Княгиня киевская Ольга

Из истории выдающихся киевлян — княгиня Ольга.

Ольга (род. около 910 — 11 июля 969) — княгиня Руси из династии Рюриковичей. Жена и кузина киевского князя Игоря, после гибели которого (осень 944) сошла на киевский стол (Княгиня киевская с 945 по 964). Мать Святослава Игоревича. Ликвидировала древлянское племенное княжение, упорядочила сбор дани, организовав по всей стране княжеские погосты и ячейки судопроизводства. Во внешней политике поддерживала дружеские отношения с Византией, 946 или 957 посетила Константинополь, где заключила соглашение с императором Константином VII Багрянородным и приняла христианство. В 964 году передала власть сыну. Похоронена по христианскому обычаю.

Крещеное имя — Елена. Канонизирована католической и православной церквями как святая Ольга. Другие имена — Вольга, сканд. Гельґа, Алогия.

В современной украинской традиции возглавляет перечень самых известных женщин древней и современной Украины.

Княгиня киевская Ольга
«Святая великая княгиня Ольга» Николай Бруни

Происхождение

Рождение

Место и дата рождения Ольги точно неизвестны. Летописец «выдал» ее замуж 903 году. Некоторые ученые (например., Российские историки Татищев и Карамзин), основываясь на том, что обычно на Руси девушек женили в 13-16 лет, предположили, что она могла родиться в конце 880-х. Такая версия не совпадает с возрастом сына Ольги, Святославом, который, по мнению современных историков родился позже — около 936-938: Леонтий Войтович считает, что в 938 году, Михаил Брайчевский датировал рождения князя 935 годом. В таком случае получается, что Ольга стала матерью в возрасте 50 лет, что вряд ли возможно. Да и сама Ольга в летописных источниках за девятьсот сорокового-девятьсот пятидесятого года описана вовсе не старой энергичной женщиной.

Поэтому, вероятно, следует предположить, что Ольга была моложе, чем на это указывают летописи, а ее брак от 903 года — всего лишь неудачное вычисления летописца. Современный историк Николай Котляр считает, что княгиня Ольга родилась около 910 года, а российский ученый Алексей Карпов предполагает, что рождение княгини могло произойти примерно в 920 году.

Версии происхождения

1. Киевская версия.  Происхождение Ольги остается загадочным. Существует даже версия, что она была последней из потомков Аскольда, чья семья могла быть вывезена в Псков. Также есть версия о происхождении княгини с Плискова, который лежал на грани полянских, древлянских и улицких земель на притоке р. Роси (ныне — с. Плисков Погребищенского района, Винницкой обл., примерно 170 км от Киева).
2. Галицкая версия.  За ней, будущая правительница Руси родилась в Плиснеске (ныне — с. Подгорцы, Золочевского района, Львовской обл.). Ее родителями были Олег и Гельґи, соответственно внук датского правителя Гельґи и дочь восточнославянского князя Будимира.

3. Болгарская версия.  Положение Ольги при киевском дворе было исключительным: летопись зафиксировала дату ее брака, у нее был отдельный двор в Вышгороде, ее посол на уровне послов «светлых» князей из местных династий участвовал в переговорах с Византией в 944 году, полководцы Игоря единодушно признали ее регентшей , а юного сына Святослава наследником. Итак, Ольга вряд ли могла быть дочерью посадника Пскова или другого боярина. Состояние отношений с Болгарией и источники также не дают возможности считать ее дочерью болгарского царя Симеона I Великого, родившимся ок. 896 г.. в Плиске. Другая, более подробно аргументирована версия, что Ольга, которую князь Олег привез из Болгарии, была внучкой болгарского князя Бориса I, дочерью его сына Владимира I, предшественника на болгарском престоле и брата Симеона.
4. Псковская версия. Неизвестная хронология ее жизни, несомненным можно считать лишь дату смерти, зафиксированную церковным летописцем. «Повесть временных лет» относит брак Ольги и Игоря к 903 году. При этом летописец колеблется, описывая ее происхождения:  «от Плескова», «… Неци же глаголють, яко Ольгови дщи бе Ольга». По более поздним Иоакимовым летописям Ольга была родом из Изборска из рода Гостомысла. «Кроник псковский», сохранившийся в списке 1689, представляет Ольгу не уроженкой, а лишь основателем Пскова.

