От Анатомического театра до Национального музея медицины
Из истории киевских зданий и сооружений – Национальный музей медицины Украины по ул. Богдана Хмельницкого, 37
В середине 19 века в Киеве появилось интересное здание по проекту известного архитектора Александра Беретти, в котором был открыт Анатомический театр Киевского университета Св. Владимира. На базе фондов театра в доме был создан Национальный музей медицины Украины, в котором представлено развитие медицины нашего государства с древних времен до наших дней.
Анатомический театр Киевского университета Св. Владимира
Учебные учреждения анатомического театра основаны одновременно с созданием медицинского факультета университета в 1841 году. Сначала кафедра нормальной анатомии размещалась в разных наемных зданиях города, в частности, на первом этаже юго-западной части главного корпуса на ул. Владимирской, 60.
Анатомический театр — отдельный учебный институт университета для преподавания и изучения дисциплин Медицинского факультета: нормальной анатомии, патологической анатомии, хирургической анатомии с оперированием на труппах, судебной медицины с сечениями трупов, нормальной гистологии, патологической гистологии с общей патологией. Основной отдел театра – секционный зал для вскрытий трупов и практических занятий студентов нормальной анатомией.
Настойчивыми, на протяжении девяти лет, ходатайствами профессора-анатома А. П. Вальтера — заведующего Анатомическим театром перед Советом университета, просьбами к попечителю Киевского учебного округа генерал-губернатору Д. Г. Бибикову и по счастливой случайности с финансированием строительства Анатомического театра, Совет университета в 1851 г., на основании Записки О. П. Вальтера “О потребностях, которым должно удовлетворять здание Анатомического театра”, поручила университетскому архитектору А. В. Беретти изготовить проект плана постройки Анатомического театра. При содействии попечителя учебного округа, начали строительство зданий на заранее определенном месте — недалеко от Красного корпуса университета, рядом с плацем, на котором предполагали строить крупную больницу — на углу улиц «Кадетской» (ныне Богдана Хмельницкого) и «Больничной» (ныне Пирогова). Надзор за строительством (научное консультирование) было поручено А. П. Вальтеру.
В 1852 году профессор Вальтер был отправлен в Москву, Санкт-Петербург, Гельсинфорс и Дерпт для “изучения подробностей устройства анатомических театров, с целью применить собранные сведения к возводимому в Киеве подобному зданию”.
Выстроенный в 1851-1853 годах Анатомический театр составляли шесть разной величины каменных построек; два здания (самые большие) главным фасадом ориентированы на близлежащие улицы: Кадетскую и Тимофеевскую (ныне М. Коцюбинского), четыре размещались во дворе (с садом) площадью в 2730 квадр. сажень, огороженную высокой (в 4 1/2 аршина) каменной стеной. Передача завершенного в августе 1853 строительства Анатомического театра подрядчиком заказчику (университета) закончили во второй половине сентября.
6 ноября (25 октября) 1853 года состоялась церемония открытия Анатомического театра. Торжество началось оправлением молебна и освящением зданий в присутствии лейб-медика императора Николая I доктора Енохина, попечителя Киевского учебного округа И. И. Васильчикова и многих уважаемых лиц г. Киева. Профессор Вальтер в приветственном слове благодарил присутствующих за их внимание — за «просвещенное внимание к скромному торжеству открытия Анатомического театра», и обратил особое внимание на анатомическое направление киевского Медицинского факультета, благодаря тому обстоятельству, что большая часть профессоров факультета была учениками или последователями М. И. Пирогова. Анатомический театр считался солидным собранием дворцом науки. На следующий день начались в нем занятия профессоров и упражнения студентов в анатомии.
Главное здание Анатомического театра расположено вдоль улицы, на небольшом холме, вытянуто по оси: восток-запад, фасадом – на север. Средняя часть здания трехэтажная (подвальная, средняя и верхняя), на главном фасаде выделена небольшим ризолитом, со двора — полукруглым выступом на всю высоту объема. Боковые части строения одноэтажные. Второй (средний) этаж по периметру фасадов и угловые пилястры третьего (верхнего) этажа рустованы. Увенчает здание карниз на небольших кронштейнах и пологая скатная кровля. Кирпичные стены оштукатурены, корпус окрашен в желтый и белый цвета. Фронтон здания венчал металлический двуглавый орел и надпись: «Анатомический театр 1853 годъ». После 1917 года символику империи сняли и «передали в Исторический музей»; в 1928 здание покрасили в два (желтый и белый) цвета, старинная надпись на фронтоне еще сохранялась. Главное здание построено в архитектурном стиле позднего (первая половина XIX в.) классицизма (“empire”) – простые, строгие линии вместо причудливых, химерных форм барокко.
Подвальный этаж (пять отделений, разделенных общим коридором) был предназначен для склада распиленных дров; двумя большими печами в коридоре отапливали среднюю часть здания. В одном из отделений хранили лабораторную посуду, спирт, другие материалы кафедры патологической анатомии.
Вестибюль (парадный вход с улицы Кадетской) составляли четыре колонны (четырехгранные), соединенные красивыми арками, и две симметрично расположенные широкие чугунные лестницы, которые вели на верхний этаж — в музей. Музей театра размещался в трех больших залах, соединенных боковыми ходами. В среднем зале экспонировали коллекции нормальной анатомии: 1) коллекция из г. Вольно; 2) коллекция А. П. Вальтера; 3) коллекция В. А. Беца. Коллекция развития костей в этом, Киевском музее была единственной во всей Европе, ни Венский, ни Берлинский, ни Мюнхенский музеи, ни музеи других университетов Германии, Франции и Италии — по словам В. А. Беца — не имели ничего подобного. В восточном зале экспонировали препараты сравнительной анатомии, в западном – препараты патологической анатомии.
На втором этаже, из вестибюля прямо – двери в главную аудиторию, влево и вправо – коридоры, расположенные посреди всего здания. В боковой северо-восточной части этажа было 13 комнат разной величины, чистая аудитория для чтения лекций патологической анатомии и аудитория для микроскопических демонстраций (оборудована профессором-патологоанатомом Ю. И. Мацоном и профессором-анатомом А. П. Вальтером в 1861 году по примеру аудиторий Virchow’a в городах Вюрцбурге и Берлине). В боковой северо-западной части этажа находился секционный зал, занимавший три четверти пространства (в остальном пространстве находились комната для трупов, препаратов, квартиры «служителей» зала). Секционный зал разделяли (вдоль) на три отделения (южное, среднее и северное) 12 четырехугольных колонн, соединенных друг с другом красивыми арками, а выше арок были вентиляторы. Отапливали зал голландскими печами, освещали агроновыми, керосиновыми и газовыми лампами.
Трупы хранили во дворе, в кладовках-ледниках; консервировали трупы четырьмя способами: по Фонбергеру, по Будге, по Мариле, и по Жире.
В главном здании размещались кафедры: нормальной анатомии, патологической анатомии, хирургической анатомии и судебной медицины. В северо-западном здании – кафедры гистологии (нормальной и патологической), общей патологии и аудитория.
В Анатомическом театре (1853-1919 гг.) работала яркая плеяда ученых — анатомы: А. П. Вальтер, В. А. Бец, М. А. Тихомиров, Ф. А. Стефанис; патологоанатомы: Ю. И. Мацон, Г. М. Минх; гистолог П. И. Перемежко; патолог Н. А. Хржонщевский. В Анатомическом театре основана (1854-1861 гг.) Ю. И. Мацоном первая в Украине кафедра патологической анатомии и впервые (в университетах Украины) применен профессором Мацоном в обучении студентов и исследованиях микроскоп фирмы Oberhauser. Ю. И. Мацон в 1860 г. сформулировал гипотезу «О морфологической сущности воспаления» (признанную и теперь) и определение «Круп», в 1869 г. открыл «звездчатые клетки печени». В. А. Бец 1873 г. открыл «гигантские пирамидные клетки коры головного мозга». П. И. Перемежко 1873 г. открыл «косвенное деление животных клеток (кариокинез)». Г. М. Минх 1879 г. сформулировал гипотезу «о прилипчивой заразе» чумы; 1887 г. — «о бесспорной заразительности проказы».
В этих стенах бывал и Михаил Булгаков, еще во время своего студенчества. Анатомический театр упоминается в романе писателя «Белая гвардия», именно там Николай Турбин искал полковника Най-Турса.
В Анатомическом театре А. П. Вальтер в 1861 году основал еженедельник «Современная Медицина» — первое научно-медицинское издание в г. Киеве. В 1862 году в здании проходил Второй съезд естествоиспытателей.
В начале ХХ века в Киеве начался процесс децентрализации медицинского образования, были созданы новые обучающие базы в больницах города, основан Киевский женский медицинский институт. После 1917 г. неоднократно происходила реорганизация в сфере высшего медицинского образования, что привело к снижению роли Анатомического театра как одной из основных учебных баз. Хотя в здании еще десятки лет продолжались занятия студентов-медиков Киевского медицинского института, прежнего пиетета перед «дворцом науки» уже не было.
В 1923 году анатомический театр был переведен в здание по ул. Мечникова № 5. В 1930 году в здании были аудитории Киевского медицинского института, кафедры микробиологии, физики, химии, патологии, гистологии, социально-экономических дисциплин.
Коллекции, которые не были утрачены, постепенно перевозили в другие здания. Значительная часть из них хранится в морфологическом корпусе НМУ им. О.А. Богомольца и сегодня есть гордостью университета. Перевод в это здание кафедры анатомии вместе с музеями состоялся в 1954 году.
