Музей исторических драгоценностей Украины и пектораль из Толстой Могилы. История
Из истории киевских музеев – Музей исторических драгоценностей Украины.
Музей исторических драгоценностей Украины
Музей исторических драгоценностей Украины (МИДУ) – один из ведущих музеев Украины и мира, тематика экспозиции – исторические и художественные ценности из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Музей является филиалом Национального музея истории Украины, открыт для посетителей с 4 января 1969 года на территории Киево-Печерской Лавры.
Музей исторических драгоценностей Украины своим образованием обязан выдающемуся событию в украинской археологии, связанным с именем известного археолога, основателя киевской школы скифологов А.И. Тереножкина (1907-1981). Раскопки скифского кургана IV в. до н.э. в г.Мелитополе, осуществленные в 1954 году под его руководством, открыли новый этап в исследовании захоронений скифской знати. Во время раскопок, которые были первыми после долгого, почти полувекового перерыва в исследовании скифских курганов, было найдено около четырех тысяч золотых украшений. Украинские археологи решили оставить уникальные находки в Украине, то есть сломать существующую с имперских времен тенденцию отдавать ценные находки в центральные музеи Москвы и Ленинграда (Ст. Петербург). Узнав о результатах раскопок, тогдашний директор Эрмитажа М.И. Артамонов (1898-1972) написал письмо в Институт археологии АН УССР с просьбой передать находки из Мелитополя в Государственный Эрмитаж. Не получив положительного ответа, он обратился к президенту АН УССР А.В. Палладину (1885-1972). Однако академик распорядился передать все материалы по Мелитопольского кургана в Киевский государственный исторический музей (ныне Национальный музей истории Украины) и в дальнейшем оставлять исторические ценности в Украине.
Через некоторое время, после передачи находок из Мелитопольского кургана в Киевский исторический музей, его сотрудникам было предложено подготовить выставку изделий из драгоценных металлов из коллекции музея. Экспонаты разного времени, изготовленные в основном из золота и серебра, украшенные эмалями и драгоценными камнями разместили в лекционном зале исторического музея. Правительственная комиссия после посещения выставки пришла к выводу, что “драгоценностей” достаточно для создания специального отдела. 22 ноября 1963 Советом Министров СССР было принято постановление № 1300 “О создании при Киевском государственном историческом музее специального отдела – “Золотой кладовой” для сохранения и широкого показа трудящимся исторических и художественных ценностей из драгоценных металлов. Министерство культуры СССР 28 декабря 1963 выдало соответствующий приказ № 378.
В 1965 г. Киевский государственный исторический музей получил название Государственный исторический музей УССР, а филиал получил статус музея “Золотая кладовая”. В 1968 году согласно Приказу Министерства культуры УССР № 70 музей переименован в Музей исторических драгоценностей УССР. Под этим названием 4 января 1969 он открыл двери для первых посетителей. Когда во исполнение постановления Правительства на базе Государственного исторического музея УССР в 1991 году был создан Национальный музей истории Украины, его филиал получила свое современное название – Музей исторических драгоценностей Украины.
Для размещения Музея исторических драгоценностей на территории Киево-Печерского историко-культурного заповедника (ныне Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) было выделено памятник архитектуры эпохи украинского барокко XVII-XVIII вв. так называемый Ковнировский корпус, получивший свое название от имени известного киевского архитектора Стефана Ковнира (1695-1786), по проектам которого происходила достройка корпуса в 1724-1727 гг. и перестройка в 1746-1751 гг. На первом этаже находилась пекарня с кладовыми, а потом к нему пристроили книжную лавку. Второй этаж сначала приспосабливали для хозяйственных нужд – размещали склады и помещения, затем – переплетную и жилье для учеников типографии.
В 20-х годах XX в. в части здания поместили Киевский центральный исторический архив и помещения, в другой работала хлебопекарня (завод) Союза рабочих кооперативов (с 1924 до конца 1930-х годов). В годы войны корпус был разрушен. Восстановленный в 1963 году. Для создания в нем Государственного музея исторических драгоценностей УССР.
Основу фондов музея составили экспонаты Государственного исторического музея УССР, который передал около 80 тыс. единиц хранения. Из них наибольшую часть составляли коллекции нумизматики, фалеристики и медальерики, которые за годы существования музея были значительно пополнены и в настоящее время хранятся в Национальном музее истории Украины. Также в течение 1964-1968 гг. еще 24 музея Украины передали вновь созданному музею 2400 экспонатов из драгоценных металлов и драгоценных камней. Значительный вклад в формирование археологической коллекции Музея драгоценностей сделал Институт археологии НАН Украины, а также Днепропетровский и Донецкий государственные университеты. Крупнейшая в мире по численности коллекция “скифского золота” является гордостью не только музея, но и всей Украины. С момента основания Музей исторических драгоценностей Украины постоянно пополняет свои фонды.
Благодаря кропотливой работе реставраторов музея восстановлены и возвращены к жизни более 20 000 уникальных ценностей ювелирного искусства разных эпох. Реставрация этих экспонатов дала возможность не только пополнить экспозицию новыми экспонатами, но и создать такие экспозиции как “Западноевропейское серебро XVI-XIX вв.” и “Памятники еврейского церемониального искусства”.
Указом Президента Украины Л. Д. Кучмы “О неотложных мерах по развитию музеев” № 489/2000 от 22.03.2000 г. установлено, что Национальный музей истории Украины и его филиал – Музей исторических драгоценностей Украины – являются основными музейными учреждениями, осуществляющими прием, хранение, учет и экспонирование исторических и художественных ценностей, изготовленных с использованием драгоценных металлов и камней.
В 2004 г. музей претерпел значительные изменения. Была проведена реставрация здания и реконструкция помещений, установлено современное музейное оборудование, создана новая экспозиция.
Экспозиция Музея исторических драгоценностей Украины расположена в 9-ти залах, она построена по историко-хронологическому принципу, что позволяет воссоздать страницы истории художественной обработки металла: золота, серебра, бронзы с рубежа IV-III тыс. до н.э. к настоящему, то есть – возникновение, становление и развитие ювелирного искусства на территории современной Украины.
Гордостью музея является наиболее объемная уникальная коллекция “скифского золота”, которая не имеет аналогов в мире. Она представляет ювелирное искусство ираноязычных кочевых скифов, которые с VII в. до н.э. к III в. н.э. господствовали в степях Украины. Украшением ее является прославленная золотая пектораль IV в. до н.э.
Большой раздел экспозиции рассказывает о ювелирном искусстве эпохи раннего и позднего средневековья (IV-XIV вв.). Это непревзойденные по мастерству исполнения и изысканные украшения, выполненные в технике гравировки, чеканки, зерне, скани, черни, перегородчатой эмали, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, которые были найдены на территории Украины во время археологических раскопок в захоронениях вождей и воинов кочевых племен (гуннов, аваров, хазар, печенегов, половцев) и в составе славянских и древнерусских кладов.
В формировании археологической сборки Городского музея приняли участие известные коллекционеры и меценаты – О.М. Терещенко, И.А. Хайновский, Ф.Ф. Кундеревич, В.Е. Гезе, В.В. Хвойко, В.Б. Антонович, Е.А. Зносько-Боровский, А.А. Бобринский. Неоценимый вклад в сохранение культурного наследия Украины и создание музея внес киевский меценат, коллекционер Богдан Иванович Ханенко (1848-1917). Он финансировал раскопки ученых, выкупал произведения древнего и средневекового искусства у самоотверженных миссионеров и обладателей земли, на которой проводили раскопки.
Музей исторических драгоценностей Украины является не только крупнейшим центром сохранения предметов из драгоценных металлов, но и сокровищницей творческой мысли, летописью украинской истории, высеченным в золоте, серебре и драгоценных камнях.
Музей находится по адресу – Киев, ул. Лаврская, 9, корпус 12.
Сайт музея исторических драгоценностей Украины
Пектораль из Толстой Могилы
Пектораль из Толстой могилы – пектораль (нагрудное украшение) скифского царя IV века до н. е., является украшением музея исторических драгоценностей Украины.
ЮНЕСКО назвала ее “одним из самых значительных археологических открытий человечества ХХ века”.
Вес – 1150 г, диаметр – 30,6 см, сделанная из золота 958 пробы. Техники изготовления: литье по утраченной восковой модели, чеканка, гравировка, филигрань, пайки, инкрустация цветными эмалями.
По мнению ученых, пектораль была изготовлена греческими мастерами торевтамы по заказу скифской знати как дипломатический дар во второй четверти IV века до н. е. в ювелирных мастерских Афин или Пантикапея.
Пектораль была обнаружена в 14 часов 30 минут 21 июня 1971 во время археологических исследований захоронения в кургане скифского периода Толстая могила вблизи города Покров Днепропетровской области.
Руководитель экспедиции – Б. Н. Мозолевский, заместитель руководителя – Черненко Евгений Васильевич. Археологи обнаружили в двух погребальных камерах многочисленные золотые украшения, среди которых была и пектораль. Ее, вместе с железным мечом в золотых ножнах, нашли в коротком коридоре, который соединял одну из погребальных камер с входной ямой.
Борис Мозолевский, которого советский режим считал неблагонадежным, 13 лет отработал кочегаром. Он вспоминал:
“И когда петля уже совсем должна была сойтись вокруг моей шеи, узнал, что спасти меня может только открытие мирового значения. Так вымечтал и выстрадал я себе свою Толстую Могилу. Упорство моё было вознаграждено царской пекторалью. Вместо Мордвы я попал в Институт археологии АН УССР, к которому меня поспешили причислить задним числом”.
Золотая пектораль объездила весь мир – она побывала в ведущих музеях нескольких континентов. В отличие от того, кто ее нашел – Бориса Мозолевского не выпускали из страны.
Золотая пектораль из Толстой Могилы является непревзойденным шедевром эллино-скифского искусства. Пектораль луновидной формы состоит из трех ярусов, отделенных друг от друга четырьмя толстыми полыми трубками в виде перевитого жгута.
В верхнем ярусе представлено несколько отдельных сцен. Главным сюжетом парадной нагрудного украшения является центральная сцена верхнего яруса, где двое полураздетых мужчин, растянув мех на руках, готовятся к какому-то таинству. Слева и справа от основной сцены стоят коровы и лошади с телятами, а за ними расположены фигуры скифских слуг, один из которых доит овцу, а другой – корову, держа в руках соответственно лепной горшок и небольшую амфору. В нижнем ярусе отражены различные сцены терзания и охоты диких и фантастических животных. Средний фриз – фигуры птиц среди побегов аканта и цветов.
Фигурки людей и животных на них выполнены в технике литья по утраченной восковой модели. Это почти круглые скульптурки (плоские только с внутренней стороны). Средний фриз размещен на фоне тонкой золотой луновидной пластины, припаянной к двум средних полых трубок. Объемные фигуры птиц прикреплены с помощью штифтов среди цветов, их лепестки покрыты цветной эмалью.
Концы трубок в верхней части пекторали соединены плоскими трапециевидными обоймами с тремя орнаментальными поясами (цветы лотоса и многолучевые пальметты, овы и узкая перевитая косичка). К ним с помощью штифтов прикреплены наконечники-застежки в виде головок львов и коротких лент сложной плетенки. Последние с двух сторон вставлены в две прямоугольные обоймы. Верхняя украшена цветами лотоса с многолучевыми пальметтами, нижняя – лентой из цветов. К львиной пасти припаяны по одному кольцу.
Согласно с интерпретацией золотой пекторали из кургана Толстая Могила, ее стилистики, различных образов и мотивов, а особенно семантики сюжетов, разработано немало концепций и гипотез.
Источники – Сайт музея исторических драгоценностей Украины, Википедия.