Четверг, 12 сентября, 2024
История Киева

Здание Химико-технической лаборатории на улице Архитектора Кобелева, 3/8

Из истории киевских домов и сооружений – Химико-техническая лаборатория, 1899—1911.

Здание расположено в Соломенском районе на улице архитектора Кобелева, 3\8 (бывшая Фурманова). Оно является одним из самых интересных построек местности Железнодорожная колония.

Идейным вдохновителем его и почти всего квартала вокруг был крупнейший киевский инженер-путеводитель Александр Бородин (1848-1898), который постоянно внедрял в своем железнодорожном хозяйстве самые передовые технологии того времени. Он работал в отрасли с 1877 года. А в 1889 – возглавил Юго-Западную железную дорогу в Киеве. Это был смелый новатор, чиновник способствовавший научному прогрессу. В частности, он первым в Киеве в 1879 году провел в железнодорожных мастерских электрическое освещение, организовал первую паровозную лабораторию, и издавал единственный в Российской империи независимый технический вестник “Инженер”. Поклонником технических новинок Бородин был и в жизни — в его доме начал экспериментально действовать первый в Киеве телефон.

Александр Бородин среди работников химической лаборатории.

Химико-техническая лаборатория основана в 1879 г. при реализации разработанного А. Бородиным стратегического плана реорганизации служб и управления подвижным составом Юго-Западной железной дороги. В том же году архитекторы З. Журавский и А. Кобелев спроектировали здание в неоренессансном стиле. Само строительство происходило уже после смерти Бородина в 1899–1911 годах.

По архитектуре дом одноэтажный, кирпичный, на каменном фундаменте, в плане Г-образный. Крыша двускатная, под жестью, по деревянным стропилам. Планировка коридорная, с двусторонним расположением помещений. Фасады выполнены в лицевом кирпиче. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами небольшого выноса с треугольными фронтонами, из которых центральный над входом – доминирующий. Большие окна с лучковыми перемычками отражают новые тенденции в проектировании промышленных построек. Фасады решены в стиле неоренессанс, в модернистской трактовке, характерной для рационалистического направления в архитектуре кон. 19 – нач. 20 в. В доме применена специальная воздушная система отопления, которая гарантировала нормальный режим работы приборов. В интерьере сохранились первоначальные камины, вытяжные шкафы, частично мебель (столы, шкафы).

Здание химико-технической лаборатории было первым в стране специально запроектированным лабораторным зданием для обслуживания железнодорожных мастерских.

В лаборатории было проведено исследование состава воды всех станций Юго-Западной железной дороги, разработан механизм ее химической очистки. Также там были разработаны технические условия для изучения топлива, масел и других материалов, используемых на железной дороге. Разработки Киевской лаборатории принимали участие в выставках в Нижнем Новгороде и Париже. Повсюду были награждены престижными наградами. Впоследствии подобные учреждения стали возникать по всей территории Российской империи.

Фото – Г. Круть. 2023 год.
Фото – Г. Круть. 2023 год.

Источники – Звід пам’яток історії і культури УкраїниКИЇВФОТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest