Ефим Березин: тот самый “Штепсель”
Из истории выдающихся киевлян – Березин Ефим Иосифович.
Ефим Иосифович Березин — украинский и советский актёр, артист разговорного жанра; народный артист УССР (1960). Прославился под сценическим псевдонимом Штепсель, выступая в паре с Юрием Тимошенко (Тарапунька).

Ефим Березин родился 11 ноября 1919 года в городе Одесса. Вырос в семье, где все, так или иначе, были связаны с искусством. А его отец много лет проработал капельдинером в Одесском цирке, поэтому все детство Ефима прошло именно там. Освоив цирковые номера, он с успехом исполнял их на школьных концертах. Но в цирковые артисты он не пошел. Школьным кружком руководила актриса Одесского театра имени Октябрьской революции Ф. Шнейдер-Коршаковская, благодаря которой Березин полюбил сцену. А в десятом классе на конкурсе школьной самодеятельности за исполнение роли Самозванца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» он был удостоен звания лауреата. Детство его прошло в районе Нового базара, о чем Березин вспоминал с юмором, хотя признавался, что жить было нелегко.
После окончания школы поступил в Киевский театральный институт. Учился на одном курсе с Юрием Тимошенко. 1 апреля 1939 года два третьекурсника впервые выступили дуэтом на студенческом “капустнике”. Особый успех имела программа “Давайте не будем”, где Тимошенко дебютировал в образе милиционера. Маска театрального осветителя появилась у Березина немного позже, весной 1941 года, когда молодые артисты стали вести концерты мастеров искусств.

Окончив режиссерский факультет Киевского театрального института в 1941 году Березин и Тимошенко были мобилизованы в армию и направлены в Ансамбль песни и танца Юго-Западного фронта вместе с балетмейстером Павлом Вирским и композитором Марком Фрадкиным. Артисты выступали в образах-масках повара Галкина (Березин) и банщика Мочалкина (Тимошенко), пели озорные частушки, исполняли сатирические интермедии. С этими персонажами летом 1942 года выступали в Москве на Днях Украины. Однополчанами будущего народного артиста Украинской ССР, также были балетмейстер Александр Сегал, киноактёр Борис Сичкин и хореограф Борис Каменькович. За годы войны Ефим Иосифович был награжден тремя орденами, а также медалями.

После демобилизации в 1945 году вернулись к прежним образам – сельский милиционер Тарапунька (Тимошенко) и монтер Штепсель (Березин). В этом качестве с огромным успехом выступили на Втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, который проходил в 1946 году. Став лауреатами, обладателями первой премии, Тимошенко и Березин получили приглашение вести концерты на самой престижной эстрадной площадке страны – в театре “Эрмитаж”. Автором их интермедий, которые часто имели злободневный, сатирический характер, стал драматург П.Г. Григорьев. Сами артисты использовали импровизацию, эксцентрику, буффонаду и гротеск.

Творческая размолвка привела к временному перерыву в выступлениях дуэта. Березин в тот период (1946-1948 гг.) работает режиссером Киевского русского драматического театра им. Л. Украинки, главным режиссером республиканской эстрады. Но вскоре Тимошенко снова предложил партнеру воссоединиться, и на протяжении более чем 35 лет сатирический дуэт Тарапунька и Штепсель был одним из самых популярных на советской эстраде. Сочетание русского и украинского языков помогало артистам использовать богатство юмора обоих народов. Штепсель в этом дуэте был традиционным резонером, и хотя самые веселые реплики приходились на долю Тимошенко, но цементировал программу именно Березин. Тем более что обладая замечательной памятью, он нередко подсказывал своему забывчивому партнеру тексты интермедий.
Постепенно артисты пришли к необходимости создавать эстрадные спектакли. Пробой пера оказалась программа “Везли эстраду на Декаду”, которая с громадным успехом была показана летом 1960 года во время Декады украинского искусства в Москве. Признанием удачи стало присвоение актерам звания народных артистов Украины. Среди самых известных спектаклей также были «Ровно 20 с гаком», «Смеханический концерт», «От и до», «Беспокойтесь, пожалуйста» и другие. В ряде постановок они работали в содружестве с драматургами Р. Виккерсом и А. Каневским.


Артисты проехали с гастролями не только весь Советский Союз, но также выступали в Польше и Шотландии. Помимо выступлений на эстраде Березин снимался и в кино (причем, как один, так и с Тимошенко). Среди картин с его участием: «Шуми городок» (1939), «Тарапунька и Штепсель под облаками» (1954), «Веселые звезды» (1954), «Приключения с пиджаком Тарапуньки» (1955), «Штепсель женит Тарапуньку» (1958), «Ехали мы, ехали…» (1962), «Легкая жизнь» (1964) и другие. В ряде картин они выступили не только как исполнители главных ролей, но и как сценаристы и режиссеры. Участвовали они и во многих телепередачах.

Смерть Юрия Тимошенко в 1986 году стала для Березина страшным ударом: он лишился не только партнера, но и верного друга. На похоронах Ефим Иосифович сказал: “Так много хотел тебе сказать на прощанье, но… Прости, Юра, я впервые забыл свой текст”.

А в начале 1990-х годов он поехал в гости к дочери, которая жила в Израиле. Там Ефим Иосифович перенес инфаркт и по настоятельной рекомендации врачей из-за состояния здоровья не смог вернуться на Украину и остался жить в Израиле, получив там гражданство и квартиру. Однако и на сцену он тоже не вернулся. Последние годы жизни талантливого артиста были омрачены тяжелой болезнью и смертью супруги.

Народный артист Украины Ефим Иосифович Березин умер 21 мая 2004 года в Тель-Авиве (Израиль) и был похоронен на кладбище Яркон в Петах-Тикве, недалеко от Тель-Авива.