Княгиня киевская Ольга
Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги

Этимология имени

Славянская версия

  • Известны славянские слова «льгк», «ольгчиты», «ольгчатися», «льгота», «вольготы», «вьольготний».
  • В славянских языках зафиксированы имена Oleg (Oley) (чеш. В 1088 г.), Olek (Welek), топонимы Ologast, Wolegast, Wolgast и др.
  • Скандинавские саги называют Ольгу «матерью» (а не бабушкой) «Вальдамара» -Владимира (как и «Вартилафа» -Брячислава называли сыном Владимира, а не внуком) и не Хельгой, а бессодержательным звукоподражанием «Аллогья», которое нигде за пределами этой саги не встречалось и никакого смысла в скандинавских языках не было.

Балтская версия

  • В Литве есть река Олег и некоторые имена, похожие на тот же корень: Ольгерд, Ольгимунт.
  • Известно балтское слово «algas» — вознаграждение.

Нормандская версия

По норманской версии имя Ольга — это славянизированная женственная форма скандинавского имени Гельґи (норв.  Hailaga, Helgi).

Семья

  • Игорь Рюрикович (878 — 945) — муж, Князь киевский (912 — 945). Брак 913 года:
    • Святослав Храбрый (937 — 972) — сын, Великий князь киевский (945 — 972):
      • Ярополк Святославич (955 — 978) — внук, великий князь киевский (972 — 978), правитель Киевской Руси;
      • Олег Святославич (956 — 976) — внук, князь древлянский (970 — 977)
      • Владимир Святославич (960/963 — 15 июля 1015) — внук, великий князь киевский (979 — 1015), князь новгородский (970 — 988).

Вероятно, что кроме Святослава Ольга имела других детей. В соглашении 944 года названы два славянских имени — Предслава и Владислав. Не исключено, что эти имена могли принадлежать другим детям Ольги и Игоря. Так же как не исключено, что на самом деле это были дети Игоря от другой жены.

Княжение

Брак и начало правления

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, который начал самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, поскольку согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году. Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Самые ранние летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте «Повести временных лет» возник более позднего времени, когда монах Нестор пытался привести начальную историю в хронологическом порядке. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в договоре с Византией 944 года.

Княгиня киевская Ольга
Первая встреча князя Игоря с Ольгой
(Василий Сазонов. Третьяковская галерея)

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было всего три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в ее пользу.

Княгиня киевская Ольга
«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря»Эскиз, Василий Суриков, 1915

Месть древлянам

Повесть временных лет содержит эпическое сказание о мести Ольги древлянам за убийство мужа (Игоря I). По этому сказанию древляне отправили в Киев послов, которые предложили княгине стать женой Древлянского князя Мала. Первое посольство княгиня живьем похоронила в лодке, зарытой у ее дворца; второе — сожгла в бане; в чем исследователи видят отражение реальных погребальных обрядов тех времен.

Княгиня киевская Ольга
«Месть Ольги против идолов древлянских». Гравюра, Федор Бруни, 1839
Княгиня киевская Ольга
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Третьей местью стал поход на землю древлян, где под предлогом тризны над могилой Игоря киевские дружинники «перебили пять тысяч» древлян, после чего состоялась летняя осада города Искоростень, которая завершилась сожжением города. Четвертая месть приходится на 946 год, когда Ольга вышла с войском в поход на древлян, против которого стало большое войско древлянское. Город Искоростень, жители которого убили Игоря, держало осаду в течение года, после чего Ольга запросила с каждого двора по трое голубей и по трое воробьев в виде дани. Полученным птиц были привязаны трут, который поджигали и отпускали — голуби летели в голубятни, воробьи — под крыши. Таким образом было сожжено Искоростень.

Княгиня киевская Ольга
Четвертая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Острый ум

Существует интересная легенда, которая прославляет острый ум княгини Ольги. Когда она приехала в Царьград (Константинополь), то ее долго, где-то около полугода, продержали не допуская к встрече с императором (по церемониалу того времени). Наконец после встречи с княгиней император заметил ее красоту и решил жениться на ней. Княгиня Ольга была против этого, но открыто не выступила. Она поставила условие, что перед женитьбой она креститься и крестным отцом должен быть сам император Константин. После крещения император снова начал разговор о женитьбе, но в ответ услышал вопрос: «Может ли дочь жениться с отцом?». Поняв, что его перехитрили, император отпустил Ольгу домой много одарив. Однако хотя эта легенда красивая, но очень сомнительна. Тем более, что когда послы императора прибыли в Киев, то их тоже продержали на реке Почайне с полгода прежде чем допустить к княгине Ольге.

Крещение

Исследователи имеющихся источников (древнерусских, византийских и немецких) имеют различия в трактовке места и даты крещения Ольги. Если все древнерусские источники единогласно называют местом крещения княгини Константинополь, то Е. Голубинский предполагает местом крещения Киев, после поездки в Константинополь (ссылка на «Память и похвалу Владимиру»). Версию о киевском крещения поддерживает французский историк Ж. П. Ариньйон. Разногласия также существуют и в дате проведения обряда.

Д. Гордиенко в своей работе «Византийско-русские отношения с Константина VII Порфирогенета во внешней политике Византии (912-959 годах.)» впервые в историографии пытается установить точную дату крещения княгини Ольги — ночь с 17 на 18 октября 957 году в Константинополе, результатом чего стала активизация Киева в юго-восточном направлении с целью покорения восточнославянских территорий Киевом и налаживание контактов с Германией Оттона.

Княгиня киевская Ольга
Крещение в Царьграде. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миссии Оттона

После посещения Константинополя в 957 году по показаниям западноевропейских источников (Гильдесгаймськие анналы) 959 года Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I, с приглашением на Русь епископа и священников, на что король согласился и прислал епископа Адальберта. С пребыванием миссии Оттона в Киеве связывают ротонду Х века, остатки которой обнаружены археологами в рамках так называемого «города Кия». Посольство 962 года потерпело неудачу. В этом событии исследователи видят как колебания между Римом и Константинополем в выборе веры, так и дальновидную политику давления на Константинополь, которую перед тем проводили Моравия и Болгария, чтобы добиться выгодного вхождения в церковную организацию восточной церкви.

Потеря власти

Как сообщают «Продолжение хроники Реґинона», Ольга потеряла власть в 962 году, хотя сам источник открыто об этом не заявляет.

В 961/962 году Ольгина попытка христианизировать Русь сорвалась. Очевидно, это и была причина ее ухода от государственных дел. Юрий Дыба считает, что это связано с приходом ее сына Святослава к власти.

В декабре 961 года молодой 23-25-летний Святослав Игоревич, осознал, что Ольга узурпировала власть. Более того, Святослав был ревностным язычником. Поэтому получив поддержку языческой знати, среди которых главные роли возглавлялись древними славянскими и варяжскими родами во главе с Свенельдом, князь прогнал миссионеров и устранил стареющую мать от власти. С этим можно связать начало его военной деятельности около 963-965 лет.

Княгиня киевская Ольга
Константин VII Порфирогенет и княгиня Ольга в 955 году на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора. XI века.

Увековечивание в Киеве

В топонимии

В Киеве есть Ольгинская улица.

В скульптуре

Киевский памятник — композиция из трех мраморных скульптур на гранитном постаменте — княгиня Ольга, святой апостол Андрей Первозванный и просветители Кирилл и Мефодий — расположен на Михайловской площади рядом с Михайловским Златоверхим собором. Памятник работы скульпторов Ивана Кавалеридзе, Петра Сниткина и архитектора Валерияна Рыкова был освящен и открыт 4 (17) сентября 1911 года. Памятник подвергся вандализму в 1919 году, а в 1935-м был окончательно демонтирован. Восстановление произошло в 1996 году (авторы реконструкции — скульпторы Виталий Сивко, Николай Билык и Виталий Шишов).

Княгиня киевская Ольга
Памятник княгине Ольге, Св. Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве (1911, обновления — 1996)

Канонизация

После смерти Ольги, внук княгини — святой равноапостольный Владимир, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства. Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, еще до официальной канонизации, Ольгу стали почитать как святую. Святая равноапостольная княгиня Ольга была канонизирована в лике равноапостольной в 1547 году с определением дня памяти 24 июля. Ее память почитается и православной, и католической церквями.

Княгиня киевская Ольга
«Святая Ольга». Эскиз к мозаике, Николай Рерих, 1915

Иконография

Иконография великой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольную Ольгу традиционно изображают на иконах стоя. В правой руке изображают крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.

Еще один традиционный образ святой Ольги — вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Стилизованный лубочный портрет Ольги в русских традициях работы Михаила Нестерова (1892 год).
Княгиня Ольга, Васнецов

Источник — Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest