Наводницкий мост

Из истории киевских мостов – Наводницкий мост.

Наводницкий мост — общее название нескольких мостов через Днепр, которые существовали с 1713 по 1953 год в Киеве.

По летописным сведениям еще в Х-ХІ веках на Днепре близ устья Лыбеди существовал один из основных киевских перевозов. В XVI веке в этом месте действовал Наводницкий перевоз, состоявший из двух паромов и деревянного моста через Тельбин (в то время — залив Днепра).

Наводницкий казенный наплавной мост начали наводить с 1713 года, разбирая его во время ледохода.

В 1744 году был построен стационарный деревянный мост длиной 450 саженей с веревками, свитыми из лозы, принадлежавший Киево-Печерской лавре.

Наводницкий мост
Первый стационарный Наводницкий мост на картине В. Рихтера 1820 год

В 1915 году в начале 1-й мировой войны здесь построен Наводницкий стратегический деревянный мост на свайной основе. Был длиной 834,5 саж., из которых 50 саж. были покрыты двумя железными пролетными строениями на 25 саж. отверстием каждый, 656 саж. ригельно-подкосными фермами 8-ми саж. пролетов и другие 128 саж., расположены на острове между Русановкой и Днепром, 2,5 саж. балочными пролетами. Летом 1920 года мост был сожжен отступающими польскими войсками по приказу генерала Э. Ридз-Смиглы. От моста остались только обгоревшие до уровня воды сваи и авансовые ледорезы, оба железные пролетные строения упали в воду.

Сразу были начаты работы по его восстановлению, которые закончились 20 марта 1921 года. В работах было задействовано 3000 рабочих. Мост восстановлен примерно в предыдущем виде.

Наводницкий мост
Наводницкий мост на фотографии 1927 года

Наводницкий стратегический мост просуществовал до середины 1930-х годов. В 1935 году вместо него введен в действие еще один деревянный мост, разрушенный в сентябре 1941 года.

Наводницкий мост
Стратегический Наводнический мост, 1930-е гг.

В середине 1930-х годов был разработан проект, а в 1939 году начато строительство постоянного металлического моста с опорами на кессонной основе сквозной балочной системы с небольшими прогонами, позволяющими производить быструю замену поврежденных элементов (авторы: инженер В. М. Вахуркин, архитектор К. М. Яковлев).

К началу войны строительство не было окончено. При немецких властях на его опорах был построен временный мост фон Райхенау (нем. Brücke von Reichenau), обозначенный на карте 1943 года, названный в честь немецкого военачальника генерал-фельдмаршала Вальтера фон Райхенау. Мост был взорван во время боев за Киев осенью 1943 года.

Наводницкий мост
Горящий Наводницкий мост на заднем плане, 19 сентября 1941 года
Наводницкий мост
Мост фон Райхенау (нем. Brücke von Reichenau) на немецкой карте 1943 года
Наводницкий мост
Мост им. Райхенау, 1942 год

После освобождения Киева в ноябре 1943 саперными частями Советской Армии был сооружен низководный Наводницкий мост, который просуществовал до весны 1944 года. С 1944 действовал высоководный мост. Вскоре после постройки в 1953 году рядом с мостом им. Е. А. Патона Наводнический мост был разобран. Сейчас осталось лишь несколько остатков старых опор, которые иногда при низком уровне воды можно увидеть над поверхностью Днепра.

Наводницкий мост
Наводницкий деревянный мост, 1944 г.

22 мая 2013 года на уцелевшей опоре моста установили скульптуру «Редкая птица», получившая название по цитате из произведения Николая Гоголя «Великолепный Днепр».

Скульптура полностью выполнена из сварных прутьев черного металла и установлена ​​в месте, где разворачиваются прогулочные катера. Автор произведения – скульптор Алексей Владимиров.

Наводницкий мост

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest