Киев на фото Ирины Пап
Ирина Пап — самая известная женщина-фотограф Украины.
Фотокорреспондент газеты «Известия» по Украине, директор Института журналистского мастерства при Союзе журналистов Украины.

Эта миниатюрная женщина тянула на своих плечах не только килограммы фототехники, но и практически все фотографическое образование советской Украины. Ее объектив прекрасно схватил дух времени, а с ее школы вышли десятки выдающихся украинских фотографов.

В качестве корреспондента «Известий» Ирина Пап фотографировала множество знаменитостей: здесь и Хрущев, и Кастро, и спортсмены, и академики. Она зафиксировала бурное развитие 50х-60х годов: строительство киевского метро и ЧАЭС, свежие хрущевки, первые «Запорожцы» … Конечно, такая работа предусматривала много идеологических ограничений. Но Ирине удалось не превратиться в банальную агитатора и сохранить правдивость в своих снимках.

Ирина Пап родилась 4 мая 1917 года. Сейчас бы сказали, что она была из семьи медийщиков. Отец — полиграфист, которого еще до революции «выписали из Вильнюса для развития печатного дела». Все его дети выбрали схожие профессии: журналистика, книгоиздания и тому подобное. Ирина тоже пошла в медиа, закончила Киевский институт киноинженеров. После него молодую специалистку направили в московскую студию кинохроники. В Киев она вернулась сразу после войны, в 1944.
В начале 1950-х она встречает будущего мужа, не менее известного украинского фотографа Бориса Градова (1908-1988). Среди самых известных его снимков — очень выразительные портреты Горького и Гагарина. Также он был одним из пионеров аэрофотосъемки в СССР.

Пара познакомилась во время командировки в Ужгород. Очень романтично: они работали в соседних редакциях, выходили в один двор. Родные и друзья семьи любят повторять, что это была идеальная пара: активная и напористая Ирина уравновешивала спокойного и молчаливого Бориса.
С 1956 года Ирина Пап работает фотокорреспондентом газеты «Известия» по Украине. Это были времена хрущевской оттепели и экономического подъема: советский режим активно строил жилые массивы, покорял космос и вообще вызвал оптимизм у граждан. Снимки Ирины прекрасно зафиксировали ту эпоху — определенно, но без чрезмерного глянца.
Одна из коронных историй — как Ирина без разрешения залезла в кабину ядерного реактора («нашла замечательный ракурс»), чем очень напугала дозиметристов, ведь в кабине радиация.
Также она фотографировала только отреконструированный Крещатик с высоты птичьего полета.
Уже в 1964 году Ирина Пап входит в двадцатку лучших женщин-фоторепортеров мира по версии немецкого справочника по истории фотографии.
В 1971 году у Ирины появляется новая страсть: собственная школа фотографии при Союзе журналистов Украины. Это вообще не первая профессиональная фотошкола в УССР, ведь в те времена фотографическое образование отсутствовала как таковое. Фотографов готовили разве что в ПТУ, на очень элементарном уровне. Ирина же взялась за дело всерьез. Там проводились лекции и мастер-классы знаменитых фотографов (в частности, России и Литвы), а также полноценные портфолио-ревью. Институт не был официальным образовательным учреждением, но выпустил немало профессионалов (среди которых Виктор Марущенко, Валерий Керекеш, Сергей Пожарский и другие).
Умерла Ирина Пап 8 мая 1985 в Киеве.
К сожалению, оцифрованных снимков Ирины Пап очень мало — вряд ли даже тысячная доля ее актива доступна современным зрителям. Она не выпускала фотокниг, которые можно было бы отсканировать (в отличие от своего киевского коллеги Николая Козловского) — ее снимки публиковались преимущественно в газетах, а негативы согласно правилам оставались в редакциях. Найти их сейчас очень проблематично.
Однако некоторое количество негативов удалось сохранить — почти чудом. Фотограф Валерий Милосердов нашел коробку с архивом буквально в куче строительного мусора. Это произошло в 1991 году, когда молодой Милосердов сам устроился в «Известия», и его провели в полузаброшенную фотолабораторию, где когда-то работала наша героиня. Похоже, что все эти снимки были отобраны Ириной сугубо «для себя», своего рода личная коллекция.
На основе этого архива организовали немало ретроспективных выставок. Валерий Милосердов и внучка фотографа Кристина Карминская продолжают регулярно выкладывать уникальные снимки на фейсбук-странице. Сейчас отсканировано около тысячи изображений.




































Источники – сайт «Амнезія», фейсбук страница Iryna Pap.