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Г. Шевченко — театр оперы и балета в Киеве, основанный в 1867 году. Театр расположен на ул. Владимирской, 50.

Несмотря на свою относительно короткую историю, театр получил признание далеко за пределами Украины. Самобытные интерпретации классической музыкального наследия и современных произведений, исключительной слаженности оркестр и хор, талантливые солисты, яркие и самобытные исполнительские традиции позволили театру достичь творческих вершин и занять место в сегодняшней музыкальной культуре Европы.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко
Панорама Национального академического театра оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко. Фото — Википедия

Постоянная оперная труппа была организована в Киеве летом 1867 года. Толчком к созданию постоянно действующего театра стали успешные гастроли итальянских оперных трупп в 1865-1866 годах в Киеве.

Труппа работала в помещении Городского театра, построенного в 1856 году по проекту архитектора Ивана Штрома.

Второй Городской театр Киева.  История
Городской театр, 1885 год

Киевская опера стала рядом с театрами Москвы и Петербурга одной из лучших в Российской империи. 8 ноября (27 октября по ст. ст.) 1867 года состоялся дебют на сцене нового театра с постановкой «Аскольдова могила» Алексея Верстовского, которая рассказывала о легендарном прошлом Киева. Дальнейшие творческие достижения киевской оперной труппы связаны, прежде всего, с деятельностью гения украинской музыки, композитора Николая Лысенко. В 1874 впервые прозвучала на украинском языке его опера «Рождественская ночь» (по режиссуре Михаила Старицкого).

В первые годы существования театра репертуар пополнялся произведениями преимущественно русских композиторов: Михаила Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), Александра Даргомыжского («Русалка»), Антона Рубинштейна («Маккавей») и др. Это было непременным условием существования музыкального театра. Однако удавалось ставить и европейскую классику, на достаточно высоком уровне показывая в переводе на русский язык оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, «Волшебный стрелок» Карла Вебера, «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, а также один за другим произведения Джузеппе Верди, который стал любимым композитором киевлян.

При жизни Петра Чайковского в Киеве были поставлены его оперы «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1884), «Мазепа» (1886) и «Пиковая дама» (1890). Непосредственно с участием авторов состоялись киевские премьеры опер «Алеко» Сергея Рахманинова (1893), «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова (1895).

16 (4 по ст.ст.) февраля 1896 после утреннего показа оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского в театре возник пожар. Огонь распространился молниеносно, и уже через несколько часов на месте построенного в 1856 году архитектором Иваном Штромом второго городского театра остались обугленные стены.

Изображение пожара.  Из журнала «Всемирная иллюстрация», художник К.Брож по эскизу очевидца.
Изображение пожара. Из журнала «Всемирная иллюстрация», художник К.Брож по эскизу очевидца.

В пламени погибли одна из лучших в Российской империи музыкальных библиотек, костюмы и декорации многих спектаклей. Но Киев не мог существовать без оперного театра. Временно музыкальные представления шли на сценах театра Бергонье (сейчас Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки) и «Соловцов» (сейчас Национальный театр украинской драмы им. Ивана Франко) и даже в помещении знаменитого цирка Крутикова, где, кстати, произошли и первые гастроли в Киеве Федора Шаляпина.

1897-го года в театре было создано балетную труппу, что позволило расширить афишу, обогатить представления дивертисментами и танцами. Возглавил труппу известный польский хореограф Станислав Ленчевский.

Киевляне, которые искренне любили свой уютный, всего на 849 мест театр, потребовали от «отцов города» как можно быстрее построить новое здание. Но ждать пришлось долгих пять лет.

После запальных диспутов и споров, городская дума постановила провести международный конкурс на проект Киевской оперы. В нем приняли участие три десятка архитекторов из Украины, России, Германии, Франции и Италии. 25 февраля 1897 года жюри объявило результаты. Лучшим признали проект главного архитектора дирекции императорских театров, академика Виктора Шрётера.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Проект театра

Вскоре в Киев поступила техническая документация — 280 чертежей, из которых должно было появиться изысканное неоренессансное сооружение. Подряд на строительство от городской думы получил известный киевский архитектор Владимир Николаев, под руководством которого в 1898 и взялись за дело. Завершить планировали за два года, и, несмотря на быстрые темпы и все задействованные ресурсы (300-500 рабочих и более 60 лошадей одновременно), понадобился еще один год.

