Киевский мотозавод. История

Из истории киевских предприятий — Киевский мотоциклетный завод.

ЧАО «Киевский мотоциклетный завод» — предприятие автомобильной промышленности Украины, которое выпускало мотоциклы и, небольшими сериями — автомобильную технику, которое существовало в 1945-2012 годах.

Завод имел механически-сборочное производство мототехники с законченным циклом и содержал в себе все стадии по изготовлению и сборке готовой продукции, контроля за её качеством, транспортировке на всех этапах производственного процесса, организацию и обеспечение обслуживания рабочих мест и участков, технической подготовки производства.

Киевский мотозавод.  История
Эмблема Киевского мотоциклетного завода времен СССР

Киевский мотоциклетный завод был создан в сентябре 1945 года на базе бывшего бронетанкового ремонтного завод № 8 в Шевченковском районе города Киева по улице Кагатная, 8 (Семьи Хохловых) — на основании Постановления Совета народных комиссаров СССР № 2435-652 от 21 сентября 1945 года и приказа Народного комиссара среднего машиностроения СССР за № 362/С от 26 сентября 1945 года.

С октября 1945 года до конца марта 1953 завод был подчинен Главному Управлению мотоциклетной и велосипедной промышленности (Главмотовелопром).

Первая модель, одноместный мотоцикл легкого класса  К-1Б «Киевлянин», была изготовлена в 1946 году по документации мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Сначала двигатель для «Киевлянина» получали по кооперации, но уже с 1947 года завод начал серийный выпуск мотоциклов К-1Б с двигателем собственного производства.

Первый киевский мотоцикл К1-Б "Киевлянин"
Сборка мотоциклов К1-Б «Киевлянин» на конвейере в цехе Киевского мотоциклетного завода на Лукьяновке. Фото — фейсбук.
К-1Б «Киевлянин»
Первый киевский мотоцикл К1-Б "Киевлянин"
К-1Б «Киевлянин». Фото – Drive2.ru/OlegAC1

В конце 1946 года на базе уже находящегося в производстве К-1Б начали изготавливать первую советскую мотоколяску для инвалидов К-1В.

Киевский мотозавод.  История
КМЗ К-1В (мотоколяска)

В 1947 году началась разработка трехколесного мотоцикла, предприятие развернуло работу по строительству производственных цехов и сооружений литейного и заготовительного цехов.

В 1949 году на завод приехали 100 специалистов, техническое оснащение и специализированное оборудование завода «Красная Этна» (ликвидированного Горьковского мотоциклетного завода, который прекратил выпуск мотоциклов тяжелого класса М-72, копии BMW R71), началась подготовка к выпуску М-72, выпуск которых был освоен в 1951 году.

Киевский мотозавод.  История
Мотоцикл М-72 — основная продукция Киевского мотоциклетного завода с 1949 по 1956 год

В 1952 году завод прекратил выпуск легкого мотоцикла К-1Б.

Первый киевский мотоцикл К1-Б "Киевлянин"
Выпуск тридцатитысячного К-1Б в декабре 1951 года. Фото — Drive2.ru/OlegAC1.

С конца марта 1953 до середины 1953 завод подчинялся Первому Главному Управлению мотоциклетной промышленности Министерства машиностроения СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1954 года, на базе предприятий Министерства машиностроения СССР образовалось Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, которому в июле 1957 был подчинен Киевский мотоциклетный завод.

С 1956 года на заводе разработали и начали выпускать новую, более усовершенствованную модель мотоцикла К-750 с боковым прицепом («коляской»). 

Киевский мотозавод.  История
Сборка К-750 на конвейере

Ранние КМЗ К-750 выпускались преимущественно с боковым прицепом (коляской). Существовали также и единичные модификации «Соло» и версии для эскорта высокопоставленных чиновников.

Киевский мотозавод.  История
К-750

Также была модификация К-750В — мотоцикла для военных (не полноприводная) и версия К-750 — полевая ремонтная мастерская для сельхозтехники. Всего за период 1969-1964 гг. Киевский мотозавод выпустил 95 тыс. ранних К-750.

Киевский мотозавод.  История
К-750 из ранних выпусков

За период с 1955 года до 1970 года выпуск мотоциклов составлял 45-50 тыс. Шт. на год.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 1957 года № 556 и приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 14 июня 1957 № 136, завод передан в Управление машиностроительной промышленности Совета Народного хозяйства Киевского экономического административного района Украинской ССР. В составе завода были созданы две испытательные лаборатории (дорожной и спортивной техники).

В 1959 — 1962 гг. на заводе велись работы по созданию развозных микрогрузовиков. В 1959 был построен первый образец КМЗ-1 «Киев». Грузовик получил двухцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения от мотоцикла К-750 (26 л.с.), который поместили под грузовой платформой, четырехступенчатую коробку передач и привод на задние односкатные колеса. 

Киевский мотозавод.  История
КМЗ-1 «Киев»

В 1960 г. были выпущены три грузовика КМЗ-3 «Киев», в которых двигатель от мотоцикла К-750 (26 л. с.) Был размещен «классически» — спереди под коротким капотом. Кабина — двухместная алюминиевая. Грузовая платформа — деревянная. Тормоза и рулевой механизм переняли у легкового автомобиля ЗАЗ-965. 

Киевский мотозавод.  История
КМЗ-3 «Киев»

В 1961 выпущен развозной фургон КМЗ-4 «Киев», который отличался от КМЗ-3 «Киев» только цельнометаллическим кузовом.

Киевский мотозавод.  История
КМЗ-4 «Киев»

Завершил серию микрогрузовиков в 1962 году. Фургон КМЗ-5 «Киев», имел упрощенную конструкцию и минимальный вес (525 кг). Машина была сделана с расчетом на армию. Вся эта техника производилась в незначительном количестве и не была запущена в серийное производство.

Киевский мотозавод.  История
КМЗ-5 «Киев»
Киевский мотозавод.  История
КМЗ-5 «Киев»

На основании Постановления Киевского Совнархоза № 49 от апреля 1963 Киевский мотоциклетный завод передан из Управления машиностроительной промышленности в Управление автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Киевского Совнархоза.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 октября 1965 года № 755, Киевский мотоциклетный завод передан в связи с ликвидацией Киевского Совнархоза из Управления автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Киевского Совнархоза по производству мотоциклов и велосипедов в Министерство автомобильной промышленности СССР.

В 1967 году судьба Киевского мотозавода могла круто изменится. Завод готовился к выпуску нового поколения мотоциклов с верхнеклапанным двигателем 650 см3 повышенной мощности 32 л.с., который должен был сменить К-750. Конструкторы КМЗ разработали совершенно новый мотоцикл МТ-8 революционной по тем временам, формы и дизайна.

Киевский мотозавод.  История
МТ-8

Но главное, что в этой модели КМЗ наконец собирался отойти от немецких лекал боковой коляски времен BMW R71. И это был первый КМЗ, получивший имя Днепр-1 и стал родоначальником бренда.

Киевский мотозавод.  История

До этого киевские мотоциклы назывались по обозначению модели. Завод подготовил несколько опытных образцов, которые произвели фурор среди союзного начальства. Но… Киевскому мотозаводу не выделили средства на подготовку к производству МТ-8, новые штампы для трубки коляски, облицовки фар, нового бака и т.п. Киевляне не смогли отстоять свой революционный проект. Средства были выделены только на запуск нового двигателя.

Киевский мотозавод.  История
МТ-8

КМЗ в 1968 году пришлось запускать компромиссную модель К-650, которую впоследствии тоже назвали МТ-8. Она повторяла дизайн К-750, но была уже укомплектована новым двигателем. Тот выбор оказался эпохальным. КМЗ еще 40 лет производил мотоциклы в классической стилистике, а мог бы еще в конце 60-х пойти другим путем.

С 1972 года освоен выпуск мотоциклов МТ-9 и МТ-10 с новой коробкой передач и задним ходом.

Киевский мотозавод.  История

В 1976 в Киеве началось изготовление эскортных мотоциклов. В 1978 была изготовлена ​​первая партия из 25 специальных эскортных мотоциклов МТ-14/9 для Кремля. Высокие технические характеристики удовлетворили требовательного заказчика.

Киевский мотозавод.  История
Днепр МТ-14/9
Киевский мотозавод.  История
Днепр МТ-14/9

Мотоцикл был оснащен модернизированным двигателем мощностью 50 л.с., имел электростартер, который решал проблему запуска двигателя при температуре до -40С. Специальные шины позволяли даже зимой по скользкой дороге уверенно ехать на скорости до 130 км/ч. В 1989 году изготовлена ​​последняя партия этой техники.

Киевский мотозавод.  История
Боковой прицеп для зимнего варианта «Эскорт» тоже делали в Киеве. Пассажиров для коляски не предусматривали, она — лишь опора на скользкой дороге.

В 1977 году завод освоил производство мотоцикла «Днепр» МТ 10-36.

В 1984 году завод начал производство мотоциклов «Днепр-11» и «Днепр-16».

Киевский мотозавод.  История
Мотоцикл «Днепр» МТ-11 (КМЗ-8.155) — наиболее известная модель Киевского мотоциклетного завода.

В 1991 году КМЗ была выпущена первая партия одноместных мотоциклов с объемом двигателя 650 см³.

После провозглашения независимости Украины завод стал единственным предприятием Украины по производству мотоциклов тяжелого класса и был передан в ведение министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины.

Согласно Указу Президента Украины № 210/93 «О корпоратизации предприятий» от 15 июня 1993 года и решением Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины № 1720 от 26 декабря 1994 года государственное предприятие было преобразовано в частное акционерное общество «Киевский мотоциклетный завод» (зарегистрировано Шевченковской районной государственной администрацией г. Киеве 12 января 1995 года № свидетельства 00231314).

В мае 1995 года Кабинет министров Украины принял решение о приватизации завода. В июне 1995 года находящийся на балансе предприятия детский сад № 130 был передан в коммунальную собственность города.

В 1995-1996 гг. завод освоил производство трехколесного грузового трицикла КМЗ-8.922 «Днепр-300» грузоподъемностью 300 кг, на базе которого выпускали специализированные мотоциклы для коммунальных служб, торговли, фермерских хозяйств, лесничеств и др.

Киевский мотозавод.  История
КМЗ-8.922 «Днепр-300»

После прекращения деятельности Львовского мотозавода КМЗ стал единственным производителем мотоциклов в Украине.

Мотоциклы «Днепр» постоянно совершенствуются, сейчас существует 16 модификаций этого мотоцикла. Разработан модернизированный двигатель, пятиступенчатая коробка передач, дисковые тормоза и прочее. С целью улучшения потребительских качеств мотоцикла начата разработка новых моделей агрегата с электрозапуском, бесконтактной системой зажигания. Это приблизит мотоцикл «Днепр» с требованиями мировых рынков. Предприятие освоило выпуск новой продукции — прицепы к автомобилям различных модификаций, кузова фургонов, спецавтомобили «Конвой-1» и «Фургон-3», прицепы для транспортировки водной техники.

В августе 1997 года завод был включен в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

24 октября 1998 завод на автомобильной выставке «Авторевю-98» в Киеве завод представил новую разработку: демонстрационный образец туристического мотоцикла «Чумак», в 2001 году был представлен трехместный пассажирский трайк «Днепр-303» (создан на агрегатной базе «Днепр-300» ).

В 2002 году началась распродажа неиспользуемых помещений: были проданы корпус № 7 (незавершенный гальванический цех) и половина заводского корпуса № 12.

В 2003 году были проданы вторая половина корпуса № 12 и здание склада.

В марте 2004 года завод был исключен из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины и передан в коммунальную собственность города Киева, после чего в течение 2004 года были проданы заводской корпус № 35 и детский лагерь «Орленок», который находился на балансе завода.

В декабре 2004 года выпускается заводом мотоцикл «Днепр-1», который вошел в перечень «Сто лучших товаров Украины».

В мае 2005 года на автовыставке SIA-2005 завод представил новую модель мотоцикл КМЗ-8.157-022 «Днепр-Чоппер» (создан на основе конструкции мотоцикла КМЗ-8.157-02).

К осени 2006 года 20% площадей завода были сданы в аренду, основным направлением деятельности предприятия было производство запчастей для ранее выпущенных мотоциклов. Также на предприятии работала линия по производству декоративно-художественного стекла.

В 2006-2007 годы из ранее выпущенных комплектующих заводом были собраны последние серийные мотоциклы марки «Днепр».

В июле 2007 заводу был причинен материальный ущерб в результате пожара, в ходе которого сгорела редакция детского журнала «Пізнайка» (которая арендовала помещение в одном из заводских зданий). В связи с несвоевременной оплатой государственного заказа во втором полугодии 2007 года хозяйственное состояние завода оставался сложным. Однако, в сентябре 2007 года завод представил новую разработку: специализированный вариант мотоцикла с коляской для пожарной охраны. 2007 завод завершил с прибылью в размере 4500000 гривен.

5 марта 2008 Кабинет министров Украины утвердил условия продажи завода (вместе с земельным участком). Экономический кризис 2008 года усугубил положение завода. Осенью 2008 года завод производил запасные части для ранее произведенных моделей мотоциклов, прицепы для легковых автомобилей и изделия декоративно-художественного стекла. 2008 завод закончил с убытком в размере 1261000 гривен.

21 октября 2009 корпус № 11 заводоуправления ОАО «Киевский мотоциклетный завод» был передан для размещения Киевского апелляционного хозяйственного суда. 2009 завод закончил с убытком в размере 8582000 гривен.

Весной 2010 года на автовыставке «Мотошоу-Украина 2010» Киевский мотоциклетный завод и предприятие «Ариан» представили демонстрационный образец двухместного миниавтомобиля с легким кузовом из покрытого стекловолокном пенопласта на каркасе из стальных труб и мотором от мотоцикла «Днепр» МТ-10, но серийное производство машины начато не было.

В августе 2012 года Фонд государственного имущества Украины продал 90,8% акций завода ООО «Капитал индекс групп» при условии сохранения основных видов деятельности завода. Однако производственную деятельность завод не восстановил.

По состоянию на начало 2016 года на заводе работал только фирменный магазин, станочное оборудование было частично демонтировано.

Весной 2017 из ранее изготовленных заводом запасных частей и деталей была собрана коллекционная партия мотоциклов «Dnepr Vintage», которые стали последними мотоциклами «Днепр».

Киевский мотозавод.  История
«Dnepr Vintage»
Киевский мотозавод.  История
«Dnepr Vintage»

20 февраля 2018 было вывезено последние комплектующие и оборудование, и завод окончательно прекратил существование.

С 2017 года территория завода застраивается инновационным парком «Unit City».

Долгие годы в Киеве был памятник мотоциклу, который жители и гости города могли видеть у проходной бывшего Киевского мотозавода КМЗ. Но памятник бесследно исчез, а вместе с ним исчезла и частичка истории, связанная с легендарным мотозаводом.

Киевский мотозавод.  История

Киевский мотозавод за свою историю выпустил почти 3 млн. мотоциклов и экспортировал их в 50 стран на 5 континентах. До сих пор во многих странах существуют фан-клубы техники Днепр. Он навсегда останется жить в нашей памяти, и в памяти последующих поколений. Это был легендарный завод с большой историей.

Использованы материалы — ВикипедияАutoconsulting

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest