Трагедия на мосту Патона 1967 года
Катастрофа на мосту Патона, о которой приказали молчать.
25 апреля 1967 года – в Киеве произошла трагедия: с моста им. Патона в Днепр упал автобус. Среди десятков погибших был выдающийся баскетбольный тренер Украины Наполеон Каракашьян.
Об этой автокатастрофе в советские времена велено было молчать – как, впрочем, и о других катастрофах в СССР. Официальных сообщений не было. Власть делала вид, что ничего не произошло.
Даже теперь, когда прошло много времени, не все о ней понятно.
Разночтения начинаются по датировке этой трагедии. По одним источникам, она произошла 24 апреля, по другим – 25-го.
Википедия подает последний вариант, но без ссылок на источники.
В то же время тогдашний руководитель Украины Петр Шелест вспоминает в дневнике о катастрофе на мосту Патона в блоке записей, помеченных им “13-28 апреля”. Уточняет, что произошла она в тот же день, когда погиб советский космонавт Владимир Комаров. Космическая ракета “Союз-1”, как известно, потерпела крушение во время приземления 24 апреля.

Дело мог бы прояснить некролог известного тренера. Его напечатала “Спортивная газета” в номере за 27 апреля. Но там вообще нет даты: “Преждевременная и неожиданная смерть вырвала из наших рядов выдающегося специалиста физического воспитания, мастера спорта СССР, заслуженного тренера УССР и СССР Наполеона Карловича Каракашьяна”. И дальше – краткая биография покойного.
И все же, есть основания утверждать: трагедия на киевском мосту им. Патона произошло 25 апреля. Именно ее подают архивные документы транспортного предприятия АП-7, к которому принадлежал тот злосчастный автобус.
Дата подтверждается и другим источником – грамотой “за проявленную решительность и мужество при спасении людей в реке Днепр после аварии автобуса 25 апреля 1967”, которой наградили работника Дарницкой госавтоинспекции Николая Прохоровича Онупко.
В тот день, новенький автобус марки ЛАЗ-695Е должен был вот-вот уехать с автостанции “Бровары”. Над лобовым стеклом виден номер пригородного маршрута – 41, а прямоугольная табличка ниже указывала конечные остановки: “Бровары – Дворец спорта”.

Кондуктор взяла плату с пассажиров, выдала билеты. Водитель Опанасенко сел за руль. Автобус с государственным номером 93-36 КИГ выехал на Броварской проспект.
Дарницкими улочками добрались до Ленинградской площади, прошли проспект Воссоединения и выехали на мост им. Патона. Часы показывали 15:20.
Через несколько минут водитель автобуса решил обогнать рефрижератор “Молдова-плодоовощ”, который очень медленно плелся впереди. Это было нарушением правил – он не должен был этого делать. Во время обгона ЛАЗ, набрав скорость, зацепился за бампер трамвая, который двигался в том же направлении, вылетел на встречную полосу, сбил перила моста и упал в Днепр.
Данные о количестве жертв разнятся.
В одних источниках упоминают о 27 погибших, в том числе водителя и кондуктора. Пять пассажиров удалось спасти – им оказали медицинскую помощь.
Сын упомянутого М. Онупка, в то время младенец, запомнил из более поздних семейных разговоров, что на самом деле спасли шесть человек – пять женщин и мужчину. Но последний умер на берегу.
В других источниках можно найти сведения о 37 погибших или о 54 погибших.
Руководителю УССР П. Шелесту правоохранители доложили, что “погибли 45 человек … Два человека спаслись чудом – выпрыгнули из окна автобуса”.
При отсутствии официальных сообщений, Киев быстро полнился самыми разнообразными слухами.
Поговаривали, будто в автобусе погибли 20 спортсменов. Из других рассказов следовало, что их было уже более 30.
На самом деле в роковом ЛАЗе ехал только один спортсмен – 47-летний баскетбольный тренер Наполеон Каракашьян.
В сети интернет фигурирует снимок связанный с данным событием, однако это не совсем так. В действительности же, по сведениям Елены Ходорко, на фото, сделанным ее папой, изображена ее мама Неонила Акимовна Ходорко, которая указала на оборотной стороне: “Мост Патона; у места, где упала в Днепр груз. машина, сентябрь, 1960 год”.


Описанная авария – не единственное падение пассажирского транспорта с моста Патона. В 1969-1970 годы: служебный ЛАЗ завода “Коммунист” также упал в Днепр. В 1970-е годы: туристический автобус “Икарус-люкс” завис передними колёсами над краем моста, но не упал.
Использованные материалы – forum.pravda.com.ua, ютуб канал ДжеДАИ.