Серж Лифарь из Киева

Из истории выдающихся киевлян – Лифарь Сергей Михайлович.

Серж Лифарь (Сергей Михайлович Лифарь), фр. Serge Lifar — украинский балетный танцовщик и хореограф, известный как один из величайших танцовщиков XX века.

Серж Лифарь из Киева
Серж Лифарь

Сергей Лифарь родился 15 (2 по ст.ст.) апреля 1905 года вероятнее всего в пригороде Киева в с. Пирогово, или же в с. Вита-Литовская, в семье помощника лесничего Трипольско-Витянского лесничества Михаила Яковлевича Лифаря и его супруги Софии Васильевны Марченко. В метрической книге с. Пирогова, где находилась единственная ближайшая церковь, есть запись о его рождении 20 марта и крещении 10 апреля 1905 года. Семья Лифарь имела глубокие казацкие корни. Позже Сергей Михайлович вспоминал, как, гостя у своего деда в Каневе, слушал рассказы о героическом прошлом Украины и рассматривал «пожелтевшие выцветшие грамоты с восковыми печатями, которые награждали Лифарей украинские гетманы и кошевые атаманы великого Войска Запорожского».

Серж Лифарь из Киева
Родители Сержа Лифаря

В 1913 году Сергей пошел учиться в Императорскую Александровскую гимназию. Позже продолжил обучение в 8-й Киевской гимназии.

Мальчик был наделен тонким музыкальным чутьем. С детства Лифарь пел в церковном хоре Софиевского собора, брал уроки игры на скрипке у профессора Воячека, посещал класс фортепиано в Киевской консерватории. Но определяющей в его судьбе стала встреча с Брониславой Нежинской, сестрой известного в то время танцовщика Вацлава Нежинского. Именно ее киевская балетная студия «Школа движения» на Ярославовом валу стала для 17-летнего Сергея первым шагом к вершинам славы.

В 1922 году Нежинская эмигрировала в Париж, где сотрудничала со знаменитым «Русским балетом» Сергея Дягилева. Через год она пригласила в труппу своих лучших учеников, среди которых и Лифаря.

В 1923 году по приезду во Францию ​​Сержа встретил сам директор русской труппы Дягилев. К тому моменту Коко Шанель не первый год создавала костюмы для артистов Российского балета, и именно она покрыла часть огромной суммы, чтобы Серж мог преодолеть расстояние от Киева до столицы Франции.

Пересечь границу Сержу удалось не с первого раза – его ограбили, арестовали и поместили в переполненную камеру, где ему пришлось простоять среди тифозных и туберкулезных страдающих четыре дня и ночи. Рискуя жизнью (его преследовали красноармейцы-конвоиры), он смог убежать, сесть на поезд. Спасаясь от повторного ареста, беглец на полном ходу спрыгнул с поезда на обледенелую насыпь и помчался через пограничный лес. Его избили местные бандиты. И все же Лифарю удалось попасть на поезд в Варшаву: он схватился за поручень последнего вагона и провисел на руках на морозе – кожа была полностью ободрана – все пять часов пути. Ему пришлось бродить в Варшаве две недели, прежде чем Дягилев прислал деньги на дорогу в Париж.

Серж Лифарь из Киева
Серж Лифарь и Сергей Дягилев

В Париже его учителями стали виртуозный итальянец Энрике Чекетти и наставник Вацлава Нижинского Николя Лега. Самоотверженный труд, фанатичная любовь к танцу быстро сделали из скромного, любознательного юноши первого солиста «Русского балета». Танцор с невероятной скоростью проходит путь от артиста кордебалета к солисту. После его фантастических триумфов в ролях Блудного сына в одноименном балете Прокофьева, Аполлона и Ивана Царевича в «Аполлоне Мусагети» и «Жар-Птице» Стравинского сам Дягилев скажет: «Лифарь ждет собственного удобного часа, чтобы стать новой легендой балета». Когда у Сержа было свободное время, Дягилев отвозил его в Милан или во Флоренцию. Именно Дягилев познакомил его со всем французским бомондом. В частности, одно такое знакомство переросло в крепкую дружбу Сержа из Коко Шанель.

Серж Лифарь из Киева
Коко Шанель та Серж Лифарь

Переломным в жизни Лифаря стал 1929 год. К тому времени русский балет за границей перенес три больших потрясения: умерли Анна Павлова и Сергей Дягилев, оставил сцену Нижинский. В это время ярко вспыхнула звезда Сержа Лифаря.

После смерти Дягилева 24-летнему Лифарю было предложено возглавить балетную труппу «Гранд-Опера». Он стал для французского балета тем, кем для русского в XIX веке был француз Мариус Петипа. Более 30 лет отдал этому театру, был его солистом, хореографом, педагогом. Фактически он возродил французский балет, его репертуар, труппу, его школу и славу, став основателем нового направления в балете — неоклассицизма.

Один из самых известных балетов того времени, «Икар», станет олицетворением самого Лифаря. Вот как об этом образе отозвался известный театральный критик того времени Плещеев: «И вот взмах крыльев, и на сцену влетела невиданная чудо-птица… Птица — Лифарь. Это не танец, не пластика – это волшебство. Мне упрекнут, что это не критика. Критика заканчивается там, где начинается очарование. „Икар“ — это эпоха, это синтез всего его творчества, это вроде бы предел».

Серж Лифарь из Киева
Балет «Икар»

В 1939 году, несмотря на начало войны, Лифарь остается в Париже, возглавляет театр, создает свои лучшие спектакли и спасает французский балет от гибели. В годы войны он даже ездил в Берлин по личному приглашению поклонника Гитлера, чтобы не оставить свой коллектив без помощи.

В 1943 году состоялась премьера еще одной Лифаревой жемчужины — «Сюити в белом» — одной из первых совершенных попыток заинтересовать зрителей исключительно бессюжетным спектаклем. Киевляне увидели этот балет только 60 лет спустя.

Освобождение Парижа привело к резкому повороту в судьбе Лифаря: французское Движение Сопротивления обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Лифар убегает из Франции и в 1944–1947 годах возглавляет труппу «Новый балет Монте-Карло». После войны Национальный французский комитет по «чистке» отменил обвинения, и балетмейстер триумфально вернулся в родной театр.

В общей сложности Лифарь поставил в «Гранд-Опера» более 200 балетных представлений, воспитал 11 звезд балета. В 1947 году основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опере, с 1955 года вел курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.

При жизни Сергей Лифарь получил много наград от разных государств. Он был кавалером наивысших наград Франции: ордена Почётного легиона и ордена Литературы и искусства, обладателем наивысшего отличия балета — «Золотой башмачок» и премии «Оскар», награжден Золотой медалью города Парижа. Лифарь создал новое направление в балете — неоклассицизм. Академический танец приобрел новые, модерновые черты. И вместе с тем судьба забрала у него самое дорогое: сначала Киев, который он не разлюбил до конца своей жизни, потом его Гранд-Опера.

Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди которых Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, которые оформили многие его спектакли. В свое время Лифарю свое сотрудничество предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икару» (с костылями вместо крыльев) был отклонен.

Серж Лифарь из Киева
Серж Лифарь и Пабло Пикассо

В 1958 году его увольняют из театра. Он не верит, что это окончательно, долго борется, но бесполезно: даже поклонник его таланта Шарль де Голль не смог ему помочь.

Личная жизнь Сержа была аскетичной. Он не был из тех людей, кто публично говорил бы о сокровенном. Его спутницей по жизни стала графиня Лилиан Алефельд, его поклонница. После освобождения из Парижской оперы Лифарь остался без денег и сбережений. Ему на помощь пришла его близкая подруга, впоследствии ставшая его спутницей на всю жизнь. С Лилианом мастер балета провел 30 лет. Он называл ее самой близкой женщиной в своей жизни. Серж посвятил ей последнюю книгу под названием «Мемуары Икара».

Серж Лифарь из Киева
Лилиан Алефельд-Лаурвиг и Серж Лифарь

Увольнение из театра подтолкнуло Лифаря профессионально взяться за кисти. В 65 лет у него проявилось незаурядное дарование художника. Собственно, он рисовал и раньше: на театральных программках, афишах, записках – карандашом, помадой, гримом. В 1972-1975 годах выставки картин Лифаря пользовались большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь довольно сдержанно относился к своему увлечению. «Графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, восхищался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а рисующий хореограф», — писал он в последней автобиографической книге «Мемуары Икара». Он оставил после себя более ста оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет – балет, движения, драматургия танца.

Серж Лифарь из Киева
Картина Сержа Лифаря

Второй его страстью были книги. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, состоявшего из коллекции театральной живописи и декораций и библиотеки (около 1000 названий). Лифарь выкупил ее у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера. Как позже вспоминал хореограф: «Деньги на покупку дягилевского архива я заработал ногами».

Собрал одну из самых интересных в Европе русских библиотек, состоящую из старопечатных изданий XVI—XIX вв. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой являлись 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты.

В последние годы своей жизни Лифарь был вынужден продать часть своей коллекции. О причинах такого решения он писал в письме к наследникам в 1975 году: «Сегодня у меня только скромная пенсия от Парижской оперы, поэтому не в состоянии сохранить коллекцию. Меценаты обошли меня вниманием, я вынужден проститься с этой сокровищницей русской культуры, отпустить на свободу все книги и альбомы, чтобы они стали достоянием историков, библиотек. Распродажа коллекции Лифаря прошла на аукционе в Монте-Карло.

В настоящее время часть библиотеки Лифаря (817 единиц) хранится в Киеве, в отделе искусств Публичной библиотеки им. Леси Украинки. В дар Украине ее передала вдова хореографа – графиня Лилиан Алефельд.

Украина, Киев до конца жизни остались светлой мечтой Лифаря. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», — говорил он. Когда, вручая орден Почетного легиона, Шарль де Голль еще раз предложил ему стать гражданином страны и обратился к нему: «Мосье Лифарь! Вы сделали для Франции столько, сколько немногие из знаменитых французов. Не пора ли вам стать французом и по паспорту?». Лифарь ответил: «Искренне благодарен, господин президент, за ваше предложение. Но я никогда не был и не буду французом, потому что я украинец и родина моя Украина». Он так и остался владельцем паспорта Нансена, «персоной без гражданства» — не мог отречься от своих корней, предков, земли, где он родился. Уже отлученный от театра, он однажды пришел в Гранд-Опера в вышиванке, а затем поделился самой заветной мечтой: «Мечтаю вернуться в Украину. Однако дома меня, к сожалению, никто не знает, а во Франции забыли».

При жизни Сергей Лифарь только один раз побывал в Киеве — в 1961 году, и это было для него большим счастьем. Он был почетным гостем Первого международного конкурса молодых артистов балета в Москве и смог инкогнито приехать в Киев, побывать на могилах родителей на Байковом кладбище и встретиться с родными.

Серж Лифарь из Киева
Сергей Лифарь в 1961 году

Имя гения балета Лифаря вернулось в Украину только в середине 1990-х, не в последнюю очередь усилиями его вдовы, графини Алефельд. Она же передала в дар Украине самые большие сокровища из личной коллекции Лифаря: орден Почетного легиона, «Золотой башмачок», украшенный бриллиантами, сценические костюмы, а также пуант Анны Павловой, чемодан Сергея Дягилева, работы Пикассо и Шагала, скульптурные портреты самого Сержа работы скульптора Бельмондо – отца кинозвезды.

В течение длительного времени в Киев съезжались танцовщики и хореографы со всего мира на международный конкурс имени Лифаря и фестиваль Серж Лифарь де ля данс. На киевской сцене возродились его Ромео и Джульетта и Сюита в белом.

Последние годы жизни Серж Лифарь прожил в Лозанне, Швейцария и умер 15 декабря 1986 года. Пожелав получить последнее убежище не в Лозанне, а на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, Лифарь завещал, чтобы на мраморной плите, кроме основных дат – рождения и смерти – было написано: «Серж Лифарь из Киева».

Серж Лифарь из Киева
Могила Лифаря на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

В наши дни в Лозанне появился памятник, подарок от киевлян: Икар с поднятыми руками-крыльями словно стремится взлететь в небо. На постаменте скромная надпись: «Serg Lifar de Kiev» — «Серж Лифарь из Киева».

Сегодня о жизни и творчестве выдающегося балетмейстера рассказывает Музей украинской диаспоры. Также в столице Украины работает Киевская муниципальная украинская академия танца имени Сержа Лифаря, в которой 7 апреля 2004 состоялась церемония открытия памятной доски Сержу Лифарю на фасаде академии.

Серж Лифарь из Киева
Мемориальная доска в Киеве

Имя балетмейстера в Киеве носят улицу и станцию ​​скоростного трамвая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрепите на Pinterest