Киевский троллейбусный поезд. История
12 июня 1966, в Киеве впервые вышел на маршрут необычный транспорт — троллейбусный поезд.
Стоя на остановке в те времена на Соломенке, по нему можно было определять номер маршрута, двойной, значит 9-ка, одинарный, тогда 8-ка, 17-й или 19-й.
Автором изобретения стал киевский инженер Владимир Веклич.
Киевлянин Владимир Веклич – это человек-легенда, конструктор, хозяйственник, изобретатель и рационализатор. Он стал директором киевского Октябрьского троллейбусного депо (одного из крупнейших в СССР) в 25 лет, а спустя некоторое время о нем уже писали в газетах и профильных журналах. Веклич смог не только изобрести, но и внедрить свои разработки на практике, а затем распространить свой опыт на другие депо страны.
В те годы одиночные троллейбусы не справлялись с наплывом пассажиров, и Владимиру Векличу пришла идея соединить два троллейбуса сцепкой. Первый поезд троллейбусный инженер создал на основе двух МТБ-82/82Д. Впервые такой поезд выпустили на маршрут №6.
Поезда МТБ получили широкое распространение. Только в Киеве за период с октября 1967 года до июля 1968 года их было сформировано 48 единиц. Экономический эффект от их внедрения только на маршруте № 6 в Киеве за 1968 год, где использовалось 25 троллейбусных поездов, составил около 160 тыс. руб (в ценах 1968 года это 32 легковые машины Москвич-412).
Позже система была усовершенствована так, что позволяла быстро (за 3-5 минут) расцеплять троллейбусные поезда МТБ прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик. После разъединения водитель поезда продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним поезда пересаживался во второй. Освободившийся поезд оставался на маршруте для отстоя или следовал в депо для профилактического осмотра.
Сдвоенный троллейбус на долгие годы стал визитной карточкой Киева, и многие инженеры приезжали сюда перенимать опыт. В частности, со временем троллейбусные поезда начали курсировать в Харькове, Днепропетровске, Херсоне и других городах Украины, а также за границей – в Софии, Риге, Новосибирске, Таллине, Санкт-Петербурге, Алма-Ате и т.д.
Максимальное количество троллейбусных поездов «Škoda 9Tr» — 296 единиц —эксплуатировалось в Киеве в 1983 году, что составляло 55 процентов от всего парка киевских троллейбусов. Использование поездов только в Киеве в 1983 году позволило поднять провозную способность троллейбусного транспорта в 1,6 раза и уменьшить потребность в водителях на 800 человек.
Максимальное количество троллейбусных поездов эксплуатировавшихся на одном маршруте — 61 единица на маршруте № 18 в Киеве, где за счёт их применения была реализована провозная способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении.
С появлением в Киеве «гармошек» Skoda 15Tr и румынских DAC 217E популярность троллейбусных поездов упала. В последний раз троллейбусный поезд вышел на улицы столицы в 1994 году.
14 июня 2016 года, в дни празднования 50-летия создания первого в мире троллейбусного поезда, в Киеве открыта мемориальная доска изобретателю Владимиру Векличу. Установлена на фасаде административном корпусе троллейбусного депо № 2 при поддержке директора Департамента транспортной инфраструктуры Сергея Майзеля, бывшего генерального директора КП «Киевпастранс».