Замок Ричарда. История и легенды
Из истории киевских домов и сооружений — Замок Ричарда.
«Замок Ричарда — Львиное сердце» — опоэтизированное название дома № 15 на Андреевском спуске — памятника начала XX в., построенного в стиле английской готики. Названный киевлянами в честь английского короля Ричарда I Львиное Сердце, героя романа Вальтера Скотта «Айвенго». Дом в виде старинного замка стоит на сложном рельефе, который имеет склон вдоль улицы и в глубине участка, заканчивается склоном в сторону Подола. Нижним торцом дом прилегает к горе Воздыхальнице, на небольшое плато которой ведут две лестницы: бетонные со двора и деревянные с улицы (устроены во время реконструкции 1991-92). Монументальные фасады украшены архитектурными элементами крепостно-замковых сооружений — разнотипными башнями, шпилями, зубчатыми завершениями стен и тому подобное. С левой стороны дома поднимается высокая башня с крепостными чертами.
История и архитектура Замка Ричарда
Первые документальные свидетельства о владельцах участка относятся к нач. 19 в. С этого времени в течение века застройка существенно не менялась и состояла из одноэтажного деревянного жилого дома по линии улицы и хозяйственных зданий в глубине двора. 1889 усадьбу № 15, 1887 усадьбу № 17 приобрел мещанин А. Маленко — художник по изготовлению иконостасов, который 1888-89 в усадьбе № 17 построил деревянный двухэтажный дом для своей мастерской (снесен в конце 1980-х гг.; в 1990 х гг. возобновлен в кирпиче).
В таком виде обе усадьбы просуществовали до нач. 20 в.
В 1902 усадьбу № 15 приобрел строительный подрядчик Д. Орлов, который и начал строительство пятиэтажного доходного дома. После того, как в 1901 году наметился резкий спад строительной активности в Киеве, строительство крупных зданий затевали главным образом фабриканты кирпича или подрядчики — чтобы удержать свои компании на плаву. А Дмитрий Орлов как раз и был подрядчиком.
В его основу положен проект жилой постройки Министерства внутренних дел в Санкт-Петербурге академика архитектуры Р. Марфельда (ок. 1899), переработанный к конкретному месту. Орлов использовал малейшую возможность сэкономить, поэтому, как известно, и применил чужой опубликованный проект.
Во дворе усадьбы по периметру размещались также одноэтажный кирпичный жилой флигель (снесен 1988), одноэтажные службы с большим ледником в подвале и контрфорсные стены с лестницей между ними, ведущей на крышу флигеля, в доме и на гору. В доме были канализация и печное отопление, двор и проезд заасфальтированы.
Наполовину построенный дом пострадал от пожара. Когда уже шли работы над служебными помещениями, спохватилась власть: оказалось, что хитрый подрядчик затеял строительство без официального разрешения! Полиция остановила работы. Пока улаживали конфликты, сдача дома в эксплуатацию затянулась. Окончательно строительные и отделочные работы были завершены в начале 1904 года. В 1905 году в Замке Ричарда уже появились съемщики. В одноэтажной трехкамерной нижней пристройке с улицы располагались мясная и бакалейная лавки «Андреевский рынок», парикмахерская. До 1911 года усадьба принадлежала Д. Орлову.
Следующими ее владельцами были М. Франк (1911-13), А. Серебренников (1913-17), П. Урусов (1917-19). Все это время квартиры в доме были востребованными и заселенными.
В 1920 году «Замок Ричарда» национализировали. С тех пор и до 1983 года советская власть использовала дом как коммунальное жилье.
В годы войны мистическая аура замка оберегала от немецких солдат. Смелое архитектурное решение, построить дом на горе и вдоль нее стало одной из причин, по которой здесь постоянно организовывали явочные квартиры. Из окон удобно было просматривать, кто подходит, и легко выпрыгивать и бежать. Говорят, ни один человек так и не был задержана в этом доме при облавах.
Пятиэтажный, на цокольном полуэтаже, кирпичный, в плане близкий к прямоугольнику. Перекрытия плоские. На каждом этаже было по несколько квартир (в основном трех-, пятикомнатные) на четвертом этаже — одна 11-комнатная квартира.
Сооружение выполнено в стилизованных формах готики, имитирующих средневековый английский замок. Асимметричный по объемно пространственной структуре и имеющий в застройке трехсторонний обзор, дом отмечается динамизмом развертывания композиции и выразительной рубленой пластикой моделируемых в лицевом кирпиче фасадов. Отражает неоромантические тенденции периода позднего эклектизма, предшествовавших модерну. Возможность визуального восприятия дома с удаленных точек обусловила акцентирование декором его верхнего этажа и коронарной части, где сосредоточено навесные башенки, которые фиксируют краеугольные части, и многорядные зубчатые пояса, имитирующие машикули. Неглубокий эркер на четвертом этаже с большим окном завершен изысканным ступенчатым шпилем. Центром общей композиции является повышенный башенный объем над входным ризалитом с пирамидальным завершением.
Неоготическая архитектура здания способствовала возникновению его романтического названия — «Замок Ричарда — Львиное Сердце», связанного с именем английского короля 12 в. (Впервые это название упоминается в очерке В. Некрасова «Дом Турбиных»).
Есть еще одна версия происхождения такого сказочного и загадочного названия этого дома. Говорят, несколько десятилетий здесь жил какой-то торговец, Ричард Юрьевич. Он держал лавку неподалеку и славился тем, что рассказывал разные интересные истории. Во время Второй мировой войны Ричард прятал в подвалах замка евреев. С ним так же был знаком Виктор Некрасов. Между ними были теплые дружеские отношения. Некрасов называл своего друга Ричардом Львиное Сердце.
Долгое время «Замок Ричарда» называли «Домом с привидениями».
Памятник имеет исключительное градостроительное значение. Как акцент в застройке улицы, он входит в общегородскую панораму, открывающуюся на Верхний город с Подола и левого берега Днепра.
В 1905-09 в этом доме на четвертом этаже в квартире № 17 проживал Красицкий Фотий Степанович (1873-1944) — живописец и график, преподаватель Киевского художественного института (1924-37), ученик К. Костанди, Н. Пимоненко, И. Репина , внучатый племянник Т. Шевченко. Автор жанровых картин, пейзажей. Создал целый ряд живописных и графических портретов Т. Шевченко, Леси Украинки, И. Франко. В конце 1905 года в квартире Ф. Красицкого состоялись первые редакционное собрание сатирического еженедельника «Шершень», выходившего в Киеве 1906 (с 6 января по 14 июля). Эта квартира была и адресом редакции журнала — № 1-4 (до 27 января 1906). Ф. Красицкий — один из ведущих сотрудников «Шершня», автор многих карикатур для журнала. В этой квартире бывали сотрудники «Шершня», известные литераторы и художники — И. Стешенко, В. Резниченко, И. Бурячок, Н. Яковлев (Косин) и др.
В 1909 в эту квартиру переехал (женился на Н. Крекотень, родной сестрой жены Ф. Красицкого) Дядченко Григорий Кононович (1869- 1921) — живописец (ученик Н. Мурашко), преподаватель Киевского художественного училища (с 1901). Г. Дядченко проживал здесь до дня своей смерти. В нач. 20 в. в доме проживал Голубев Степан Тимофеевич (1848- 1920) — историк, профессор Киевской духовной академии и университета, автор исследований по истории академии, церковной и культурной жизни Украины 16-18 вв.
В разное время в доме жили также Балавенский Федор Петрович (1865- 1943) — скульптор, преподаватель Киевского художественного училища (1907-22), Макушенко Иван Семенович (1867- 1955) — живописец, преподаватель Киевского художественного училища (1905-19), Киевского художественного института (с 1934).
В 1971 на фасаде дома установлена мемориальная доска Г. Дядченко (арх. В. Лоботинский).
До 1983 использовался как жилой дом.
В конце 1990-х годов замок приобрел американский бизнесмен украинского происхождения Чопивский Юрий Юрьевич, который проводит реконструкцию замка, где по проекту будет доходным домом.
В настоящее время замок стоит заброшенный и постепенно разрушается, хотя были попытки открыть там ресторан, картинную галерею или отель, но пока все это осталось на уровне планов.
Истории дома и его жителей посвящено несколько витрин в музее одной улице, который находится в конце Андреевского спуска. Там можно увидеть личные вещи и художественные работы жильцов дома, а также фотографии и планы замка.
Мифы и легенды
Замок Ричарда всегда считали мистическим местом.
В 1911 году владельца и подрядчика дома Дмитрия Орлова застрелили и его жена с детьми на руках вынуждена была продать дом, чтобы расплатиться с долгами.
С тех пор про дом пошла дурная слава. Жуткие стоны и завывания разносились по замку. По ночам хозяева слышали шаги и плач детей, создавалось впечатление, что он просто переполнен нечистой силой. Дом продавали и перепродавали. Никакие хозяева, не могли задержаться в нем надолго.
Завывания труб «Ричарда» утомляло всю улицу. Так, уставши от воя историк Степан Васильевич Голубев, решил засунуть руку в дымоход, а там оказалась яичная скорлупа, которая резонируя создавала устрашающие звуки. Как она туда попала? Вероятнее всего жадность опять сыграла злую шутку с хозяином. И обозлившись на подрядчика, рабочие отомстили.
Таинственные звуки исчезли, а легенды до сих пор витали на Андреевском спуске, 15.
Но творческих людей призраки не пугали, а наоборот вдохновляли. Все чаще квартиры в доме снимали под мастерские художников и скульпторов. Как известно, одним из них был Федор Балавенский. Он со своими учениками создавал точные копии химер парижского собора Нотр-Дам и выставлял их в окнах. Еще больше накручивая на замок устрашающий вид. И давая повод для новых историй. Так они и простояли до оккупации Киева немецкими войсками.