Воскресенье, 27 октября, 2024
История КиеваЛучшее

Михайловский Златоверхий монастырь. История

Из истории киевских храмов – Михайловский Златоверхий монастырь.

Михайловский Златоверхий монастырь – действующий православный монастырь в честь Архангела Михаила в Киеве, кафедральный собор Православной церкви Украины.

Михайловский Златоверхий монастырь. История

Оригинальный храм был построен в 1108-1113 годах внуком Ярослава Мудрого киевским князем Святополком Изяславичем на базе  Михайловского Златоверхого собора . Крестово-купольный шестистолпный храм с тремя нефами и одним позолоченным куполом. В начале XX века храм – семикупольным. В 30-х годах XX века был разрушен, и воссоздан в 1997-1998 годах. Михайловский Златоверхий собор построен из камня и кирпича-плинфы на известково-цемьяковому растворе техникой «смешанной кладки». Стены собора украшали мозаики и фрески. Был одним из крупнейших монастырей Древнего Киева.

На территории монастыря находится Киевская православная богословская академия, церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, колокольня, а также Музей истории Михайловского Златоверхого монастыря, расположенный в колокольне и корпусе Варваринский келий.

История

Согласно мнению некоторых историков, киевский князь Изяслав Ярославич, который имел христианское имя Димитрий, построил монастырь св. Димитрия и церковь в верхнем Киеве возле Собора святой Софии во второй половине 1050-х годов.

Через полвека его сын Святополк II Изяславич построил в 1108-1113 годах монастырскую церковь (заложена 11 июля 1108, здесь и похоронен ее основатель), посвятив ее своему патрону архангелу Михаилу. Возможно, одной из причин, побудившей князя Святополка построить церковь, стала его недавняя победа над половцами, поскольку архангел Михаил был покровителем воинов. В монастыре хранились мощи святой великомученицы Варвары, которые в 1108 году в Киев привезла жена князя Святополка Изяславича, дочь византийского императора Алексея I Комнина Варвара. Монастырь был местом захоронения киевских князей в XII веке.

Михайловский Златоверхий монастырь. История
Рака с мощами св. Варвары в Златоверхом монастыре. 1872.

Во время монгольского нашествия в 1240-х годах монастырь понес ощутимые потери. Монголы повредили собор и сняли его позолоченные купола. В 1496 монастырь возрожден и переименован из монастыря св.Димитрия на монастырь св.Михаила, в соответствии с названием церкви, построенной Святополком. После многочисленных восстановлений и расширений в течение XVI в. монастырь стал одним из крупнейших и богатейших монастырей Украины.

Греко-католическая церковь в 1612 году получила королевскую привилегию на монастырь. Наместник униатского митрополита Ипатия Потия о. Грекович Антоний в 1618 году попытался распространить свою власть на обитель, что вызвало резкую реакцию: казаки схватили его и утопили в проруби напротив Выдубицкого монастыря.

При митрополите Иове Борецком монастырь стал одним из центров антиуниатской борьбы. В 1620 году он сделал его резиденцией восстановленной православной Киевской митрополии.

17 декабря 1643 король Владислав IV утверждает Филофея Кизаревича игуменом Киево-Златоверхого Михайловского монастыря и закрепляет за монастырем все его владения.

30 октября 1671, во Львове Михаил Вишневецкий подтверждает Киево-Михайловском монастырю права на владение имениями  Глеваха, Юрьевка, Вета, Березовка и др.

В 1655 при содействии гетмана Богдана Хмельницкого покрыто медью и позолочен верх церкви Архистратига Михаила Златоверхого монастыря.

Во времена игумена Иоаникия Сенютович, в 1713-1715 годах, построено каменную трапезную церковь Иоанна Богослова. Тогда же построен каменный погреб. Для строительства Трапезной церкви Иоанна Богослова использовали кирпич с Симеонивской церкви, которая стояла на Кудрявке и сгорела в 1676 году. В 1827 году церковь Иоанна Богослова капитально отремонтировали, а в 1837 году ее интерьер оформили росписями.

В 1855-1856 годах построена церковь Св. Николая при настоятельских покоях.

В середине XIX – начале XX века формируется комплекс келий и корпусов для паломников: кельи Михайловского отделения (1849-1852), гостиница для паломников (1857-1897), кельи певчих (1894), кельи Варваринского отделения (1898-1899), 2 здания гостиниц для паломников (1902-1903 и 1907-1908).

