Суббота, 25 ноября, 2023
История Киева

Трагедия на мосту Патона 1967 года

Катастрофа на мосту Патона, о которой приказали молчать.

25 апреля 1967 года – в Киеве произошла трагедия: с моста им. Патона в Днепр упал автобус. Среди десятков погибших был выдающийся баскетбольный тренер Украины Наполеон Каракашьян.

Об этой автокатастрофе в советские времена велено было молчать – как, впрочем, и о других катастрофах в СССР. Официальных сообщений не было. Власть делала вид, что ничего не произошло.

Даже теперь, когда прошло много времени, не все о ней понятно.

Разночтения начинаются по датировке этой трагедии. По одним источникам, она произошла 24 апреля, по другим – 25-го.

Википедия подает последний вариант, но без ссылок на источники.

В то же время тогдашний руководитель Украины Петр Шелест вспоминает в дневнике о катастрофе на мосту Патона в блоке записей, помеченных им “13-28 апреля”. Уточняет, что произошла она в тот же день, когда погиб советский космонавт Владимир Комаров. Космическая ракета “Союз-1”, как известно, потерпела крушение во время приземления 24 апреля.

Трагедия на мосту Патона 1967
Наполеон Каракашьян стал первым украинским баскетболистом, который получил звание мастера спорта СССР

Дело мог бы прояснить некролог известного тренера. Его напечатала “Спортивная газета” в номере за 27 апреля. Но там вообще нет даты: “Преждевременная и неожиданная смерть вырвала из наших рядов выдающегося специалиста физического воспитания, мастера спорта СССР, заслуженного тренера УССР и СССР Наполеона Карловича Каракашьяна”. И дальше – краткая биография покойного.

И все же, есть основания утверждать: трагедия на киевском мосту им. Патона произошло 25 апреля. Именно ее подают архивные документы транспортного предприятия АП-7, к которому принадлежал тот злосчастный автобус.

Дата подтверждается и другим источником – грамотой “за проявленную решительность и мужество при спасении людей в реке Днепр после аварии автобуса 25 апреля 1967”, которой наградили работника Дарницкой госавтоинспекции Николая Прохоровича Онупко.

В тот день, новенький автобус марки ЛАЗ-695Е должен был вот-вот уехать с автостанции “Бровары”. Над лобовым стеклом виден номер пригородного маршрута – 41, а прямоугольная табличка ниже указывала конечные остановки: “Бровары – Дворец спорта”.

Трагедия на мосту Патона 1967
Водитель автобуса решил совершить обгон – на скорости зацепился за бампер трамвая, вылетел на встречную полосу, сбил перила моста и упал в Днепр

Кондуктор взяла плату с пассажиров, выдала билеты. Водитель Опанасенко сел за руль. Автобус с государственным номером 93-36 КИГ выехал на Броварской проспект.

Дарницкими улочками добрались до Ленинградской площади, прошли проспект Воссоединения и выехали на мост им. Патона. Часы показывали 15:20.

Через несколько минут водитель автобуса решил обогнать рефрижератор “Молдова-плодоовощ”, который очень медленно плелся впереди. Это было нарушением правил – он не должен был этого делать. Во время обгона ЛАЗ, набрав скорость, зацепился за бампер трамвая, который двигался в том же направлении, вылетел на встречную полосу, сбил перила моста и упал в Днепр.

Данные о количестве жертв разнятся.

В одних источниках упоминают о 27 погибших, в том числе водителя и кондуктора. Пять пассажиров удалось спасти – им оказали медицинскую помощь.

Сын упомянутого М. Онупка, в то время младенец, запомнил из более поздних семейных разговоров, что на самом деле спасли шесть человек – пять женщин и мужчину. Но последний умер на берегу.

В других источниках можно найти сведения о 37 погибших или о 54 погибших.

Руководителю УССР П. Шелесту правоохранители доложили, что “погибли 45 человек … Два человека спаслись чудом – выпрыгнули из окна автобуса”.

При отсутствии официальных сообщений, Киев быстро полнился самыми разнообразными слухами.

Поговаривали, будто в автобусе погибли 20 спортсменов. Из других рассказов следовало, что их было уже более 30.

На самом деле в роковом ЛАЗе ехал только один спортсмен – 47-летний баскетбольный тренер Наполеон Каракашьян.

В сети интернет фигурирует снимок связанный с данным событием, однако это не совсем так. В действительности же, по сведениям Елены Ходорко, на фото, сделанным ее папой, изображена ее мама Неонила Акимовна Ходорко, которая указала на оборотной стороне: “Мост Патона; у места, где упала в Днепр груз. машина, сентябрь, 1960 год”.

Трагедия на мосту Патона 1967
Фото из архива семьи Ходорко. Сентябрь 1960 года.
Фото из архива семьи Ходорко. Сентябрь 1960 года.

Описанная авария – не единственное падение пассажирского транспорта с моста Патона. В 1969-1970 годы: служебный ЛАЗ завода “Коммунист” также упал в Днепр. В 1970-е годы: туристический автобус “Икарус-люкс” завис передними колёсами над краем моста, но не упал.

Использованные материалы – forum.pravda.com.ua, ютуб канал ДжеДАИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest