Памятник Богдану Хмельницкому. История

Памятник Богдану Хмельницкому — памятник искусства XIX века, один из символов Киева.

Памятник расположен на Софийской площади, непосредственно перед Софийским собором. Торжественно открыт 11 (23) июля 1888 в рамках празднования 900-летия Крещения Руси.

Памятник Богдану Хмельницкому

Идея создания памятника возникла среди общественности по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах.

Памятник Богдану Хмельницкому
1880-е годы. Фонтан на Софийской площади (Хмельницкого) (не сохранился)

После получения разрешения царского правительства в 1860 был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем — профессором Императорского университета св. Владимира, председателем Киевской археографической комиссии, теоретиком «великодержавного» движения в Украине и известным украинофобом. При таком руководстве первый проект памятника, созданный скульптором Михаилом Микешиным, был откровенно шовинистический — лошадь Богдана Хмельницкого сбрасывала польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

Памятник Богдану Хмельницкому
Первый проект памятника Богдану Хмельницкому

С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. Из-за того что собранная сумма оказалась небольшой (всего 37 тыс. рублей), а также благодаря сомнениям генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова о целесообразности антипольского и антисемитского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита из бронзы статуя (проект Михаила Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома. Портретные черты и особенности одежды Богдана Хмельницкого были воспроизведены за консультациями профессора-историка Владимира Антоновича.

В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет хранилась во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году архитектор Владимир Николаев составил более дешевый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента подарила управа Киевской крепости. Сам Владимир Николаев при этом работал бесплатно, к тому же на сэкономленные деньги спроектировал еще ограждение с фонарями. Одним из меценатов строительства был украинский предприниматель-филантроп Павел Харитоненко.

Памятник Богдану Хмельницкому
Установка памятника
Памятник Богдану Хмельницкому
Памятник Богдану Хмельницкому
Памятник Богдану Хмельницкому

Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял свое место, оказалось, что конь очень невежливо повернут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Поэтому постамент вроде было развернуто, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции. А вот на Москву, вопреки другой распространенной легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Волимъ подъ царя восточнаго, православнаго» и « Богдану Хмельницкому единая недѣлимая Россия ». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.

Памятник Богдану Хмельницкому
Открытка начала 20-го века

В изображении момента резкой остановки всадником взмыленного коня заложен символ:: мужественный полководец будто прерывает стремительное движение, чтобы указать народу, который собрался на площади, на северо-восток (именно на Софийской площади, 23 декабря 1648 года киевляне встречали Богдана Хмельницкого и казацкие полки после победы под Пилявцами). В властном укрощении коня, решительно приподнятой правой руке с булавой, обращенном к народу лице ощущается несокрушимая воля сильной личности.

Памятник Богдану Хмельницкому
1888

Отлично приспособленная к круговому обзору скульптура отличается разнообразием и красотой контуров, тщательной обработкой многочисленных деталей, которые хорошо просматриваются благодаря невысокому постаменту, по своей форме напоминающему степной курган. Чрезвычайно выразительными являются силуэты коня, изгиб его ног и головы, которую он откинул назад. Складки одежды всадника трактованы экспрессивно, что усиливает сложную светотеневую градацию всей композиции. Моделируя лицо всадника, автор широко использовал иконографию Богдана Хмельницкого, наделив его портретными чертами и передав характер решительного волевого человека.

Памятник Богдану Хмельницкому
1890-е годы
Памятник Богдану Хмельницкому
1890-е годы
Памятник Богдану Хмельницкому
1890-е годы
Памятник Богдану Хмельницкому
1890-е годы
Памятник Богдану Хмельницкому
1900-е годы
Памятник Богдану Хмельницкому
1906
Памятник Богдану Хмельницкому
1906
Памятник Богдану Хмельницкому
1955
Памятник Богдану Хмельницкому
1955
Памятник Богдану Хмельницкому
1964
Памятник Богдану Хмельницкому
1966. Юрий Гагарин у памятника Богдану Хмельницкому (25 апреля)
Памятник Богдану Хмельницкому
1990
Памятник Богдану Хмельницкому
Памятник Богдану Хмельницкому

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest