Аэропорт «Киев». История
Международный аэропорт «Киев» имени Игоря Сикорского, аэропорт «Киев-Жуляны».
Аэропорт «Киев» имени Игоря Сикорского (IATA: IEV, ICAO: UKKK) – второй крупнейший пассажирский международный аеропорт Украины и Киева, расположенный в пределах столичного микрорайона Жуляны в 8 км к юго-западу от центра города по адресу улица Медовая, 2.
26 марта 1923 постановлением Совнаркома УССР при содействии Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма и Главного управления воздушного флота Красной армии было создано акционерное общество «Укрвоздухпуть». Уставный капитал общества составлял 550 тыс. Золотых рублей.
До 1924 года Укрвоздухпуть подготовил все необходимое для начала регулярных пассажирских перевозок в небе Украины. Центральным пунктом стала тогдашняя столица Харьков, где был сооружен большой железобетонный ангар и помещения мастерских. Оттуда пролегли воздушные маршруты Харьков – Полтава – Киев и Харьков – Полтава – Кременчуг – Одесса. Соответственно в нескольких городах надо было оборудовать пассажирские аэродромы. В Киеве для этой цели приспособили военное летное поле возле Жулян. 25 мая 1924 сюда прибыл пробным рейсом из Харькова самолет Укрвоздухпути «Красный химик» (системы «Дорнье Комета»). Перелет занял 3:00 20 минут. С начала июня начались систематические полеты из Харькова в Киев и обратно по расписанию, в каждую сторону по одному рейсу дважды в неделю. Впрочем, тогда в Жулянах было только летное поле, а аэропорта на этом месте как такового еще не существовало.
Позже, в 1933-1935 годах в Броварах был сооружен главный аэропорт и республики «Киев», который был уничтожен в 1941 году. После Второй мировой войны «Жуляны» снова стали главным аэропортом Киева.
Комплекс нового Киевского аэропорта построили в 1949 году по проекту архитектора Виктора Елизарова – одного из авторов обновленного Крещатика.
В названии «воздушных ворот» Киева слово «Жуляны» сначала отсутствовало. В 1920-е годы говорили «аэродром в Пост-Волынском», в 1940-1950-е – «аэропорт на Чоколовке» или просто «Киевский аэропорт», поскольку был в столице Украины единственным для клиентов Аэрофлота. Он принимал самолеты с пассажирами и грузами из разных концов Советского Союза. Через него проходили международные линии из Москвы в столицы стран социалистического лагеря.
Употреблять название аэропорт «Жуляны» начали уже в 1960-е годы после строительства нового аэропорта в Борисполе.
2005 были попытки подчинить объект Министерству транспорта и связи для создания Международного аэропорта малой и коммерческой авиации. С 11 мая 2009 аэропорт перешел в круглосуточный режим работы. Авиакомпания-лоукостер «Авиалинии Визз Эйр Украина» с 27 марта 2011 перешла из аэропорта «Борисполь» в аэропорт «Киев». В частности, уже 26 марта из аэропорта «Киев» были осуществлены первые внутриукраинские рейсы – в Симферополь, а также международные рейсы в Германию, Норвегию.
22 марта 2018 Киевский городской совет присвоил аэропорту «Киев» имя авиаконструктора Игоря Сикорского.
Василий Хмельницкий заявил, что вложил в аэропорт $ 70 млн на строительство терминалов, дополнительно взял $ 50 млн в кредит и намерен достичь эффективности аэропорта.
23 мая 2019 было завершено расширение основного терминала “A” на 9,5 тыс. М, в результате чего общая площадь увеличилась до 23,7 тыс. М.
Второй украинский аэропорт по пассажиропотоку после аэропорта «Борисполь» (без учета временно оккупированных территорий). Занимает территорию площадью 265 га.
Единственная взлетно-посадочная полоса длиной 2310 м и шириной 45 м. В первой половине 2009 года была закончена реконструкция взлетно-посадочной полосы. Благодаря удлинению ВПП на 510 м появилась возможность принимать более тяжелые самолеты, в частности Boeing 737 и Airbus A320. С 11 мая 2009 аэропорт начал работу в круглосуточном режиме). По двум взлетными курсами ВПП действует ILS I категории, что создает ограничения для посадки ВС в условиях недостаточной видимости. Взлетно-посадочные полосы аэропорта активно использует Завод 410 гражданской авиации, который граничит с территорией аэродрома.
Международный аэропорт «Жуляны» подвергся значительной перестройке в рамках подготовки к чемпионату Евро-2012. 17 мая 2012 открыт новый международный терминал “A” для обслуживания международных рейсов, стал крупнейшим терминалом аэропорта – на момент открытия его пропускная способность составляла 320 пассажиров в час. 2013 были введены в эксплуатацию терминал внутренних рейсов «D» и бизнес-терминал «B». Все терминалы находятся в частном управлении.
Юридически аэропорт находится в коммунальной собственности столицы Украины (Киев), однако в 2005 году были попытки переподчинения объекта Министерству транспорта и связи для создания Международного аэропорта малой и коммерческой авиации. В связи с высокой стоимостью земли в Киеве озвучивались также планы сноса аэродрома и переноса рейсов из Жулян в пригородные аэропорты «Антонов» или Авиабазу Васильков.
Внутри терминала «A» работают 4 ресторана (Molto Bene, Kilometre Zero, Пироги и друзья, Porto Bello), 5 баров, 2 магазина Duty Free (Duty Free NTY, Duty Free Heinemann), 2 детские комнаты, обычная и бизнес залы.
На территории аэропорта находится самый большой в Украине и один из крупнейших в мире Государственный музей авиации Украины, где на площадке под открытым небом представлены многие образцы гражданской и военной авиатехники.