Воскресенье, 9 ноября, 2025
История КиеваПро спорт

Стадион «Локомотив»

Из истории столичного стадиона «Локомотив».

В 1870 году было завершено строительство киевского железнодорожного вокзала. В этом же году было открыто профессиональное училище Юго-Западной железной дороги, а чуть позже сиротский приют, ставший базой для пополнения рядов училища. Вокруг вокзала постепенно начала образовываться историческая местность, известная под названием Железнодорожная колония. В этот же период появилась первая спортивная площадка, хотя подлинных данных об этом нет.

Схема станции Киев-Пассажирский и Железнодорожной колонии, конец XIX ст.

Первое упоминание об этой спортивной площадке относится к 1919 году, которое говорит о том, что на месте современного стадиона Локомотив существовала площадка для проведения игр среди рабочих и служащих киевского железнодорожного вокзала. Однако это не совсем так, потому что в 1919 году уже была создана первая футбольная команда Киевской железной дороги, а приравнивать время создания команды к появлению футбольного поля не стоит.

2 августа 1925 года был официально открыт новый стадион для команды «Желдор», которая была в то время одной из сильнейших в Киеве.

«2 августа на границах рабочих окраин города, среди железнодорожной колонии, торжественно открылся образцовый стадион железнодорожников Киевского узла…»

Желдор 1926 год, Чемпионы Киева.

Первые два года он не имел конкретного названия, и потому местные жители часто называли его в честь футбольной команды — «Желдором». Лишь в 1927 году арена получила первое название — «Красный железнодорожный стадион».

В 1933-1934 годах стадион реконструировали — построили трибуны на 10 тысяч зрителей, начали проводить матчи высшего дивизиона чемпионата СССР по футболу.

В конце 1935 г. на съезде физкультурников Юго-Западной железной дороги было принято решение о создании ГСО «Локомотив», согласно которому новые названия получили и футбольная команда, и стадион.

В открытых источниках очень мало информации о футболе Киева в 20-30-х годах прошлого столетия. Однако именно в этот период было создано много команд, успешно игравших не только в локальных соревнованиях, но и в чемпионате и кубке СССР. Самая известная из них, это Динамо – 1927 год основания. Также известные в то время и не существующие команды были созданы в 1930-х годах – Спартак, Большевик, Водник, Зенит.

Как видим, все эти коллективы образовались гораздо позже, чем предок Локомотива футбольный клуб «Жалдор». Так что железнодорожники по праву считаются старейшим футбольным столичным клубом.

Интересный факт, что подсмотрев идею в Киеве московиты создали свой железнодорожный футбольный клуб только в 1923 году.

В конце 19 века регуляторы на железных дорогах отправлялись на свои посты с красными и зелеными флажками. Когда в 1910-х годах на главных линиях начали внедряться электрические светофоры, потребность в флажках уменьшилась. Железнодорожники, имея излишки ткани, сшили из нее первые комплекты футбольной формы. Так цвета железнодорожной сигнализации — красный и зеленый — перекочевали из рук регуляторов на футбольное поле, став официальным цветом Локомотива.

В 1947 году команда потеряла профессиональный статус, коллектив расформировали, игроков перевели в Локомотив из Москвы. С тех пор столичная арена принимала только соревнования за первенство Киева, а также служила спортивной базой для подготовки молодежи детско-юношеского футбольного клуба Локомотив.

После распада Советского союза стадион остался на балансе Укрзализныци, однако о развитии в 90-е годы речь не шла. А в начале нулевых стадион находился на грани исчезновения — крепкие хозяйственники набросили глаз на лакомый кусок земли в центре города и хотели его застроить домами или фитнес-центром. К счастью, этого не произошло и у стадиона появилась новая жизнь. В 2011–2012 годах состоялась реконструкция, во время которой на трибуне установили пластиковые сиденья на 1631 зрителя, был смонтирован один из самых первых в стране нещадно эксплуатируемых и поныне искусственных газонов. Также появились беговые дорожки, искусственное освещение и площадка для минифутбола.

Долгое время у Локомотива не было профессиональной футбольной команды, и в 2023 году клуб прошел аттестацию и сейчас играет во Второй лиге чемпионата Украины. При этом свои домашние матчи команда проводит за пределами собственного стадиона – на НТК им. Виктора Банникова.

23 января 2024 года в результате российской ракетной атаки уничтожен главный корпус, в котором находились раздевалки, спортивный зал и админкорпус футбольного клуба Локомотив.

В настоящее время разработана Архитектурная концепция восстановления Локомотива.

Использованные материалы – ua.tribuna.comВикипедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Он будет закрыт в 0 секунд