Территория бывшего Анатомического театра была урезана при уплотнении застройки центра города. Для строительства жилого дома, центральной станции скорой помощи (1962 г.) и новой поликлиники были постепенно разрушены забор, флигели и вспомогательные здания, исчез и сад позади главного корпуса. На сегодняшний день сохранился только главный корпус бывшего Анатомического театра.
Новым этапом истории сооружения стало создание в нем музея истории медицины.
Национальный музей медицины Украины
Идея создания в Киеве музея медицины возникла в начале 60-х годов. Главная роль в появлении и реализации принадлежит профессору кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Киевского медицинского института им. А. А. Богомольца, выдающемуся украинскому историку медицины Александру Абрамовичу Грандо (1919-2004). Инициативная группа по поиску будущих музейных экспонатов и материалов для музея долгое время работала на общественных началах. Главным хранителем фондов был Леонид Межиров. Первый зал музея принял посетителей в 1973 году.
29 октября 1982 по решению Минздрава УССР состоялось официальное открытие музея медицины Украинской ССР.
Музей стал настолько поразительным, что Владимир Щербицкий, занимавший тогда должность главы УССР, проводил там экскурсии всем важным иностранным гостям.
В 1990 году – преобразован в Центральный медицинский музей УССР.
В музее представлено развитие медицины в Украине с древних времен до наших дней. Его экспозицию составляют фото, книги, инструменты, анатомические препараты, личные вещи выдающихся украинских врачей, лекарства, медицинские и аптечные приборы.
Обращают на себя внимание нетрадиционные архитектурно-художественные и технические, в частности аудиовизуальные средства показа. Использованы научно-методические и документальные материалы и экспонаты в комплексе с архитектурными, художественно-техническими и аудиовизуальными средствами. За инженерно-технические решения отвечали Анатолий Уташ и Владимир Кивлюк, архитектурно-художественный проект, дизайн экспозиционных залов и витрин — художник Альберт Крыжопольский.
В музее созданы оригинальные интерьеры с портретными фигурами известных ученых и врачей и диорамы, посвященные выдающимся событиям в украинской медицине. Автором портретных фигур, выполненных из стоматологических пластиков, является художник и скульптор Спартак Британ, заслуженный работник культуры Украины. Широко представлены также произведения украинского изобразительного искусства, связанные с медицинской тематикой.
Первый зал музея рассказывает о становлении и развитии медицины на территории Украины с древнейших времен. Среди экспонатов обращают на себя внимание предметы для жертвоприношений, древний медицинский инструментарий, лекарственные растения, которые употреблялись в народной медицине, фрагменты из летописных источников, рассказывающих о болезнях и борьбе с ними. Особый интерес представляет аутентичный интерьер старинной бани времен Киевской Руси (примерно 11 век), которая использовалась не только для гигиенических целей, но и для лечения.
Во втором зале музея отражено развитие медицинского образования и науки в Украине в 19 и в начале 20 веков: наборы медицинских инструментов того времени, выдающиеся научные работы и открытия в различных областях медицины, в частности первое в мире прижизненное установление диагноза инфаркта миокарда. Здесь также экспонируются оригинальные интерьеры первой операционной на медицинском факультете Киевского университета с полным оборудованием того времени и натурными фигурами Пирогова и Караваева, кабинет выдающегося эпидемиолога Заболотного.
Третий зал посвящен охране здоровья и развитию медицинской науки в 20 веке. В частности, хорошо показана борьба с эпидемиями в Украине в двадцатые годы, организация различных медицинских учреждений и научно-исследовательских институтов, наиболее весомые вклады в отечественную науку известными учеными Украины. Не лишена внимания и такая трагическая тема как голодомор, сталинские репрессии врачей и ученых и участие медиков во Второй мировой войне. Также показаны медицинские последствия Чернобыльской трагедии. Экспозиция этого зала заканчивается деятельностью академии медицинских наук Украины и развитием современной медицины в нашей стране.
Национальный музей медицины Украины является одним из самых больших медицинских музеев в Европе. Работа по созданию музея была в 1983 году удостоена Государственной премии Украины в области науки и техники. Указом Президента Украины от 15 февраля 1999 г. предоставлен статус Национального.
До 2004 года директором музея являлся его основатель Александр Грандо. С 2005 года по настоящее время музей возглавляет заслуженный врач Украины доктор медицинских наук Вадим Шипулин.
Размышления в этой храме науки возвращают к классическим образцам работы прошлого, и возникает смешанное чувство ностальгии, уважения, восхищения и гордости за наших именитых предшественников, за то, что такое было, что это здание величественно, и в нем Музей медицины. Главное здание бывшего Анатомического театра сегодня — большая историческая и художественная ценность.
Сайт Национального музея медицины Украины – http://nmmu.org/