Михайловский Златоверхий монастырь. История
Михайловский монастырь. 1911
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Златоверхий монастырь, 1918
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Михайловский Златоверхий собор, 1888
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Вид монастыря в 1890-1905 годах.
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Вид монастыря в 1890-1905 годах.

Разрушение

В 1922 Михайловский монастырь ликвидирован. В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Для этого в 1934 году решили провести конкурс на проект Правительственного центра и места для парадов. На всех проектах представленных на конкурс, кроме одного, с размещением центра в районе площади Богдана Хмельницкого, сносился Михайловский Златоверхий собор. Единственным из четырех проектов, в котором собор и памятник Богдану Хмельницкому сохранялись, был проект Иосифа Каракиса. В итоге, в первом туре, утвержден проект архитектора Петра Юрченко. В марте 1934 году решили отказаться от прошлого решения и объявили новый конкурс, на котором победил проект архитектора Иосифа Лангбарда. Между тем по исследованиям Олега Юнакова с опорой на архивные документы видно, что хоть в проектах И. Лангбарда и П. Юрченко собор отсутствует, но не это является причиной сноса, поскольку решение о сносе монастыря принято постановлением Политбюро ЦК КП (б) У уже в феврале 1934 года, а демонтаж мозаик начали проводить еще в 1933 году.

Попытки ряда искусствоведов (в частности, репрессированных Николая Макаренко, Дмитрия Айналова) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) отброшены властью, которая согласилась только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок.

Правда были и те, кто открыто высказывались за снос собора. Например, Александр Довженко одним из первых в 1932 году заявлял, что «при решении проблемы строительства парка культуры Михайловский монастырь попросится “уйти”, он отжил свой век. Абсолютно недопустимо даже думать, что эти стены кому-то нужны. Я думаю, когда мы снесем Михайловский монастырь, то строительство парка даст нужный эффект».

В 1934-1937 Михайловский Златоверхий собор, колокольню и часть другие сооружения монастыря снесли в связи с проектом создания на этом месте правительственного центра. Последний планировали сделать копией главного здания ЦК КПУ – сейчас здание министерства иностранных дел Украины. Единственный из украинских ученых, кто отказался подписать акт на снос Михайловского Златоверхого монастыря – Николай Макаренко, которого вскоре за это был репрессирован.

Перед уничтожением уникального ансамбля украинской архитектуры, была проведена исследовательская работа. Фрески, мозаики перевезли в музеи Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Новгорода и других городов СССР. Мозаичную композицию «Евхаристия» перенесли в Софийский собор. Многие смальтовые росписи попали в Лаврский заповедник. Правительственного центра на месте Михайловского Златоверхого собора так и не построили.

Михайлівський Золотоверхий монастир. Історія
Момент разборка колокольни Михайловского монастыря, который в 1936 году снял американец Julien Bryan
Михайлівський Золотоверхий монастир. Історія
Момент разборка колокольни Михайловского монастыря, который в 1936 году снял американец Julien Bryan

14 августа 1937-го советская власть на большой православный праздник – Маковей, осуществила очередное преступление, разрушив собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

Михайловский Златоверхий монастырь. История
Руины собора Михайловского Златоверхого монастыря после подрыва 14 августа 1937.
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Руины собора Михайловского Златоверхого монастыря после подрыва 14 августа 1937.

В годы Второй мировой войны некоторые фрески вывезли в Германию, откуда они попали в Эрмитаж в Ленинграде. В Софийском соборе хранились «Евхаристия», «Стефан и Фаддей” – фрагменты фигур святых фрески – сцены из «Благовещения», фигура святого Захарии и др. Мозаика «Дмитрий Солунский» и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – в Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Восстановление

Одним из инициаторов восстановления Михайловского Златоверхого монастыря был Олесь Гончар, мемориальная доска котором открыт 17 мая 2011 года на здании собора.

Михайловский Златоверхий монастырь. История
Мемориальная доска в честь Олеся Гончара

В начале 1990-х годов Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата начала сбор средств для воссоздания собора. Денег хватило только на начальные исследования, стало понятно, что без государственной поддержки уникальный памятник украинского барокко не восстановить. Украинское сообщество посылала многочисленные обращения к главе государства о выделении финансирования на реставрацию. Наконец, 9 декабря 1995 Президент Украины Леонид Кучма издал указ, определявший восстановление Михайловского Златоверхого монастыря общегосударственным приоритетом.

Первой появилась колокольня в стиле украинского барокко в первоначальном виде. Открытие собора состоялось в День Киева 1998 года, с участием патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета, который освятил монастырь.

В феврале 2001 года четыре фрагмента фресок XII века Михайловского Златоверхого собора, хранившиеся в Эрмитаже, передали Украине. В январе 2004 года Министерство культуры России приняло решение о передаче Украине из Эрмитажа семи фресок киевского Михайловского Златоверхого собора, которые оказались в России, осенью 2004 передачу фресок закончили.

Главный архитектор проекта воссоздания Михайловского Златоверхого собора – Юрий Лосицкий.

Современность

Во время силового разгона евромайдан в ночь на 30 ноября 2013 часть людей, бежавших от подразделений милиции «Беркут», нашла приют на территории Михайловского Златоверхого монастыря. Во время столкновений с «Беркутом» в соборе дважды (30 ноября 2013 и 19 февраля 2014) скрывались митингующие и разворачивали временный штаб. Семинаристы с КПБА помогали митингующим: ходили на ночные дежурства, приносили медикаменты, делали чай, носили горячую воду. В ночь на 11 декабря 2013 колокола Михайловского Златоверхого монастыря впервые за 8 веков били тревогу, до этого в последний раз такое происходило в 1240 году, во время монголо-татарского нашествия.

В августе 2015 году на стенах Михайловского монастыря появилась Стена памяти погибших защитников Украины.

Михайловский Златоверхий монастырь. История
Стена памяти. 29 августа 2019.

15 декабря 2018, после объединительного собора Украинской православных церквей, Михайловский Златоверхий монастырь перешел в подчинение Православной церкви Украины. На следующий день митрополит Киевский и всея Украины Епифаний отслужил первую литургию как предстоятель Православной Церкви Украины.

В 2020 году полностью отреставрировали колокольню и изменили колокола.

Архитектурный ансамбль

Колокольня. Установлены часы-куранты, которые наигрывают несложную мелодию. Механизм управления – электрический. Количество колоколов также позволяет играть как на настоящем карильоне.

Михайловский Златоверхий монастырь. История
Колокольня
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Ворота колокольни
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Роспись на стене первого яруса колокольни.

Михайловский Златоверхий собор . Имена художников, которые создали мозаики и фрески Михайловского Златоверхого собора, неизвестны. Вероятно, в работах участвовал древнерусский мастер Алимп из Киево-Печерского монастыря. Общая площадь мозаик, которые сохранились – 45 м². Надписи на мозаиках собора сделаны на старославянском и древнеукраинском языках. Кроме мозаик и фресок, сохранились две шиферные плиты 1062 с рельефным изображением всадников. Известно, что иконостас для притвора Святой Екатерины украсил резчик Романом, оправу для Евангелия выполнил киевский ювелир Самойло Ростовский.

Михайловский Златоверхий монастырь. История
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Михайловский Златоверхий монастырь. История

Трапезная церковь Иоанна Богослова . Когда то на этом месте стояла деревянная церковь, построенная в 1613 году. Перестроена в кирпиче в начале XVIII в. Имеет тот же архитектурный прототип, и здание старого академического корпуса с Конгрегационной церковью Благовещения бывшего Братского монастыря. В отличие от нее (перестроенной в 1732-1740 гг. На трехэтажный корпус архитектором Шеделем) осталась одноэтажной. Выстроена в региональных формах украинского барокко. Фасады украшены пилястрами и оконными проемами, некоторые заложены и стали нишами. С востока к трапезной пристроена церковь с куполом, восьмерик на четверике, после реставрации – баня крытая гонтом.

В конце XVIII в. испорченную непогодой гонтовую кровлю заменили жестяной. В 1827 году здание капитально отремонтировано с заменой конструкции крыши, штукатуркой фасадов, заново изложенными печами, полом из кирпича. В 1837 году состоялся ремонт интерьера с добавлением стенописей. В 1904 году была повреждена пожаром.

Научная реставрация здания состоялась в 1976-1981 годах (проект – арх. Шевченко В.П., интерьеры и мебель – архитектор Каракис И. И.) в формах, близких к первоначальным, возвращена кровля, крытая гонтом. Потерянные когда то своды из соображений противопожарной безопасности воспроизведены в железобетоне и стилизованны под первобытные.

Михайловский Златоверхий монастырь. История
Трапезная с церковью Иоанна Богослова
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Трапезная с церковью Иоанна Богослова
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Кельи Михайловского монастыря
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Корпус певчих
Михайловский Златоверхий монастырь. История
Киворий святого Николая

Источник – Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest