Мост Патона. История
Из истории киевских мостов — мост Патона.
Мост имени Патона — один из мостов через Днепр в Киеве. Первый в мире цельносварной мост длиной 1543 метра. Непосредственное участие в проектировании и строительстве моста принимал академик Евгений Оскарович Патон, в честь которого названо это сооружение.
Он соединяет левобережный Днепровский и правобережный Печерский районы.

Свой первый мост в Киеве инженер Евгений Патон построил еще в 1910 году. Это был пешеходный Парковый мост между Царским и Купеческим садами (сегодня — Городской сад и Крещатый парк). К тому времени Патон уже возглавлял кафедру мостостроения Киевского политехнического института. Следующий его большой проект — мост через Днепр, названный в честь революционерки Евгении Бош. Строительство завершили в 1925 году.
В конце 1920-х Патон увлекся разработкой технологий электросварки. В 1929 году он организовал в Академии наук Украины кафедру инженерных сооружений, на базе которой в 1934 году создали Институт электросварки. Его директором Евгений Патон оставался до конца жизни.

После нескольких лет экспериментов с металлом и техникой у Патона и его молодого научного коллектива появилась идея совместить мостостроение и сварку — заменить клепанные мостовые конструкции цельносварными. Электросварку в то время еще применяли редко, технология была новой и неиспытанной. Поэтому идею Патона раскритиковали и коллеги, и начальство, и партийное руководство. Они были уверены, что такой мост обязательно упадет. Однако Патону удалось убедить тогдашнего первого секретаря ЦК КПУ Никиту Хрущева, и тот дал добро на внедрение новой технологии.
Строительство нового моста, который в проектных документах назвали Наводницкий, началось в 1939 году. Однако его прервали из-за Второй мировой войны. В сентябре 1941 года советские войска, отступавшие взорвали все мосты через Днепр, в частности мост имени Бош и недостроенный Наводницкий.
Впрочем, уже в начале 1942 года на построенных опорах моста нацистами было продолжено строительство. Построенный временный мост получил название в честь немецкого военачальника времен Третьего Рейха, генерал-фельдмаршала Вальтера фон Райхенау. Строительные работы проводились венгерскими саперными частями. Мост фон Райхенау хорошо видно на аэрофотоснимках люфтваффе 1943 года. Осенью 1943 года, при отступлении нацистов, этот мост был уничтожен.

После войны Патон подготовил новый проект моста, который получил название Киевский. Строительство начали в 1950 году, и до лета 1953-го практически все работы на мосту завершили.
В то время это был крупнейший в Европе цельносварной мост, все швы которого, включая монтажные, выполнили с помощью автоматической сварки. Мост балочной конструкции, со сплошными главными балками двутаврового сечения длиной 58 и 57 м, высотой 3,6 м, 26-пролетный, с опорами на кессонной основе. Для строительства пролетов сварили 264 балки длиной 29 метров и весом 28 тонн, при монтаже которых было сварено 10668 м швов. Ширина проезжей части 21 м, ширина тротуаров — по 3 м. На въезде со стороны правого берега стоят пропилеи — колоннады парадного входа. Со стороны левого берега моста обрамленный двумя колоннами высотой 20 метров каждая.

Фото — ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного
Этот мост должен был стать главным триумфом Патона, но инженер умер в августе в 1953 году, не дожив несколько месяцев до официального открытия. Осенью мост решили испытать на прочность. Для этого по нему на всю ширину пустили колонну танков Т-34, корпуса которых были сварены разработанным во время войны «патоновским» швом.
Пятого ноября 1953 года на торжественном митинге по поводу сдачи моста в эксплуатацию партийное руководство объявило, что новому мосту присваивается имя Евгения Патона вместо проектного Киевский. Первым, кто въехал на новый мост во время открытия, был 35-летний сын инженера Борис Патон, который тогда был заместителем директора Института электросварки по научной работе.

Фото — ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного





Фото — ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного.
Через год, в 1954-м, через мост запустили трамвайную линию. В июне 2004 года рельсы демонтировали, а трамваи заменили троллейбусами.



Для улучшения безопасности движения в 1968 году на мосту Патона была устроена полужесткая декоративно-художественная ограда (впервые в СССР). Ее выполнило предприятие из г. Донецк «Ремкоммунэлектротранс».




Проектировали и строили мост Патона:
- Институт «Укрпроектстальконструкция», Киев.
- Трест Мостострой № 1, Киев.
- Институт электросварки имени Е. О. Патона АН УССР.
- Днепропетровский завод металлоконструкций им. И. В. Бабушкина.

За все годы существования мост ни разу не закрывали на капитальный ремонт. Последний раз крупная реконструкция проводилась в 2004 году: убрали трамвайные линии, а проезжую часть разделили на семь полос движения. С тех пор несколько раз ремонтировали небольшие участки моста. В сентябре 2020 Киевская горадминистрация объявила о большой реконструкцию моста Патона. Мэр Киева Виталий Кличко уточнил, что на время реконструкции движение на мосту полностью перекрывать не будут.






Происшествия на мосту.
В 1969 (1970?) году с моста Патона в Днепр упал служебный автобус завода «Коммунист».
В 1970-е годы в результате ДТП туристический автобус марки «Икарус-люкс» пробил ограждение моста Патона и завис передними колесами над Днепром.

Использованы материалы — Википедия, Бабель.