Накануне открытия газета «Киевляниъ» писала:

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Газета «Киевляниъ», №254 от 27 (14 по ст.ст.) сентября 1901 года.

Зал оперного театра включал партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, которые вмещают около 1650 зрителей (в партере 384 места), общая кубатура театра — почти 100 000 м³, площадь помещений — 40210 м². Над главным входом театра был установлен официальный герб Киева с изображением архистратига Михаила — покровителя города, однако по настоянию Киевского митрополита Феогноста, который считал театр греховным заведением, герб заменили аллегорической композицией: геральдические грифоны держат в лапах лиру как символ музыкального искусства. Фасад здания украшали бюсты композиторов Михаила Глинки и Александра Серова, которые подарили Киеву артисты петербургского Мариинского театра. В 1934 во время реставрации здания бюсты сняли.

Торжественное открытие и освящение нового здания состоялось 28 (15 по ст.ст.) сентября 1901 года.

До торжественного освящения нового здания Киевской Оперы ее автор Виктора Шретер не дожил всего несколько месяцев. Зато его творение поражало тогдашнее воображение! 

Кроме опер русских композиторов, в театре также были поставлены оперы Джакомо Пуччини, Рихарда Вагнера, Жюля Массне, а также оперы Николая Лысенко «Майская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914).

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1901 год.

С 1901 года в этот период солистами были: певицы Любовь Андреева-Дельмас, Элеонора Боброва-Пфейфер, Евгения Бронская, Клара Брун, Екатерина Воронец-Монтвид, Мария Донец-Тессейр, София Друзякина, Мария Коваленко, Екатерина Ковелькова, Ольга Монская, Елена Петляш-Барилотти, Зинаида Рыбчинская, Марина Скибицкая, Розалия Файнберг-Горская; певцы Степан Белина-Скупевский, Антон Боначич, Алексей Борисенко, Гуальтьер Боссе, Михаил Бочаров, Александр Брагин, Абрам Брайнин, Михаил Донец, Оскар Камионский, Николай Каржевин, Александр Каченовский, Владимир Лосский, Михаил Микиша, Мария Гущина, Федор Орешкевич, Платон Цесевич Ольга Грозовская, Иван Гриценко и др.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1905 год
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1906 год
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1906 год

14 (1 по ст. ст.) сентября 1911 года, во время представления «Сказка о царе Салтане», на котором присутствовал император Николай II с семьей и приближенные министры, был смертельно ранен премьер-министр Столыпин, который вскоре умер и был похоронен в Киеве.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1911 год

С 1913 года в театре работал известный дирижер Михаил Багриновский.

В годы революции помещение оперного театра использовалось не только для искусства, но и для проведения съездов. В частности, в 1917 году в помещении оперного театра проходил II Всеукраинский военный съезд, на котором было провозглашено Первый Универсал Украинской Центральной Рады.

Во времена Украинской Державы киевская опера называлась как Украинский театр драмы и оперы. В августе 1918 года были переведены на украинский язык оперы «Галька», «Фауст», «Травиата», «Черевички», «Сказки Гофмана», «Богема», «Проданная невеста», «Русалка», «Сельская честь», «Мадам Баттерфляй». Отечественная пресса писала, что украинская государственная опера имеет все основания и потенциал стать одним из лучших театров в свое время, вместе с тем предостерегая, что «украинская государственная опера не должна повторить историю петроградских государственных театров, которые давали чужую населению и гражданству культуру…» Ими отмечалось, что следует «организовать дело оперы художественно сильной, национальной и культурной».

С приходом советской власти в 1919 году театр был национализирован и назван «Государственным оперным театром им. К. Либкнехта », режиссерами назначен Александр Улуханова Иакова Гречнев. В 1926 году — Киевская государственная академическая украинская опера, а в 1934 году, с возвращением Киеву статуса столицы — Академический театр оперы и балета УССР. Из известных художников этого времени в опере работал Семен Эвенбах. 1936 театр был награжден орденом Ленина, а в 1939 году театру было присвоено имя Тараса Шевченко.

Декрет Совнаркома 1926 года предусматривал выполнение всех опер на украинском языке, что имело большое значение для утверждения полноценности украинской культуры и украинского языка. Эта традиция продержалась до начала 1990-х годов.

В 1930-е годы обсуждался проект социалистической перестройки помещения киевского оперного, которому хотели придать архитектурных особенностей нового «пролетарского стиля». Однако перестройка коснулась лишь снятия бюстов российских композиторов и сведения пристройки к тыльной стороне здания двухэтажного помещения репетиционных залов. В эти годы репертуар театра обогатился операми «Золотой обруч» и «Щорс» Бориса Лятошинского, «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и другими.

Существенная реорганизация труппы была проведена в связи с переносом в 1934 году столицы Украины в Киев. В коллектив влилась большая группа солистов из Харьковской оперы, был значительно расширен состав хора, оркестра, балетной труппы. По своему статусу Киевский театр оперы и балета был приравнен к крупнейшим театрам Советского Союза — Большому в Москве и Кировскому в Ленинграде.

В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Уфу, потом в Иркутск, где театр работал до 1944 года. В то же время часть труппы, а также значительная часть декораций оставались в Киеве, и театр продолжал работать в условиях немецкой оккупации. Руководителем театра был назначен немецкий ставленник Брюкнер, который наименовал театр «Большой оперой», запретил исполнение русской музыки, однако кроме немецких опер (на языке оригинала), ставил также итальянские оперы в украинском переводе Дмитрия Ревуцкого, а также некоторые произведения украинских авторов досоветского периода. Накануне отвоевывания Киева, 8 мая 1943 года во время спектакля «Лоенргину» в помещение театра попала бомба, повлекшая гибель 4-х немецких офицеров. Она, пробив крышу и пол в партере, погрязла в песке, которым были заполнен цоколь, и, к счастью, не взорвалась.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1943 год. Регулировщица Г. Опенько на перекрестке современных ул. Б. Хмельницкого и ул. Владимирской, ноябрь 1943 года. Источник — retroua.com.

Вернувшись из эвакуации, киевский оперно-балетный коллектив начал свою деятельность на родной сцене 28 октября 1944 премьерой оперы «Наймичка» М. Вериковского. Несмотря на тяжелые военные и послевоенные трудности коллектив быстро восстановил свой репертуар, начал пополнять его новыми представлениями.

В послевоенные годы репертуар театра пополнялся произведениями советских композиторов, значительная часть которых были посвящены событиям становления советской власти. В эти годы в театре работали выдающиеся артисты — дирижеры Арий Пазовский, Натан Рахлин, Вениамин Тольба, Константин Симеонов, Степан Турчак, вокалисты Борис Гмыря, Михаил Гришко, Арнольд Азрикан, Зоя Гайдай, Лилия Лобанова, Мария Литвиненко-Вольгемут, Оксана Петрусенко, Лариса Руденко, Елизавета Чавдар, выступал в театре и Федор Шаляпин.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1946 год

Начиная с конца 1950-х годов, по свидетельству Ивана Гамкало, театр переживал постепенное «падение творческой дисциплины и художественного уровня спектаклей», причиной чему была некомпетентность в вопросах культуры его руководства. Так, в конце 1950-х годов киевский театр вынуждены были покинуть Борис Гмыря и Вениамин Тольба, а в начале 1970-х годов — Степан Турчак и Константин Симеонов. Несмотря на это театр имел отдельные успешные постановки, в частности среди выдающихся достижений следует выделить постановку «Катерины Измайловой» Дмитрия Шостаковича, которая была награждена Государственной премией им. Т. Шевченко (1975).

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1954 год. Источник — retroua.com.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1960-е годы
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1970 год. Фотограф И.Кропивницкий. Источник — retroua.com.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1973 год. Источник — retroua.com.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1974 год. Фотограф Николай Козловский. Источник — retroua.com.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1975 год. Фотограф Игорь Кропивницкий. Источник — retroua.com.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1980 год. Источник — retroua.com.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
1982 год. Фотограф Тарас Шабловский. Источник — retroua.com.

В 1984 — 1987 гг. осуществили капитальную реконструкцию. Поврежденное во время военного лихолетья сооружение требовало большой работы, которая длилась пять лет. Свой 120-й сезон в 1988 Киевская опера открыла обновленной.

Реставраторы не только сохранили замечательный внешний декор театра и партера, еще и существенно обогатили его. Обновили фойе, холлы, перенесли деревянные гардеробы в цокольный этаж, внесли изменения за кулисами. Стало больше репетиционных залов, гримерных комнат, оборудовали специальный хоровой класс. Увеличили сцену: с 17-ти до 20-ти метров вглубь и с 23 до 27-ми метров вверх. Это позволило быстро менять декорации не только в антракте между действиями, но и во время самого представления. Общая площадь сцены теперь составляет 824 кв.м. Ее оснастили новейшими в то время механизмами, электроникой, освещением.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Фото — сайт театра.

Во время реставрации вместо старинного органа установили новый, построенный по заказу театра чешской фирмой «Ригер-Клос». Переоборудовали и оркестровую яму, в которой сейчас одновременно могут разместиться 100 музыкантов. После реставрации общая площадь театра увеличилась на треть и составляет сейчас 60 тыс. кв. м. Спектакль одновременно могут смотреть 1304 зрителей.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Фото — сайт театра.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Май 1990 год.

В 1991-1999 годах генеральным директором Национальной оперы был Анатолий Мокренко. В это время театр постепенно начинает отказываться от украиноязычных переводов, что сам А. Мокренко объяснял экономическими трудностями и необходимостью гастрольной деятельности ради выживания артистов.

С 1992 по 2000 год балетную труппу Национальной оперы Украины возглавлял Анатолий Шекера, с именем которого связаны достижения украинского балета последних трех десятилетий ХХ века. Кроме классических спектаклей — «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Раймонда» Александра Глазунова, «Коппелия» Лео Делиба — он осуществил постановки многих современных произведений, в частности, «Спартака» Арама Хачатуряна, «Ольги» Евгения Станковича, «Легенды о любви» Арифа Меликова, привнеся на балетной сцене полифонизм танца, симфоническую развернутость хореографической партитуры. Его постановка балета «Ромео и Джульетта», осуществленная ​​в 1971 году, уже более 40 лет не сходит со сцены. Спектакль был показан во многих странах и отмечен медалью ЮНЕСКО как лучшая интерпретация прокофьевского произведения.

С 1999 неизменным генеральным директором театра является Петр Чуприна (с 2002 по 2011 гг. И с 2018 г.- генеральный директор-художественный руководитель театра). В 2011-2018 годах должность художественного руководителя занимал композитор Мирослав Скорик.

Немало артистов киевской оперы успешно ведут артистическую деятельность за рубежом. В частности в лучших театрах Европы и мира поют Анатолий Кочерга, Людмила Монастырская, Виктория Лукьянец, Владимир Гришко, Михаил Дидык, Дмитрий Попов, Ольга Микитенко, Оксана Дикая, Евгений Орлов, Ирина Дворовенко на протяжении многих лет была солисткой Американского театра балета (АBT), Иван Путров — балетной труппы театра «Ковент Гарден». Алексей Ратманский возглавлял Датскую Королевскую хореографическую труппу, затем — балетную труппу Большого театра России, а с 2009 года — хореограф Американского театра балета.

В 2017 году на государственном уровне в Украине отмечался юбилей — 150 лет со времени основания Национального академического театра оперы и балета имени Тараса Шевченко в Киеве (1867).

В круг современных украинских композиторов, чьи произведения включались в репертуар театра входят Мирослав Скорик (опера «Моисей», балет «Каприсия»), Герой Украины Евгений Станкович (балеты «Ночь перед Рождеством», «Властелин Борисфена»), народный артист Украины М. Чембержи (балет «Даниэла». В круг украинских авторов советской эпохи, произведения которых представлены в репертуаре театра, входят Константин Данькевич (балет «Лилея»), Михаил Скорульский (балет «Лесная песня») и Георгий Майборода (опера «Ярослав Мудрый»).

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Зал. Фото — Википедия.
Геральдические грифоны. Фото — Википедия.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Фото — Википедия.

Слава про оперное искусство Украины, ее выдающихся певцов, о киевском балете уже давно достигла пределы Украины и даже Европы. Национальная опера Украины активно, а главное, очень успешно интегрируется в мировой музыкальный процесс, о чем свидетельствуют ее гастроли во многих странах мира, участие в самых престижных музыкальных фестивалях.

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
Фото — Википедия.

Сайт национального академического театра оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко — opera.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *