Казимир Малевич и черный квадрат
Из истории выдающихся киевлян – Малевич Казимир Северинович.
Казимир Северинович Малевич (11 [23] февраля 1879, Киев – 15 мая 1935, Ленинград, Россия СФРР, СССР) – украинский художник-авангардист, выдающийся деятель украинского авангарда, основатель супрематизма, один из основателей кубофутуризма; педагог, теоретик искусства. Вместе с Велимиром Хлебниковым был членом «общества голов земного шара».
Родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве в украинско-польской католической семье Северина и Людвики Малевичей. Ранее считалось, что местом рождения Малевича является дом, который не сохранился до сих пор, по адресу Бульонская улица, 15. По последним исследованиям, местом рождения художника был дом его тети Марии Оржеховский по Жилянской улице, сейчас эта территория – между двумя жилыми домами: комплексом «Дипломат Холл» и соседним зданием 1970-1980 годов. Отец был инженером сахарного производства, поэтому семья часто переезжала с одного городка к другому, от одной сахарного к другому.
До 17 лет жил на Подолье (Моевка), Харьковской (Пархомовка, 1890-1894, Белополье), Черниговской (Вовчок, Конотоп).
Считают, что любительским рисованием К. Малевич начал заниматься в Конотопе, где его семья жила в 1894-1895.
Рисовать учился у Николая Пимоненко в Киевской художественной школе (1895-1897).
В 1904 переехал в Москву. Совершенствовал мастерство в училище живописи, ваяния и зодчества (1904-1905) и в студии Ф. Рерберга (1905-1910). В картинах первого периода творчества пытался совместить принципы кубизма, футуризма и экспрессионизма. Участвовал в выставках объединений художников «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912) и др., На которых выставлял свои работы, написанные в неопозитивизме: («Крестьяне в церкви», 1911-12; «Урожай», 1911) и кубофутуристическому стиле (« Англичанин в Москве», 1914).
Стал одним из основателей абстрактного искусства. 1915 начал новое модернистское направление в искусстве – супрематизм. 7 декабря 1915 впервые выставил картину «Черный квадрат на белом фоне», которая превратилась в икону абстрактного искусства. Впоследствии появляется картина «Белое и черное». Малевич издавал журнал «Supremus» (1916).
В 1919-1922 преподавал в художественной школе Витебска, а в 1923-1927 – директор Института художественной культуры в Ленинграде.
В 1927 переехал в Киев, где усилиями Николая Скрипника Малевичу были созданы нормальные условия для творчества. Публиковал статьи на художественную тематику в журнале «Новая генерация» (1928-1929) в Харькове.
В 1927-1930 преподавал в Киевском художественном институте, где в это время работали Федор Кричевский, Михаил Бойчук, Виктор Пальмов, Вадим Меллер, Александр Богомазов, Владимир Татлин, Василий Касьян, намеревался работать с А. Архипенко. Но начало репрессий в Украине против интеллигенции заставило Малевича снова вернуться в Ленинград.
После того, как политические обстоятельства в СССР стали ухудшаться Малевич собирался переехать в Европу. Он собирался в Европу всерьез и надолго, поэтому он увез с собой, не разбирая и не селекционируя, весь свой архив, который накопился у него по март 1927 года. Этот архив Малевича сохраняется в наше время в Берлине. Как считает исследователь и издатель 5-томного собрания сочинений К.Малевича А. С. Шацких, Малевич оставил в Берлине своеобразную «капсулу времени». Он «законсервировал» свою жизнь в рукописях и документах за полтора десятка лет. Широко известна его записка – «В случае смерти моей или безвыходного тюремного заключения …», спешно приложенная к берлинской «капсулы», дает знать, что Малевич-интуитивист хорошо понимал, что ждет его в СССР.
Осенью 1930 года на допросе чекистов в Ленинграде Казимир Малевич говорит, что его национальность украинец. Его обвиняют в польском шпионаже, ему грозит расстрел. Российскому искусствоведу Ирине Вакар удалось получить доступ к уголовному делу художника и обнаружить, что Малевич называл себя украинцем. В тюрьме он пробыл три месяца.
Умер художник в Ленинграде, похоронен под Москвой.
В сентябре 2012 депутаты Киевского городского совета поддержали инициативу профессора Дмитрия Горбачева и президента Ассоциации европейских журналистов Артура Рудзицкого о переименовании в Киеве улицы Боженко в улицу Казимира Малевича (именно на этой улице, тогда Бульонской, родился художник).
Черный квадрат
«Черный квадрат» ( «Черный супрематический квадрат») – картина Казимира Малевича, выполненная в стиле супрематизма, скорее всего, в 1915 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Эту картину Малевич считал вершиной своего творчества, ведь на ней нет никаких предметов – если традиционное изобразительное искусство следует чему-то из действительности, то эта картина не следует ничему, она не искусство как изображение чего-то конкретного, она – искусство как обобщенная форма и цвет.
Картина выполнена масляной краской на квадратном куске картона размером 79,5 на 79,5 см. Хотя, на первый взгляд она изображает черный квадрат, фигура не имеет прямых углов. Казимир Малевич характеризовал ее как четырехугольник, умышленно немного отклоняя углы от прямых, чтобы создать незавершенную форму, которая стремится к движению. Уже вскоре после создания краска на оригинальной картине потрескалась. Ее копии, выполненные самим автором, находятся в лучшем состоянии.
В 1913 году Малевич выполнил эскизы декораций для спектакля Михаила Матюшина «Победа над солнцем». Среди них был и эскиз черного квадрата, поэтому художник считал время появления «Черного квадрата» именно 1913. На картине, известной как «Черный квадрат», сначала было две цветные композиции, позже покрыты черной краской. Также, под слоем черной краски содержится надпись «Битва негров в черной пещере», что отсылает к шутливой картине Альфонса Алле, о которой Малевич мог слышать от Михаила Ларионова. Остается неясным было ли сокрытие предыдущих композиций под черной краской частью символизма «Черного квадрата», или Малевич сделал так, потому что просто не имел чистого полотна. Художник создал для своей работы особую краску, которая не блестела, но не блеклая со временем. Окончательное завершение картины датируется 8 июня 1915 (по старому стилю).
Работа была выставлена незавершенной на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красному углу», где обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».
Памятник Казимиру Малевичу
Памятник Казимиру Малевичу установлен в сквере недалеко от места, где был дом, в котором родился и вырос художник. Кстати, параллельно этому месту проходит улица, названная в его честь (до 2012 года – улица Боженко).
Памятный знак представляет собой куб, состоящий из металлических рамок, окрашенных в белый цвет. На одной из рамок большими буквами написано «Казимир Малевич». Куб установленный в своего рода сцене, выполненной из темного гранита, символизирующий черный квадрат. Высота композиции 5 метров.
Торжественное открытие состоялось 26 мая 2008 года.
Автор: архитектор Д. Антонюк.
Находится по адресу – улица Владимирско-Лыбедская, 22
Использованы материалы – Википедия, kiev-foto.info
Cупрематизм-исчадие ада!Черный квадрат-икона сатанистов!