Памятник Богдану Хмельницкому. История
Памятник Богдану Хмельницкому – памятник искусства XIX века, один из символов Киева.
Памятник расположен на Софийской площади, непосредственно перед Софийским собором. Торжественно открыт 11 (23) июля 1888 в рамках празднования 900-летия Крещения Руси.
Идея создания памятника возникла среди общественности по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах.
После получения разрешения царского правительства в 1860 был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем – профессором Императорского университета св. Владимира, председателем Киевской археографической комиссии, теоретиком «великодержавного» движения в Украине и известным украинофобом. При таком руководстве первый проект памятника, созданный скульптором Михаилом Микешиным, был откровенно шовинистический – лошадь Богдана Хмельницкого сбрасывала польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.
С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. Из-за того что собранная сумма оказалась небольшой (всего 37 тыс. рублей), а также благодаря сомнениям генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова о целесообразности антипольского и антисемитского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита из бронзы статуя (проект Михаила Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома. Портретные черты и особенности одежды Богдана Хмельницкого были воспроизведены за консультациями профессора-историка Владимира Антоновича.
В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет хранилась во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году архитектор Владимир Николаев составил более дешевый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента подарила управа Киевской крепости. Сам Владимир Николаев при этом работал бесплатно, к тому же на сэкономленные деньги спроектировал еще ограждение с фонарями. Одним из меценатов строительства был украинский предприниматель-филантроп Павел Харитоненко.
Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял свое место, оказалось, что конь очень невежливо повернут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Поэтому постамент вроде было развернуто, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции. А вот на Москву, вопреки другой распространенной легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Волимъ подъ царя восточнаго, православнаго» и « Богдану Хмельницкому единая недѣлимая Россия ». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.
В изображении момента резкой остановки всадником взмыленного коня заложен символ:: мужественный полководец будто прерывает стремительное движение, чтобы указать народу, который собрался на площади, на северо-восток (именно на Софийской площади, 23 декабря 1648 года киевляне встречали Богдана Хмельницкого и казацкие полки после победы под Пилявцами). В властном укрощении коня, решительно приподнятой правой руке с булавой, обращенном к народу лице ощущается несокрушимая воля сильной личности.
Отлично приспособленная к круговому обзору скульптура отличается разнообразием и красотой контуров, тщательной обработкой многочисленных деталей, которые хорошо просматриваются благодаря невысокому постаменту, по своей форме напоминающему степной курган. Чрезвычайно выразительными являются силуэты коня, изгиб его ног и головы, которую он откинул назад. Складки одежды всадника трактованы экспрессивно, что усиливает сложную светотеневую градацию всей композиции. Моделируя лицо всадника, автор широко использовал иконографию Богдана Хмельницкого, наделив его портретными чертами и передав характер решительного волевого человека.